Ситуация в Турции: май 2023 года

Главное событие в этот период – состоявшийся 28 мая с. г. второй тур выборов президента Турции, которые, без сомнения, по причине своей значимости не только для республики, но и для региона и мира в целом, находились в фокусе внимания всего мирового сообщества, лидеров ведущих государств и международных организаций. Значимы они были и для России. Задолго до первого тура ведущие эксперты ряда стран справедливо назвали эту турецкую выборную кампанию, которая включала в себя избрание и президента, и депутатов парламента, выборами года.

В предыдущих статьях мы подробно останавливались на всех этих вопросах, прогнозировали возможный результат, сравнивали кандидатов на главный пост в стране, рассматривали их команды и ближайшее окружение с различных точек зрения. Мы максимально объективно оценивали профессиональные качества кандидатов, их конкретные общенациональные достижения и промахи в предыдущий период на внутриполитическом поле и в сфере внешней политики. При этом отдавали явное преимущество Р.Т.Эрдогану, который более 20 лет, очень сложный период в истории страны, находился у власти, допускал досадные ошибки, но и решал при этом сложнейшие проблемы, решал их, что важно, с точки зрения национальных интересов республики, как показало затем реальное развитие событий.

В условиях нынешнего, многими не ожидаемого, повышенного интереса к Турции представляется целесообразным кратко напомнить некоторые аспекты, особенности избирательной системы, о процедуре выборов, составе и полномочиях парламента и президента, которые помогут нашим читателям ориентироваться в этот период по наиболее сложным вопросам развития ситуации на внутриполитическом поле и в сфере внешней политики страны.   Это тем более необходимо, так как после майской выборной схватки запланировано проведение очередных выборов в марте 2024 года в местные органы власти. Они очень важны, прежде всего, для победившего Р.Т.Эрдогана, теперь уже 13-го президента Турции. Ведь по голосам избирателей он на этих выборах проиграл в крупнейших городах республики, в Анкаре, Стамбуле, Измире. Что это значит для президента и возглавляемой им правящей Партии справедливости и развития (ПСР) они хорошо знают. Тем более, что нынешний харизматичный мэр Стамбула, представляющий основную оппозиционную Народно-республиканскую партию (НРП), является наиболее приемлемой кандидатурой на пост генерального председателя НРП вместо потерпевшего поражение К. Кылычдароглу, по всей видимости, плохо усвоившего «уроки демократии» во время своих поездок накануне выборов в ряд западных стран, включая США.

Итак, очередные парламентские и президентские выборы изначально планировались на 18 июня 2023 г. Однако в марте президент Турции Р.Т.Эрдоган, находящийся у власти с 2003 г. (в 2003-2014 гг. в качестве премьер-министра, с 2014 г. на посту президента), подписал указ о проведении всеобщих выборов в стране 14 мая. По словам турецкого лидера, перенос был необходим, чтобы волеизъявлению граждан не помешали туристический сезон, религиозные праздники и экзамены в июне в учебных заведениях.

Голосование проходило на фоне острого социально-экономического кризиса в Турции, вызванного в т.ч. последствиями пандемии COVID-19 и самого разрушительного с 1939 года землетрясения, жертвами которого стали более 50 тыс. человек. Помимо этого, в результате политики Центрального банка Турции по снижению ключевой ставки в стране зафиксирован рекордный рост инфляции. Руководство ЦБ было вынуждено пойти на такой шаг, поскольку испытывало давление со стороны исполнительной власти. По мнению Р.Т.Эрдогана, снижение ставки благоприятно сказывается на экономике, стимулирует рост ВВП, увеличивает объем экспорта и т. д. Руководство ЦБ, несогласное с такой позицией президента, неоднократно увольнялось президентом. По официальным данным, в 2022 г. инфляция составила свыше 64% (по неофициальным — превысила 120%), курс турецкой лиры обесценился по отношению к доллару более чем на 40%.

