по материалам Института исследований внешней политики (FPRI, США)
Две недели назад посол США в ЮАР Рубен Бригети публично заявил, что вооружение или связанные с ним технологии были погружены на российский корабль Lady R, когда он был пришвартован к военно-морской базе Саймонс-Таун. Это было серьезной причиной для беспокойства, поскольку судно находилось под санкциями правительства Соединенных Штатов за «перевозку военного оборудования для российского правительства». Хотя президент ЮАР Сирил Рамафоса подчеркнул, что нет никаких доказательств того, что вооружение или связанные с ним технологии были погружены на судно, правительство Южной Африки, тем не менее, начало официальное расследование по этому вопросу, которое ни к чему не привело.
Маршрут судна
После публичных обвинений издание Financial Times реконструировало маршрут кругосветного плавания Lady R вокруг африканского континента. Расследование показало, что судно останавливалось в Египте, Того и Камеруне до прибытия в Саймонс-Таун. Обратим внимание, никаких утверждений о поставках оружия во время этих остановок сделано не было. Однако есть отдельные утверждения о том, что египетское правительство недавно пыталось передать оружие российскому правительству. Судно заходило в порты Мозамбика, Судана и России после выхода из Саймонс-Тауна. Сейчас оно, похоже, находится на пути в Китай. Этот маршрут не только повышает вероятность того, что все, что было погружено на судно в Саймонс-Тауне, было выгружено до захода в российский порт, но и то, что оружие или связанные с ним технологии все еще находятся на судне.
Контекст
Передача вооружения — это многомерное явление. Эти измерения включают не только действующих лиц, их роли и их намерения. Среди прочего, они также включают в себя доставку и сложность системы. Прямо сейчас в открытом доступе не так много достоверной информации по любому из этих аспектов. Однако это утверждение немедленно привело к тому, что некоторые комментаторы прямо указали пальцами на правительство Южной Африки и правительство России. Конечно, существуют хорошо известные связи между правительством Южной Африки и правительством России. Но это не единственные действующие лица, которые могли быть участниками такой сделки. Вот почему важно установить контекст, в котором произошла предполагаемая передача оружия.
Правительственные учреждения
Существуют хорошо известные связи между южноафриканскими силами специального назначения и Мозамбиком. Вооруженные силы Южной Африки участвуют в текущих операциях по борьбе с терроризмом и насильственным экстремизмом на севере Мозамбика. В число этих сил входят южноафриканские силы специального назначения, которые развертываются в рамках более широкой военной интервенции Сообщества по вопросам развития юга Африки. В этом вмешательстве участвуют Силы обороны Руанды. Ситуация в Мозамбике является приоритетом национальной безопасности для правительства Южной Африки из-за их практически открытой границы, а ситуация в провинции Кабу-Дельгаду не находится под контролем. Об этом свидетельствует тот факт, что министр обороны Мозамбика Кристовао Чуме попросил правительство Южной Африки сделать больше для оказания помощи в их борьбе с исламистским мятежом. Обратим внимание, этот запрос был сделан всего через несколько месяцев после того, как судно Lady R покинуло Саймонс-Таун по пути в Мозамбик.
