О членстве Сомали в Восточноафриканском сообществе (ВАС)

по материалам Университета Джорджа Мейсона (США)

Готово ли Сомали присоединиться к Восточноафриканскому сообществу (ВАС)? Не сведет ли политическая, экономическая и социальная нестабильность Сомали на нет любые выгоды, получаемые от ВАС? Очевидно, что в настоящий момент Сомали не готова к глубокой интеграции в Сообщество ВАС, тем не менее, после реформирования национальных институтов поэтапный подход к членству в ВАС с изменяемой геометрией может привести к новым ускоренным реформам в Сомали, касающимся финансового регулирования, модернизации здравоохранения и развития малой промышленности. Учитывая слабые институты, Сомали могут быть предоставлены более длительные переходные периоды для соответствия нормативным требованиям ВАС.

Краткая история ВАС

Договор о восстановлении Восточноафриканского сообщества был подписан главами государств Кении, Уганды и Танзании и вступил в силу 7 июля 2000 года. Два новых члена, Руанда и Бурунди, присоединились к Сообществу в 2007 году, а Республика Южный Судан — в 2016 году, в результате чего его членский состав увеличился до шести. В 2022 году была присоединена Демократическая Республика Конго (ДРК), что открыло Сообщество для торговых портов Атлантического океана. В случае присоединения к сообществу, население Сомали будет пятым по величине в Сообществе с одним из самых маленьких показателей валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения в размере 544 долларов США. В целом, с возможным присоединением Сомали население Сообщества составит 320 млн человек, а ВВП составит 330 млрд долларов США (1030 долларов США на душу населения). Сообщество создало Таможенный союз в 2005 году и Общий рынок в 2010 году. Сомали находится в процессе создания валютного союза с ВАС к 2023 году, но это может быть отложено, учитывая различные финансовые правила, которые это влечет за собой. Конечной целью Сообщества является создание полноценного политического союза — «Политической федерации восточноафриканских государств». Даже в таких более авторитетных организациях, как Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), Сообщество по вопросам развития юга Африки (САДК) и Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС), в их учредительных договорах нет положения о политическом союзе. Своим процессом интеграции и целями новый ВАС является типичным примером региональных блоков, порожденных новой волной регионализма.

Заявка Сомали на вступление в ВАС

Сомали подала заявку на вступление в ВАС в 2012 году; однако эта заявка была отклонена. В 2019 году Сомали вновь подала заявку на членство в ВАС, но была отложена до повторного рассмотрения, когда в 2021 году был избран президент Хасан Шейх Махамуд. 25 января 2022 года «… официально стартовала миссия по проверке для оценки готовности Федеративной Республики Сомали присоединиться к Сообществу».  Процесс проверки был запланирован на период с 25 января по 3 февраля 2023 года, в ходе которого техническая группа ВAC должна была привлечь различные подразделения Федерального правительства Сомали.

В соответствии со статьей 3 (2) Договора об учреждении ВАС, когда государство-партнер подает заявку на вступление в Сообщество, учитываются следующие факторы:

  • Географическая близость и взаимозависимость между Сомали и государствами-партнерами.
  • Принятие Сообщества в соответствии с настоящим Договором.
  • Приверженность универсально приемлемым принципам благого управления, демократии, верховенства закона, соблюдения прав человека и социальной справедливости.
  • Потенциальный вклад в укрепление интеграции в Восточноафриканском регионе.
  • Создание и поддержание рыночной экономики.
  • Социальная и экономическая политика, совместимая с политикой Сообщества.