В дополнение в начале 2023 года социально-экономическая ситуация в стране осложнилась из-за произошедших 6 февраля землетрясений магнитудой 7,7 и 7,6 на юго-востоке Турции. Согласно данным турецкого правительства, экономический ущерб превысил 105 млрд долларов. На 11 провинций, пострадавших от землетрясений, приходилось около 10% ВВП страны и порядка 15,5% турецкого экспорта (после катастрофы эти регионы стали производить на 40% меньше продукции на экспорт).

Согласно поправкам, внесенным в конституцию, по итогам референдума 2017 года Турция — президентская республика (до 2017 г. страна являлась парламентской республикой). Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту — Великому национальному собранию Турции (ВНСТ). Он состоит из 600 депутатов, избираемых на 5 лет всеобщим прямым голосованием. ВНСТ издает, вносит изменения и отменяет законы, ратифицирует международные договоры, утверждает бюджет и принимает решение об объявлении войны. Парламент может инициировать расследование в отношении президента по подозрению совершения им преступления (для этого потребуется абсолютное большинство голосов депутатов).

Согласно конституции и избирательному закону от 1983 года (с поправками от 2022 г.), парламентские выборы проходят с использованием элементов мажоритарной и пропорциональной систем: кандидаты от партий избираются по партийным спискам, а независимые — простым большинством. Возможность участия в выборах получают партии, уже имеющие парламентские фракции, а также новые политические объединения, у которых прошли учредительные съезды не менее чем за полгода до голосования.

Партии могут формировать альянсы. Для прохождения в парламент партии или коалиции необходимо набрать не менее 7% голосов (в 2018 году порог был 10%). Голоса, отданные за партии, не преодолевшие 7-процентный барьер, достаются объединению, занявшему первое место. Депутатом может быть избран гражданин Турции, достигший 18 лет (ранее — 25 лет). Не могут баллотироваться военнослужащие, судьи, прокуроры, преподаватели высших учебных заведений, а также лица, не имеющие начального образования и имеющие судимость. Активным избирательным правом обладают граждане старше 18 лет (более 64 млн человек при населении 85 млн). Не имеют права голосовать солдаты и сержанты ВС страны, курсанты военных учебных заведений, слушатели высших военных школ, а также заключенные. С 2015 г. в выборах участвуют граждане, проживающие за рубежом (примерно 3,6 млн). Общее руководство и контроль над проведением выборов осуществляет Высшая избирательная комиссия.

Для участия в выборах 14 мая были зарегистрированы 24 политические партии и 151 независимый кандидат. Сформированы пять политических блоков, однако основная борьба развернулась между правящей коалицией Республиканский альянс и главным оппозиционным блоком Народный альянс. В Республиканский альянс вошли правящая правоцентристская Партия справедливости и развития во главе с Р.Т. Эрдоганом, правая Партия националистического движения (генпредседатель — Девлет Бахчели), националистическая исламистская партия Великое единство (генпредседатель — Мустафа Дестиджи), правая Новая партия благоденствия (председатель — Фатих Эрбакан, сын бывшего премьер-министра Турции Н.Эрбакана, «отца» политического ислама). Республиканский альянс выступает за сохранение президентской системы правления и продолжение политического курса Р.Т. Эрдогана, направленного на укрепление роли Турции как одного из региональных лидеров и сохранение нейтралитета в противостоянии России с западными странами. В действовавшем до нынешних выборов парламенте 27-го созыва Республиканский альянс занимал 344 места из 600 (295 из них — Партия справедливости и развития).

