О факторах, определяющих турецкое влияние на страны бывшего СССР в новых условиях международной обстановки

Турецкая экспансия в стремительно слабеющий СССР началась в 1980-е годы. Анкара стала устанавливать тесные экономические связи с тюркскими регионами и разворачивать там культурно-просветительскую деятельность, открывая учебные заведения (как религиозные, так и светские) и СМИ. После распада СССР эта деятельность резко активизировалась. Причем в России она была направлена не только на татар, башкир, карачаевцев, балкарцев (то есть тюрок и мусульман), но также на чувашей, тувинцев, алтайцев, якутов (тюрок, но не мусульман) и на прочие народы Северного Кавказа (мусульман, но не тюрок). Анкара совершенно откровенно занималась разрушением России изнутри, что особенно явно проявилось во всемерной поддержке чеченского вооруженного сепаратизма (хотя чеченцы не являются тюрками).

Тем не менее турецкое влияние в России оказалось по ряду причин ограниченным. Россия по всем параметрам сильнее Турции, поэтому граждане более сильной страны за редким исключением не будут переориентироваться на более слабую. Кроме того, неславянские народы России оказались достаточно сильно русифицированы и европеизированы, что ограничило турецкое влияние на них. А для тюрок-немусульман Турция оказалась в значительной степени чуждой еще и культурно.

Уже с конца 1990-х российские спецслужбы начали борьбу с организациями пантюркистской направленности, которая принесла определенные результаты. Наконец, военное поражение чеченского сепаратизма сильно повлияло на всех остальных потенциальных сепаратистов.

Гораздо легче и успешнее идет проникновение Турции в другие постсоветские страны. Важнейшим союзником Турции на территории бывшего СССР стал Азербайджан, по отношению к которому в Анкаре выработана формула «один народ – две страны». Азербайджанцы в этническом плане максимально близки туркам, в Турции проживает не менее 3 млн азербайджанцев. Правда, большинство азербайджанцев являются шиитами (почти все турки – сунниты), но это не очень способствует сближению Тегерана и Баку: этнический фактор оказывается важнее конфессионального. Товарооборот между Анкарой и Баку велик и продолжает расти. Турция весьма заинтересована в поставках азербайджанских углеводородов по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан и газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзурум. В турецко-азербайджанский союз оказалась втянута православная и отнюдь не тюркская Грузия. Поскольку Турция является членом НАТО, в Тбилиси надеются, что сотрудничество с Анкарой поможет Грузии вступить в альянс. Кроме того, общая нищета и внутриполитическая разобщенность Грузии при наличии большой общей границы с Турцией очень способствует турецкой экономической и демографической экспансии в Грузию. Особенно это заметно в приграничной Аджарии, где проживает значительное количество грузин-мусульман. Претензии Турции на Аджарию пока носят латентный характер, но они уже имеют место.

Не менее активно идет экспансия Турции в Центральную Азию, в том числе и в ираноязычный нетюркский Таджикистан. При этом бывший президент Казахстана Н.Назарбаев, сохранивший очень значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику страны являлся активным сторонником и идеологом тюркского союза. Чисто теоретически Казахстан можно считать единственной страной, которая способна оспорить лидерство Турции в этом союзе, но именно теоретически. В 2009 году Н.Назарбаев предложил создать Совет сотрудничества тюркских государств (Тюркский совет), это предложение было реализовано в 2010-м на саммите глав тюркоязычных государств в Стамбуле. В 2014 году был подписан документ «Тюркский совет – современный Шелковый путь», цель которого – сделать Анкару «мостом» между Центральной Азией и Европой. В последние годы во внутренней и внешней политике Казахстана все более явно проявляются антироссийские тенденции, которые напрямую связаны с турецким влиянием (но не в последнюю очередь на это влияет и экономический фактор и западные санкции).

С Узбекистаном, крупнейшей по численности населения страной региона, у Турции возник достаточно серьезный конфликт. Бывший президент Узбекистана И.Каримов обвинил Анкару в поддержке узбекской оппозиции и в подготовке исламских радикалов среди узбеков (особенно студентов, обучающихся в турецких вузах). В числе участников покушения на И.Каримова в 1999 году были граждане Турции. Турция оказалась в ООН в числе стран, осудивших Узбекистан, что еще больше ухудшило двусторонние отношения. Турецкий бизнес в Узбекистане подвергся серьезному давлению. Однако после смерти И.Каримова ситуация существенно изменилась, отношения между странами значительно улучшились, быстро растет товарооборот.

Так же быстро он растет между Турцией и Туркменией. Слабые экономики Киргизии и Таджикистана могли бы быть вообще полностью поглощены экономикой Турции, если бы их, по сути, уже не поглотил Китай. В отличие от Турции он чужд странам Центральной Азии в этноконфессиональном отношении, но гораздо ближе географически и несравненно сильнее экономически. В сфере экономики именно Китай является главным конкурентом Турции во всем регионе Центральной Азии. «Современный Шелковый путь» Турции уже в значительной степени побежден китайским проектом «Один пояс, один путь».