Сомали имеет географическую близость и взаимозависимость с государствами-партнерами; однако  как хрупкое государство, оно сталкивается с множеством внутренних проблем. Смещения в сторону низкого дохода и неадекватного потенциала реализации были бы усилены, если бы Сомали присоединилась к ВАС. Что касается экономики, Сомали необходимо быть осторожным, чтобы не иметь чрезмерно оптимистичных ожиданий относительно либерализации торговли и учитывать преимущества и последствия членства в ВАС, особенно с учетом слаборазвитой институциональной и физической инфраструктуры страны. Преимущества торговли продуктами, вероятно, будут реализованы за счет импорта товаров, в связи с чем Сомали потребуется более широкий региональный рынок, чтобы уменьшить зависимость от импорта из стран, не входящих в Восточноафриканское сообщество, а нормы мобильности факторов производства ВАС могут помочь справиться с нехваткой факторов производства.  Но такая  интеграция должна быть сопоставлена с опасностями сохранения региональной олигополистической ренты. Большинство нынешних членов ВАС находятся в нижней части мирового рейтинга с точки зрения институтов, человеческого капитала, инфраструктуры, параметров рынка и уровня развития бизнеса, поэтому преимущества, получаемые от Сообщества, члены которого занимают одно из самых низких мест в мире, должны быть оценены Сомали.

Интеграция Сомали в Таможенный союз и Общий рынок

Сомали могла бы извлечь выгоду из присоединения к Сообществу в двух областях: Общий рынок и Таможенный союз, поскольку это поможет стране привязать свою торговую и инвестиционную политику к протоколам интеграции своей таможни и рынка в Сообщество. Таможенный союз предполагает единый внешний тариф, беспошлинное и неквотируемое перемещение товаров, подлежащих продаже в рамках ВАС, и общие меры безопасности для регулирования импорта товаров от третьих сторон. Общий рынок закреплен в протоколе, который «предоставляет право на учреждение, поселение и проживание; свободу передвижения лиц, предоставление рабочей силы и услуг; недискриминацию и равные права между гражданами государств-партнеров и внутрирегиональными мигрантами». Сомали может и дальше наращивать свои усилия по укреплению региональных и международных торговых соглашений. В последние годы Сомали более активно использует торговую дипломатию, что отражает усилия страны по приданию трансграничной торговле важной роли в развитии страны. Это усилило приверженность торговым переговорам на региональном и глобальном уровнях. На региональном уровне Сомали восстановила Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) в 2018 году и подала заявку на вступление в Восточноафриканское сообщество. В 2020 году правительство Сомали одобрило членство страны в Африканской континентальной зоне свободной торговли (AfCFTA), но его ратификация ожидает одобрения парламента. Усиление гармонизации нескольких таможенных режимов могло бы поддержать долгосрочные амбиции Сомали по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). Хотя Сомали хотела бы торговать с членами ВАС, учитывая жизненно важную роль торговой и инвестиционной политики для развития, она в настоящее время не располагает производственными мощностями промышленного масштаба, сравнительными преимуществами которых она может торговать с членами ВАС. В настоящее время Сомали импортирует товары первой необходимости и имеет дефицит торгового баланса, который, по оценкам, составляет около 65% ВВП; этот дефицит может увеличиться, если цены на такие товары, как топливо и пшеница, продолжат расти в результате кризиса, связанного с Украиной. Природные богатства Сомали включают землю, реки, леса, минеральные ресурсы и морские ресурсы. Улучшение человеческого капитала может дать сомалийцам навыки, необходимые для повышения производительности и реагирования на возможности развивающегося частного сектора.  Благодаря своему стратегическому расположению вблизи важных международных маршрутов и портов, Сомали предлагает ряд преимуществ, которые могут помочь диверсифицировать своих экспортных партнеров за пределами стран Совета сотрудничества стран Персидского залива (ССАГПЗ). Региональные торговые соглашения, такие как ВAC, Общий рынок Восточной и Южной Африки (COMESA) и Африканская континентальная зона свободной торговли (ACFTA), предоставляют значительные экспортные возможности для сомалийских производителей. Развитию региональной интеграции может способствовать продвижение национальной торговой стратегии, поддерживающей учреждения Сомали, связанные с торговлей, гармонизация процессов таможенного и пограничного контроля и укрепление потенциала производителей по выполнению санитарных и фитосанитарных требований импортеров. По мере того, как Сомали укрепляет свои процессы внедрения единой тарифной сетки и построения торговых институтов, могут появиться возможности улучшить свои позиции в качестве члена. Из-за фрагментации внутреннего рынка Сомали, торговля и конкурентоспособность затруднены, что повышает издержки производителей и снижает конкурентоспособность. Следовательно, Сомали должна заняться своей внутренней нормативно-правовой базой, а устранение факторов фрагментации требует устранения незаконных контрольно-пропускных пунктов за счет улучшения управления и высоких транспортных расходов. Кроме того, улучшение доступа к надежной дорожной сети и мощности в стратегических коридорах могло бы поддержать торговлю внутри Сомали и в ВАС. Кроме того, страна может работать над модернизацией и расширением своей экспортной отрасли. Виды товаров, которыми Сомали может торговать с членами ВАС, следует диверсифицировать путем укрепления производственно-сбытовых цепочек, например, в таких секторах, как сельское хозяйство и рыболовство. Для модернизации производственно-сбытовых цепочек будут необходимы стабильная среда безопасности, поддерживающие инвестиции (например, в инфраструктуру и холодильные блоки) и улучшенные технические навыки, в том числе в области безопасности пищевых продуктов и здоровья животных. Кроме того, диалог между государственным и частным секторами и обмен информацией с инвесторами, например, путем запуска портала торговой информации для поддержки доступа к торговым процедурам, документам и требованиям к сборам, могли бы стать мерами по поддержке деловой среды. В предстоящие годы стратегии развития и интеграции Сомали должна будет уделять приоритетное внимание торговле и прямым иностранным инвестициям. Однако, кроме того, стране необходимо будет уделить немедленное и согласованное внимание производственно-сбытовым мощностям и физической инфраструктуре, если рост, ориентированный на экспорт, планируется превратить в жизнеспособный вариант развития. Аналогично рекомендациям предыдущим претендентам на членство в ВАС, Сомали должна остерегаться риска возникновения нереалистичных ожиданий от своего решения добиваться членства в ВАС и участвовать в процессе интеграции, ориентированном на торговлю и инвестиции.