Оппозиционный разношерстный Народный альянс состоял из шести партий разной идеологической направленности, но объединенных, по мнению экспертов, общей целью — добиться смены действующей власти. В Народный альянс вошли левоцентристская, придерживающаяся идеологии социал-демократии и кемализма, Народно-республиканская партия (НРП) во главе с Кемалем Кылычдароглу (старейшая турецкая партия, основана Кемалем Ататюрком в 1923 г.), правоцентристская националистическая Хорошая партия под руководством Мераль Акшенер, правая происламская Партия счастья Темеля Карамоллаоглу, правоцентристская Партия будущего во главе с Ахметом Давутоглу (премьер-министр Турции в 2014-2016 гг., бывший соратник Р.Т.Эрдогана), правоцентристская Партия демократии и прорыва с лидером Али Бабаджаном (министр иностранных дел в 2007-2009 гг., а затем вице-премьер в правительстве Р.Т.Эрдогана), а также правоцентристская Демократическая партия под руководством Гюльтекина Уйсала. Народный альянс выступает за возвращение страны к парламентской республике и ориентирован на углубление политических отношений со странами Запада, в частности США и ЕС. Также оппозиционеры обещают уделить особое внимание решению экономических проблем. Кроме того, Народный альянс намерен, в случае избрания, отказаться от влияния на Центробанк и его политику (правительство Р.Т.Эрдогана контролирует деятельность ЦБ путем назначения в его руководство лиц, согласных с проведением политики по снижению ключевой ставки). В парламенте 27-го созыва Народный альянс представлен 189 депутатами (из них 146 — НРП).

Что касается президентских выборов, то, как мы уже отмечали ранее, в соответствии с поправками в конституции от 1982 года, принятым в 2017 году, Турция стала президентской республикой (ранее была парламентской). Полномочия главы государства были значительно расширены. Президент страны возглавляет исполнительную власть, может назначать вице-президента и министров (что собирается сделать в ближайшие дни), является верховным главнокомандующим вооруженных сил, обладает контролем над судебной властью (назначает часть членов Коллегии судей и прокуроров). Глава государства обладает правом объявлять чрезвычайное положение без предварительного согласования с парламентом, инициировать референдум и определять основные параметры бюджетной политики (что неоднократно делал, корректируя работу ЦБ). Кроме того, может издавать указы, имеющие силу закона, без согласования с Великим национальным собранием Турции (ВНСТ, парламент), который он вправе распустить. В то же время ВНСТ может инициировать расследование в отношении президента по подозрению совершения им преступления (для этого потребуется абсолютное большинство). Также президент имеет право сохранить партийную принадлежность, что очень важно для Р.Т.Эрдогана, который сохранил право на поддержку созданной им правящей ПСР.

В соответствии с конституцией, президент избирается всенародным голосованием на 5 лет с правом одного переизбрания (если же в ходе второго президентского срока назначаются досрочные выборы, то президент может баллотироваться на пост еще раз). Этим умело воспользовался Р.Т. Эрдоган, проведя выборы не 18 июня, а 14 мая, однако мотивировал это другими (мы о них говорили) причинами. Напомним, по словам турецкого лидера, перенос был необходим, чтобы волеизъявлению граждан не помешали туристический сезон, религиозные праздники и экзамены в учебных заведениях в июне. Выборы проходят по мажоритарной системе. В случае, если ни один из кандидатов не наберет более 50% голосов в 1-м туре, то через две недели проводится 2-й тур. В нем участвуют два претендента, получившие наибольшее количество голосов в первом туре. Правом стать кандидатом в президенты обладают граждане Турции не моложе 40 лет, имеющие высшее образование и прошедшие службу в армии. Кандидат может быть выдвинут от партии, получившей на последних парламентских выборах не менее 5% голосов избирателей, в том числе в составе блока, или должен собрать 100 тыс. подписей в свою поддержку. Активным избирательным правом обладают граждане старше 18 лет (более 64 млн человек при населении 85 млн). Не имеют права голоса солдаты и сержанты ВС страны, курсанты военных учебных заведений, а также заключенные. С 2015 года в выборах участвуют граждане, проживающие за рубежом (3,6 млн). Общее руководство и контроль над проведением выборов осуществляет Высшая избирательная комиссия.