Частные военные подрядчики
Существуют хорошо известные связи между российскими частными военными подрядчиками и многими остановками по маршруту. По данным Совета по международным отношениям, российская частная военная компания «Вагнер» действует в Камеруне, Экваториальной Гвинее и Судане, а ранее она была активна в Мозамбике. Она также замешана в поставках оружия в Буркина-Фасо и Мали. Однако ни в одной из этих стран нет морских портов. Тем не менее, Буркина-Фасо имеет общую сухопутную границу с Того. Имеются подозрения в связях между российскими частными военными подрядчиками, арабскими правительствами и арабскими частными военными подрядчиками. И все они участвовали в вооруженных конфликтах на указанном маршруте. В Мозамбике есть утверждения о том, что эмиратский частный военный подрядчик, связанный с Эриком Принсом, основателем Blackwater и Frontier Services Group, пытался сотрудничать с ЧВК «Вагнер». В Судане имеются утверждения о том, что ЧВК «Вагнер» осуществляла поставки оружия Силам быстрой поддержки. Есть также данные о том, что Силы быстрой поддержки финансировались Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами. Более того, есть утверждения, что правительство ОАЭ играло активную роль в том, что было оформлено как попытка государственного переворота, предпринятая Силами быстрой поддержки. В любом случае, Силы быстрой поддержки были развернуты в Йемене, где их войска сражались бок о бок с силами Саудовской Аравии и ОАЭ. И это одна из основных сторон конфликта в гражданской войне в Судане в 2023 году. Обратим внимание, что конфликт начался всего через несколько месяцев после того, как Lady R покинуло Судан. Как известно, Министерство обороны США утверждало, что ОАЭ ранее финансировали ЧВК «Вагнер» в Ливии. Имеются также утверждения о том, что эмиратские частные военные подрядчики сотрудничали с ЧВК «Вагнер» в ряде африканских государств, включая Центральноафриканскую Республику, Мали и Ливию, что привело к тому, что базирующаяся в ОАЭ компания Kratol Aviation попала под санкции правительства Соединенных Штатов. Это также привело к продолжающемуся расследованию ФБР того, нарушал ли Эрик Принс законы о торговле оружием в Ливии и Судане. Также имеются данные о связях между арабскими частными военными подрядчиками и южноафриканскими частными военными подрядчиками. В частности, арабские частные военные подрядчики специально нацелены на южноафриканский спецназ и частных военных подрядчиков для вербовки. Тот же Эрик Принс однажды завербовал бывших сотрудников южноафриканского частного военного подрядчика Executive Outcomes для эмиратского частного военного подрядчика Reflex Response.
Оборонная промышленность
Существуют хорошо известные связи между оборонной промышленностью Южной Африки и российской оборонной промышленностью. С южноафриканской стороны существуют двусторонние связи с участием Armscor, Denel и Paramount. С российской стороны существуют двусторонние связи с участием «Рособоронэкспорта», ТОИР «Калашников», «Ростеха» и «Вертолетов России». За последнее десятилетие правительство России и правительство Южной Африки стремились еще больше расширить и углубить двустороннее военное, научное и техническое сотрудничество. Это, по-видимому, является частью более широких стратегических усилий российского правительства по развитию взаимовыгодных связей с африканскими и арабскими государствами. По словам генерального директора «Рособоронэкспорта» Александра Михеева, «Страны Африки к югу от Сахары в настоящее время являются одними из лидеров роста уровня и качества военно-технического сотрудничества с Россией». Поэтому неудивительно, что на российском судне, как сообщается, находились бронебойные снаряды и пулеметы, закупленные Armscor через «Рособоронэкспорт» для южноафриканских сил специального назначения.
Также существуют хорошо известные связи между оборонной промышленностью Южной Африки и арабскими правительствами. Это становится очевидным, если изучить базу данных SIPRI о поставках оружия. В период с 2011 по 2022 год крупнейшим получателем южноафриканского экспорта основных видов обычного оружия были ОАЭ. Другие крупные пункты назначения включали Индию и Соединенные Штаты. Однако значительный экспорт основных видов обычного оружия был также зарегистрирован для Саудовской Аравии и Йемена. Здесь цифры могут немного вводить в заблуждение. Экспорт в Йемен был зарегистрирован в период с 2011 по 2013 год. С 2014 года в стране идет гражданская война. В 2015 году коалиция во главе с Саудовской Аравией вмешалась в этот конфликт. В 2018 году боевые действия обострились, и Салех Али ас-Саммад, президент Высшего политического совета