Особо стоит отметить военно-техническое сотрудничество Турции со странами бывшего СССР. В конце 1990-х – начале 2000-х гг. Анкара продала им четыре старых сторожевых катера типа АВ-25 (по одному в Азербайджан и Грузию, два в Казахстан). Затем важнейшим турецким товаром в сфере военного экспорта стали бронеавтомобили. Азербайджан купил 35 машин «Кобра» и 37 бронеавтомобилей «Шорланд». Грузия приобрела 100 «Кобр» и 70 «Эдждеров», из этого количества одну «Кобру» грузинская армия потеряла в Афганистане, еще три – в Южной Осетии, из них две были захвачены российскими и югоосетинскими войсками. Около полусотни «Кобр» и до 30 БТР «Кирпи» купил Казахстан, более сотни «Кобр» – Туркмения, 24 «Эдждера» поступили в Узбекистан после нормализации его отношений с Анкарой. Кроме того, Грузия купила у Турции два старых американских вертолета UH-1Н «Ирокез» и два сторожевых катера типа MRTP-33. Но в 2010-е годы никаких новых сделок в военно-технической сфере между Анкарой и Тбилиси не было.

Зато резко активизировалось сотрудничество Анкары с Ашхабадом: Турция в значительной степени создала туркменские ВМС, причем часть катеров была построена по турецкой лицензии на туркменских верфях. Это десять катеров типа YТВК (два как ракетные, восемь как сторожевые) и шесть малых ракетных катеров типа «Дирсан». Был введен в строй самый мощный корабль туркменского флота – корвет «Дениз-хан», также построенный по турецкому проекту. Теперь ВМС Туркмении формально стали сильнейшими на Каспии.

Азербайджан в 2010-е гг. приобрел у Турции до сотни различных РСЗО и тактических ракет. Турция и Азербайджан по несколько раз в год проводили совместные учения, азербайджанская армия была в значительной степени перестроена по турецкому образцу. Турецкая помощь внесла огромный вклад в победу Азербайджана во второй войне за Карабах осенью 2020 года. На начальном этапе войны при прорыве армянских позиций азербайджанская сторона успешно использовала предоставленных Турцией сирийских наемников. Есть сведения о том, что турецкие советники работали в азербайджанской армии на всех уровнях вплоть до батальонного. А турецкие боевые БПЛА, нанесшие карабахской армии огромные потери в технике с помощью УАБ МАМ-L, даже не передавались Азербайджану – они оставались турецкими, управляли ими турецкие операторы. Возможно, что стремительному разгрому карабахской ПВО способствовало применение турками средств РЭБ. Теперь всерьез обсуждается вопрос о создании на территории Азербайджана постоянной турецкой военной базы.

Еще одним важнейшим направлением военного и военно-технического сотрудничества Турции с постсоветскими странами становится Украина. Анкара негласно поддерживает Киев по вопросу принадлежности Крыма и заинтересована в получении некоторых оставшихся у Украины военных технологий, в первую очередь – двигателей для вертолетов и БПЛА. Украина, со своей стороны, приобретает у Турции «Байрактары». Кроме того, ожидается постройка для ВМС Украины пяти турецких корветов типа «Ада» (строительство головного уже началось). В Киеве чрезвычайно вдохновлены азербайджанско-турецкой победой в Карабахе и всерьез надеются повторить этот опыт в Донбассе. Однако, последние события в рамках российско-украинского конфликта показывают, что планы по украино-турецкому сотрудничеству могут быть серьезно затруднены.

Подводя итог вышесказанному, выделим следующие ключевые моменты:

  1. Экспансия Турции на постсоветское пространство носит оттенок антироссийского характера. Это объективное обстоятельство: укрепить свои позиции в бывшем СССР Анкара может исключительно путем ослабления позиций Москвы. Таким образом, Турция подрывает влияние России на страны бывшего СССР. Единственным исключением на данный момент является ситуация в Молдавии, где и Россия, и Турция поддерживают гагаузов – тюркский народ (при этом православный), настроенный радикально антирумынски и ориентирующийся на Москву и Анкару, а не на Кишинев и Бухарест. Однако данное исключение никак не может изменить общую тенденцию. Турция надеется создать экономический, а затем и политический союз, альтернативный Евразийскому союзу. Более того, в Анкаре регулярно заявляют о возможности создания объединенной тюркской армии.
  2. У турецкой экспансии есть значительные объективные ограничители. Во-первых, Россия и Турция в настоящий момент очень активно изображают тесную дружбу. Вполне очевидно, что из-за кардинального расхождения геополитических интересов эта дружба является имитационной и ситуативной, но она взаимно сдерживает Москву и Анкару от откровенно враждебных действий в отношении друг друга.

Во-вторых, в Анкаре понимают, что если будут слишком активно подрывать изнутри Россию, она в ответ может начать подрывать изнутри Турцию (например, через поддержку курдов).

  1. Турецкие интересы на постсоветском пространстве (и за его пределами) сталкиваются с интересами не только России, но и США, ЕС, Китая, Ирана, а с недавних пор еще и большинства арабских монархий. Противостоять сразу всем Турции крайне сложно. Ее социально-экономическая и этнокультурная модели не до такой степени привлекательны, чтобы перевесить влияние остальных центров силы, а ресурсы объективно более ограниченны, чем у всех перечисленных оппонентов (кроме, быть может, Ирана). Вообще говоря, геополитические амбиции нынешней Турции все больше входят в объективное противоречие с ее возможностями. Поэтому даже максимально близкий Турции Азербайджан продолжает маневрировать между Анкарой и Москвой.
  2. В целом турецкая экспансия на постсоветском пространстве может привести к очень жесткому столкновению между Россией и Турцией. Однако не меньше вероятность того, что попытка реализации своих геополитических амбиций, которые распространяются и на Ближний Восток, и на Африку, и на Балканы, может настолько подорвать силы Турции, что экспансия завершится сама собой.
56MB | MySQL:116 | 0,785sec