На пост главы государства претендовали три кандидата: действующий президент Турции Р.Т.Эрдоган (выдвинут правой правящей коалицией Республиканский альянс), лидер Народно-республиканской партии Кемаль Кылычдароглу (от главного оппозиционного блока Народный альянс) и бывший депутат парламента Синан Оган (правый блок Альянс АТА). Еще один политик, допущенный до голосования, лидер центристской кемалистской партии Отчизна Мухаррем Индже (независимый кандидат) снял свою кандидатуру за три дня до выборов.

Основная борьба развернулась между Р.Т.Эрдоганом и К.Кылычдароглу. Первый тур 14 мая с. г. не выявил победителя. Р.Т.Эрдоган получил 49,52% голосов, а лидер левоцентристской НРП, входящей в оппозиционный Народный альянс, К. Кылычдароглу 44,88%. Третий кандидат в президенты Синан Оган выбыл из президентской гонки с результатом 5,17% голосов. Согласно окончательным данным турецкого ЦИК, из внесенных в списки для голосования в стране и за рубежом 64,1 млн человек в выборах 14 мая приняли участие 55,8 млн человек. Действительными признаны 54,7 млн избирательных бюллетеней. Явка составила 87,04%. За рубежом, как следует из таблицы ЦИК, в списки для голосования внесены 3,4 млн человек, проголосовали почти 1,7 млн избирателей. «На зарубежных участках за Эрдогана проголосовали 57,70% избирателей, за Кылычдароглу — 39,68%, сообщила ЦИК.

Что же касается выборов в парламент, то согласно окончательным итогам, правящий альянс президента Турции Р.Т. Эрдогана получил большинство, 323 места в парламенте страны. Окончательные результаты голосования 14 мая по составу парламента 28-го созыва утверждены комиссией и опубликованы в «Официальной газете». Партия справедливости и развития получила 268 мест, Новая партия благоденствия получила пять, Партия националистического движения — 50. А оппозиционный альянс К.Кылычдароглу получил всего 212 мест в парламенте. Другими словами, правящий альянс, лидирующая роль в котором принадлежит ПСР, имеет большинство в парламенте, что очень важно для президента страны и его партии.

Напомним, что в своей программе «Правильные шаги для века Турции: предвыборная декларация 2023г.» глава государства подчеркивал, что под его руководством в стране продолжится укрепление президентской формы правления. Р.Т.Эрдоган намерен провести референдум по принятию новой конституции, которая отражала бы волю всего турецкого народа, защищала и охватывала бы всех граждан независимо от расы, религии, языка, цвета кожи и культуры. Он также обещает в короткие сроки справиться с последствиями разрушительного землетрясения на юго-востоке Турции 6 февраля с.г. и унесшего жизни более 50 тыс. человек. Предполагается, что в затронутых природной стихией провинциях будут построены 650 тыс. новых домов. При этом около половины — 319 тыс. — из них планируется сдать в течение года. Он также обещает повысить «устойчивость всех городов» к стихийным бедствиям.

Значительное внимание в предвыборной программе действующий президент уделял экономике. Он обещал добиться многократного снижения уровня инфляции (в 2022 г. составила свыше 64%), повысить уровень благосостояния граждан, индексируя зарплаты выше уровня инфляции. Он нацелен на поддержание ежегодного темпа роста экономики на уровне 5,5% и достижения ВВП страны 1,5 трлн долларов к 2028 г. (в 2022 г., по данным Института статистики Турции, ВВП составил 905 млрд долларов, рост ВВП — 5,6%). ВВП на душу населения планируется увеличить до 16 тыс. долларов (в 2022 г. – 10 655 долларов). Действующий президент обещает добиться снижения уровня безработицы до 7% (в 2022 г. — 10,4%), создав за 5 лет до 6 млн новых рабочих мест. В частности, власти хотят увеличить уровень занятости женщин в экономике до 35% (в н. в. — 28%), предоставив им возможности гибкого графика, дополнительные программы их обучения и т.д. Планируется также увеличить объем экспорта с 254,2 млрд долларов до не менее 400 млрд долларов к 2028 г. (в частности, экспорт военной продукции с 4,4 млрд до 15 млрд долларов). В планах Р.Т. Эрдогана ежегодное привлечение до 90 млн туристов (в 2022 г. — 44,56 млн) и повышение доходов от туристической сферы до 100 млрд долларов в год (в 2022 г. — 46 млрд долларов ).