Йемена, был убит. Поэтому полезно взглянуть на цифры за период с 2015 по 2018 год. В тот период времени более трети южноафриканского экспорта основных видов обычного оружия направлялось в государства-члены коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией, включая саму Саудовскую Аравию и ОАЭ. С тех пор передача основных видов обычного оружия арабским странам стала более проблематичной. По сообщениям, в 2019 году правительство Южной Африки заблокировало экспорт в Саудовскую Аравию и ОАЭ из-за проверок, которые они, по сообщениям, сочли «нарушением их суверенитета». Экспорт также был заблокирован в Алжир и Оман, когда они аналогичным образом «отказались от строгих сертификатов конечного пользователя, которые предусматривали инспекции на месте». Эти связи выходят за рамки южноафриканского экспорта основных видов обычного оружия. Оборонная промышленность Южной Африки уже много лет находится в состоянии структурного упадка. Это снижение было «усугублено коррупцией, неэтичными продажами и бесхозяйственностью правительства». В последние годы это вызвало опасения, что южноафриканский оборонно-промышленный комплекс может полностью рухнуть. Чтобы предотвратить такой сценарий, правительство Южной Африки вступило в переговоры с правительствами Саудовской Аравии и Катара о покупке долей в одной из государственных оборонных компаний Denel. Согласно открытым источникам, правительство Саудовской Аравии, по-видимому, было особенно заинтересовано в передовых беспилотных летательных аппаратах и ракетных технологиях, которыми обладает компания. В 2018 году правительство Саудовской Аравии, по сообщениям, сделало свой ход, предложив миллиард долларов на приобретение миноритарной доли в совместном предприятии с немецкой Rheinmetall. После убийства Джамаля Хашогги эта сделка была заморожена, но это не помешало Paramount заключить отдельное соглашение с Saudi Arabian Military Industries в следующем году. Это привело к стратегическому партнерству для развития широкого спектра «технологий и возможностей в сухопутной, морской и воздушной сферах, а также системной интеграции». С тех пор правительства Саудовской Аравии и Южной Африки расширили свое «сотрудничество в области военной промышленности и закупок». В октябре прошлого года они даже подписали новый меморандум о взаимопонимании, который укрепил «сотрудничество в области партнерства и оборонных закупок между Южной Африкой и Саудовской Аравией».
Анализ
Учитывая контекст, представляется разумным предположить, что к передаче оружия на военно-морскую базу Саймонс-Таун могли быть причастны другие действующие лица. Помимо правительств, эти действующие лица могут включать правительственные учреждения, частных военных подрядчиков и предприятия оборонной промышленности. Более того, в сделке могли быть замешаны нероссийские правительственные учреждения, частные военные подрядчики и предприятия оборонной промышленности. Это может включать одного или нескольких нероссийских субъектов, действующих в качестве посредников или получателей. Конечно, это не окончательный список различных действующих лиц, которые могли быть вовлечены. Это просто служит полезной отправной точкой для генерации гипотез о том, что могло произойти. В этой связи отметим, что основным каналом по ВТС с ЮАР является далеко не российский. По данным французских источников, главным подрядчиком КСА и ОАЭ в ЮАР в рамках «черных поставок» израильских и иных технологий является компания Paramount arms group Итковица. В области авионики за эти поставки отвечает бывший главком ВВС ЮАР Карло Гальяно. До назначения главкомом ВВС Гальяно возглавлял отдел совместных операций ВВС с 2000 по 2003 год, а затем был директором отдела политической стратегии и программ МО ЮАР. В 2013 году он был нанят в качестве специального советника частного подрядчика Итковица. Это событие совпало по времени с запуском первых военных самолетов, производимых компанией Paramount (в том числе передового высокоэффективного разведывательного самолета (ARLHAC)) и приобретение Итковицем французской группы в области авионики, «Передовые технологии и инженерные системы» (АТС), которую возглавил Жан-Марк Пизано. Гальяно является специалистом в области израильской авиационной техники и имеет широкие связи среди израильского ВПК: 1991 по 1994 год он был военным атташе Южной Африки в Тель-Авиве. Основываясь на своем опыте, Итковиц сразу же назначил Гальяно ответственным за стратегию и развитие на Ближнем Востоке в аэронавигационном подразделении своей компании Paramount Advanced Technologies (PAT). В сентябре 2014 года генерал-лейтенант в отставке Гальяно подписал меморандум о взаимопонимании между