Одна из важных тем предвыборных обещаний Р.Т.Эрдогана — снижение к 2028 г. зависимости Турции от импорта энергоресурсов с 71% до 56%. Это планируется сделать за счет строительства новых АЭС в стране и наращивания добычи собственного природного газа (в 2020 г. в Черном море Турция обнаружила его новые запасы, общий объем которых оценивается в 710 млрд куб. м). В рамках развития инфраструктурных проектов, в частности, планируется дальнейшее строительство канала «Стамбул», о начале сооружения которого было объявлено в 2021 г. Он должен соединить Мраморное и Черное моря, став альтернативой Босфорскому проливу. Также он намерен реализовать проект по созданию сверхскоростной железнодорожной линии между Анкарой и Стамбулом (скорость поезда до 400 км/ч).

В программе Р.Т.Эрдогана реализация ряда социальных программ, нацеленных на поддержание доходов семей, а также на решение проблем занятости молодежи. Для поощрения заключения новых браков предполагается выдавать молодоженам беспроцентный кредит в размере 150 тыс. лир (7 460 долларов по действующему курсу) со сроком погашения 48 месяцев с двухлетним льготным периодом. В образовательной сфере он обещает сделать Турцию одной из пяти самых привлекательных стран в мире для обучения в ее университетах, увеличить количество иностранных студентов с 260 тыс. до 1 млн. Также заявляется о стремлении к тому, чтобы как минимум 10 турецких вузов вошли в 500 лучших в международных рейтингах. Во внешнеполитической деятельности Р.Т.Эрдоган настроен продолжать развивать отношения как со странами Запада, так и с Россией. Он заявляет, что в российско-украинском конфликте продолжит придерживаться политики нейтралитета.

В предвыборной программе Р.Т.Эрдогана зафиксировано, что Турция активизирует контакты со всеми сторонами сирийского конфликта, чтобы добиться урегулирования ситуации в этой стране. Отношения с соседними странами, согласно документу, будут укрепляться «на основе уважения национальных интересов, сотрудничества, процветания, стабильности и мира». При этом подчеркивается, что Турция продолжит «самым активным образом» проводить политику по укреплению безопасности границ, борьбе с терроризмом и защите суверенных прав. При нахождении Р.Т.Эрдогана у власти в 2016-2019 гг. Анкара провела на территории Сирии против «террористических групп сирийских курдов, угрожающих Турции», три военные операции – «Щит Евфрата», «Оливковая ветвь» и «Источник мира».

Следует обратить внимание на поведение кандидатов в период между первым и вторым туром голосования. Так, действующий президент Турции Р.Т.Эрдоган вновь заверил, что политика его страны в отношении России не претерпит изменений после выборов главы республики. «Мы продолжим ту же политику, которую проводили до выборов. Менять ее в отношении России, США, Китая и Запада, с которыми находимся в контакте, мы не намерены. Будем продолжать в том же духе», — сказал он в эфире телеканала Си-эн-эн тюрк. Обратили внимание на его слова о том, что он ожидает победы в предстоящем 28 мая втором туре выборов главы государства. «Мы упорно боролись в первом туре без провокаций, не обращая внимания на давление, не отчаиваясь, не сдаваясь перед лицом трудностей. Мы уже приступили к подготовке к 28 мая. Теперь пришло время увенчать успех, которого мы достигли 14 мая, еще более крупной победой», — написал он на своей странице в Твиттере.

Второй тур президентских выборов для действующего президента Турции Р.Т.Эрдогана будет гораздо проще, и он наберет более 50% голосов. Об этом в эфире телеканала «Ахабер» заявил официальный представитель турецкого лидера Ибрагим Калын. «Второй тур для нас будет гораздо проще. За границей участие в выборах было на уровне 53%. Думаю, сейчас будет то же самое. С учетом всех факторов поддержка нашего президента составит более 50%. Разница в голосах по итогам первого тура очень явная. Это 5%, или 2,5 млн голосов. Вряд ли она уменьшится», — уверенно заявил И.Калын.

Он напомнил, что сейчас идут дебаты о том, кому пойдут голоса, отданные за кандидата Синана Огана, получившего 5,17%. «Дискуссии продолжаются, и мы за ними следим. Неверно было бы утверждать, что все эти проценты уйдут кому-то одному из кандидатов. Пока мы не проводили встреч с Оганом. Мы знаем, что его позиции более близки к нашему альянсу. Встреча с С. Оганом в дальнейшем у нас может состояться», — отметил И.Калын. В результате такой встречи С.Оган заявил о поддержке во втором туре Р.Т.Эрдогана.

Представитель президента также раскритиковал иностранную прессу некоторых западных стран за то, что она «не занималась журналистикой, а явно встала на определенную сторону». «Журналисты пытались повлиять на результат выборов, но это не удалось. В этот раз они попытались поддержать и усилить одну из сторон, но турецкий народ не стал вестись на броские заголовки и сказал свое слово», — указал И.Калын. По его словам, Анкара говорила, что «не принимает устанавливаемые Западом рамки» и будет действовать независимо в соответствии с интересами страны.

Что касается К.Кылычдароглу, то он, ошибочно оседлав в первом туре конек русофобии, не слез с него и в период перед вторым туром. «Конек» этот, взращенный впопыхах, так как глупость его была видна невооруженным взглядом даже рядовым турецким избирателям, а вектор его использования был предложен из-за океана, не «вывез» седока в победители, что было очевидно с самого начала. Надо отметить, что лидер оппозиции ранее публично особо не демонстрировал антироссийских взглядов, но в узком кругу позволял себе быть удальцом на этом направлении. Западные партнеры были об этом проинформированы, но все же решили в спешке ее подкинуть, понимая, что «утка русофобии дохлая» — а вдруг оживет и вытянет. Не получилось. Не помогли и заявления К. Кылычдароглу, подобные интервью Deutsche Welle (издание внесено в российский реестр СМИ-иноагентов), что он приведет страну в Европейский союз. «Мы развернем внешнюю политику Турции на 180 градусов», — не много, не мало заявил он, пообещав вернуться к переговорам о вступлении страны в Европейский союз. Правда, ему не объяснили, что турки никогда по сути и не отказывались от этих переговоров. Это западные партнеры держат их в «предбаннике Евросоюза» на коротком поводке уже более полувека. В результате Р.Т.Эрдоган получил поддержку 52,18% избирателей, а его конкурент от оппозиции К.Кылычдароглу – 47,82%. Высшая избирательная комиссия страны объявила Р.Т.Эрдогана победителем.

И еще об одном промахе оппозиции. Ее лидер К.Кылычдароглу пообещал выслать в случае победы на выборах из страны всех беженцев. При этом накануне первого тура он обещал выслать 10 млн беженцев, а накануне второго тура – уже 13 млн. Откуда такие цифры? При этом, зная, что в стране их не более 4,5 млн. Турецкий избиратель не очень доволен беженцами. Это факт. Но такая дутая цифирь покоробила даже недовольных. А действующий президент Турции накануне второго тура сообщил, что благодаря его дружеским отношениям с российским лидером Владимиром Путиным на севере Сирии может быть налажен механизм взаимодействия в борьбе с терроризмом. В интервью телеканалу CNN он также отметил, что Турция держит войска на границе с Сирией исключительно из-за исходящей ей угрозы терроризма. «Благодаря нашей дружбе с Путиным мы подумали о возможности открытия прежде всего на севере Сирии дверей, требующих тесного сотрудничества и взаимодействия в борьбе с терроризмом», — сказал Р.Т.Эрдоган. И здесь же он сообщил, что турецкие власти прилагают усилия для безопасного возвращения на родину из Турции сирийских беженцев, в связи с чем на севере соседней страны создается необходимая инфраструктура и возводится жилье. «Турецкие НПО строят на севере Сирии жилые объекты, чтобы беженцы могли вернуться на родину. Этот процесс был начат давно, мы поощряем процесс возвращения в Сирию порядка миллиона беженцев», — сказал президент Турции в ответ на обещание кандидата в президенты, лидера оппозиции К.Кылычдароглу выслать в случае победы на выборах из страны всех беженцев. Примечательно, что этом деле Р.Т.Эрдогану готов оказать помощь Катар.