Paramount и турецкой компанией Aselsan. В настоящее время он продолжает географическую экспансию своей компании: в апреле 2016 года он встретился с послом Беларуси в ЮАР Андреем Молчаном, чтобы определить возможности сотрудничества с Минском. Гальяно сопровождал на этой встрече еще один советник Итковица Виктор Зазерадж, который возглавлял Министерство иностранных дел Южной Африки в переходный период 1993-1995 годов и был затем послом ЮАР в Чили. Именно благодаря его связям Paramount выиграла контракт на поставку бронеавтомобилий Maverick vehicles в рамках положений о безопасности для Чемпионата мира по футболу 2014 года и Олимпийских игр 2016 года в Бразилии. Сейчас Гальяно активно лоббирует продажу ВВС КСА легких разведывательно-ударных самолетов ICR. Вот через этих людей и за счет покупки Denel сейчас саудовцы и пытаются повторить успех Абу-Даби десятилетней давности, когда ОАЭ за счет своего участия в деятельности ряда южноафриканских оружейных компаний и их связям на европейском и израильском рынке вооружений сумели приобрести ряд перспективных военных технологий. В частности, благодаря этим ноу-хау, ОАЭ уже развернули в Ливии ряд образцов, которые они адаптировали и интегрировали на местном уровне для собственного использования, в том числе боевые штурмовики, которые эффективны в борьбе с партизанами. По рекомендации Эрика Принса, основателя уже несуществующей Blackwater и главного консультанта по вопросам безопасности в Абу-Даби, местные эмиратские компании, такие как Northstar Aviation, стали специализироваться на военном переоборудовании изначально гражданских вертолетов и самолетов, которые сейчас развернуты в Ливии составе ЛНА Х.Хафтара и эксплуатируются там американским и южноафриканским персоналом.
Гипотезы
Применение вышеуказанной схемы порождает обширный набор гипотез о том, что могло произойти на военно-морской базе Саймонс-Таун. Примеры включают:
- Какой-то компонент правительства Южной Африки передал оружие или связанные с ним технологии какому-то компоненту российского правительства. Обратите внимание, это могло произойти с ведома или без ведома высокопоставленных лиц в правительстве Южной Африки. Это также могло произойти с надлежащими разрешениями и экспортными лицензиями или без них.
- Силы специального назначения ЮАР передавали оружие или связанные с ним технологии нероссийским вооруженным силам, действующим в Мозамбике или Судане. Это могли быть их собственные силы в Мозамбике. Это могли быть другие силы Сообщества развития юга Африки, действующие в Мозамбике. Это могли быть Силы быстрой поддержки, действующие в Судане. Или это могло быть для агентов южноафриканской разведки, действующих в Мозамбике или Судане. Список можно продолжать и дальше.
- Какой-то компонент правительства Южной Африки, местные частные военные подрядчики или оборонные компании Южной Африки передавали оружие российским частным военным подрядчикам. Скорее всего, в этом замешана ЧВК «Вагнер». И это оружие могло быть разгружено в Мозамбике, Судане или России.
- Некоторые компоненты правительства Южной Африки, южноафриканские частные военные подрядчики или предприятия оборонной промышленности Южной Африки передавали оружие или связанные с ним технологии предприятиям российской оборонной промышленности. Особую озабоченность вызывает то, что это могло включать оружие или смежные технологии, связанные с оружием массового уничтожения, средствами его доставки или космическими и кибернетическими возможностями.
- Какой-либо компонент правительства Южной Африки, местные частные военные подрядчики или предприятия оборонной промышленности Южной Африки передали оружие или связанные с ним технологии какому-либо компоненту правительства, частному военному подрядчику или предприятию оборонной промышленности третьей страны. В данном случае российское судно было средством транспортировки. Наиболее вероятными пунктами назначения будут Китай, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты.
- Какой-либо компонент правительства Южной Африки, местные частные военные подрядчики или оборонные компании Южной Африки передавали оружие или связанные с ним технологии какому-либо компоненту правительства, частным военным подрядчикам или оборонным компаниям третьей стороны, при этом какой-либо компонент российского правительства, российский частный военный подрядчик или российская оборонная компания выступали в качестве посредника. Опять же, наиболее вероятными пунктами назначения будут Китай, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты.
Это не взаимоисключающие наборы гипотез. Возможно, что в действительности произошло некое сочетание двух или более из них.