В тот же день турецкая газета «Хюрриет» сообщила, что новая четырехсторонняя встреча по сирийскому урегулированию пройдет на уровне заместителей министров иностранных дел, предположительно, в конце июня. Одним из основных вопросов повестки станет «добровольное и безопасное» возвращение из Турции на родину сирийских беженцев. В Анкаре, как отмечает издание, хотят, чтобы гарантами этого процесса выступили Россия и Иран.

Необходимо отметить антиамериканский фон майских выборов, на острие которого находился министр внутренних дел Турции С.Сойлу. Он в очередной раз обвинил США в вынашивании планов смещения действующего президента Р.Т.Эрдогана на предстоящих выборах главы республики в отместку за неудачные попытки переворотов. «Мы знаем, что США стояли за попытками переворотов в Турции и хотят отомстить за путчи, которые так и не смогли совершить. Мы также знаем, что они хотят отомстить Эрдогану за то, что он разрушил созданную США с 1960-х годов систему власти в Турции», — заявил С.Сойлу в эфире телеканала «Хабертюрк». «США совершили перевороты в Турции в 1960 году, в 1971 и 1980 годах, а также 28 февраля 1998 года. Кроме того, они причастны к протестным акциям в парке Гези (в Стамбуле в 2013 г.). США и Запад проникли в органы власти Турции и контролировали в них государственных деятелей. Р.Т.Эрдоган разрушил эту систему, поэтому они хотят отомстить за это. Именно США являются разработчиками планов переворота», — продолжил турецкий министр, добавив, что в Вашингтоне используют в своих целях запрещенные в Турции Рабочую партию Курдистана и организацию ФЕТО, которую Анкара также обвиняет в подготовке переворота в июле 2016 года.

Наряду с этим, глава МВД Турции заявил, что США с первого дня его работы министром начали оказывать на него давление. «С первого же месяца, как я пришел в МВД, Америка начала оказывать на меня давление. В частности, они сказали, что им нужны биометрические и идентификационные данные сирийцев, размещенных в Турции. Но я им ответил, что не предоставлю эту информацию, и не дал ничего», — сказал он. По мнению министра, США пытаются остановить развитие Турции и заставить ее идти назад и переживать поражения. Но этого, по его словам, не произойдет, когда «у руля президент Реджеп Тайип Эрдоган».

Напомним, что ранее С.Сойлу уже многократно выступал с критикой в адрес США и Запада в целом. В конце апреля он заявил, что Соединенные Штаты и Европа в свете парламентских и президентских выборов 14 мая дали указание турецкой оппозиции сместить президента страны Р.Т.Эрдогана. Реальное развитие событий в ходе майских выборов подтвердило эти заявления турецкого министра.

Как и следовало ожидать, в многочисленных рядах западных политических, экономических и финансовых экспертов сразу после объявления итогов президентских выборов и с учетом результатов парламентских выборов началось массированное информационное давление на Анкару с использованием катастрофических прогнозов для турецких экономики и финансов.  Вот один из примеров. Джон Харрисон, управляющий директор по макростратегии развивающихся рынков в TS Lombard, сказал, что «падение рынка Турции усугубилось на фоне продления правления президента Р.Т.Эрдогана и его нетрадиционной экономической политики».   «Банковские акции и суверенные долларовые облигации наметили устойчивую тенденцию к снижению, а стоимость страхования турецкого долга растет. Его правление делает Турцию практически непривлекательной для инвестиций с точки зрения управляющих западными фондами», подчеркнул он.

Турецкая лира, которой, по словам аналитиков, в течение последнего года все больше управляют турецкие власти, зафиксировалась на отметке 19,7175 за доллар США и приблизившись к рекордно низкому уровню в 19,80, достигнутому в марте. Долгосрочные государственные облигации в долларах, а также ключевые корпоративные и банковские облигации подешевели на рынках с фиксированным доходом. Государственные облигации со сроком погашения в 2045 году упали на 1,5 цента до чуть менее 73 центов за доллар, что близко к самому низкому уровню, зафиксированному с конца февраля.

А кредитное рейтинговое агентство Fitch заявило, что политическая и экономическая неопределенность сохранится. «Что касается давления на суверенный рейтинг Турции «B»/»Негативный», то после выборов мы сосредоточимся на том, станет ли сочетание мер политики правительства более убедительным и последовательным», — говорится в сообщении. Акции банков, которые выросли за неделю до выборов в надежде на изменение политики, вновь упали еще на 8%, а затем опустились после выборов почти на 20%. Акции крупнейших банков Yapi Kredi, Is Bank и Akbank, а также крупного конгломерата Koc Holding, сети BIM и Coca-Cola Icecek подешевели более чем на 9%. Общий индекс стамбульской биржи, который упал на 6,1%, может ощутить на себе дальнейшее негативное давление. «Постоянный контроль над капиталом и эффективные валютные интервенции в краткосрочной перспективе могут сдержать волатильность цен на турецкие активы. Неустойчивость текущей политической среды крайне негативна в любом более продолжительном периоде. Нельзя исключать резкую корректировку цен на турецкие активы в течение года без, по крайней мере, значительного частичного изменения политики со стороны правительства», — написал в заметке Эрик Мейерссон, главный стратег по развивающимся рынкам SEB Bank.

Оппозиция, у которой главной целью было любым способом лишить Р.Т.Эрдогана власти, тоже озаботилась экономикой и финансами и послушно занимает свое место в этом хоре, который исполняет один прежний мотив: команде Р.Т.Эрдогана не решить стоящие перед страной проблемы в этих областях, а потому надо готовиться к досрочным выборам. Это старый испытанный рычаг Запада: раскачивание экономической ситуации, перевод её по возможности в массовые протесты, которые могут привести турецкое руководство к отставке, досрочным выборам и отстранению Р.Т.Эрдогана от власти, что и является главной целью западных партнеров Турции.

Что касается отношений с Россией, то сразу же после выборов президенты двух стран в ходе телефонного разговора договорились не снижать темпов двустороннего многопланового сотрудничества, прежде всего, в сфере энергетики. Здесь и строительство АЭС «Аккую», и газовый хаб в европейской части Турции, и сирийское урегулирование, и зерновая сделка, и ситуация на Украине. В Турции обратили внимание, что в условиях сложной ситуации в финансовой сфере Анкара договорилась с Россией об отсрочке платежей по счетам за природный газ на сумму 600 млн долларов до 2024 года. Это утверждает агентство Рейтер со ссылкой на два источника. При этом агентство отмечает, что это стало первой подобной отсрочкой в рамках соглашения, объявленного ранее. Согласно ему, «отсрочки турецких энергетических платежей России могут достичь 4 млрд долларов США. Официально платеж в размере 600 млн долларов был отложен до следующего года. Рост цен на энергоносители оказал на это огромное влияние», — сказал агентству один из источников. Глава министерства энергетики Турции Фатих Донмез, в свою очередь, также заявил о достижении договоренностей с Газпромом об отсрочке части платежей за поставляемый Турции природный газ. Однако он отказался сообщить, на какую сумму конкретно удалось договориться. Напомним, что Россия является ключевым поставщиком природного газа в Турцию, поставляя ежегодно более 40% всего импортного газа.

56.09MB | MySQL:116 | 0,599sec