Качество институционального управления и состояние физической инфраструктуры являются важными факторами для того, чтобы Сомали осознала какие-либо выгоды от присоединения к сообществу; однако обзор нынешних реалий ее развития  позволяет сделать отрезвляющий вывод:

— Почти 70% населения Сомали живет менее чем на 1,90 доллара США в день.

— Сомали уязвима к частым климатическим и биологическим катастрофам. Кроме того, климатические потрясения влияют на источники средств к существованию и усугубляют риски отсутствия продовольственной безопасности, что приводит к внутреннему перемещению.

— По оценкам, только 2860 км из 21 830 км дорог в стране имеют твердое покрытие (13%) — и большинство из них находятся в плохом состоянии.

— Условия здравоохранения в лучшем случае являются базовыми, с одним из самых высоких показателей детской смертности в Африке и самым низким числом медицинских работников на душу населения на континенте.

— Фирмы и домашние хозяйства, как правило, страдают от ограниченного доступа к дорогостоящей электроэнергии.

— Несмотря на значительный сельскохозяйственный потенциал, Сомали сильно зависит от импорта продовольствия.

— Значительная нехватка технократического опыта препятствует способности разрабатывать и осуществлять политический выбор, определяемый коренными жителями.

— Страна страдает от чрезмерной зависимости от денежных переводов, и 70,2% государственного бюджета поступает от международных доноров, что приостанавливает основные управленческие и макроэкономические риски и проблемы, которые обычно влечет за собой такая зависимость.

Учитывая вышеуказанные факты, лица, принимающие решения в Сомали, должны оценить аргументы в пользу членства в ВАС в свете многих сложных вопросов. Сомалийские политики должны реалистично оценивать вероятные временные рамки и то, насколько региональная интеграция может улучшить перспективы развития Сомали. Кроме того, какую роль Сомали может реально отвести интеграции на основе торговли и инвестиций, которая является основой сегодняшних согласованных региональных интеграционных инициатив? Поспешно вступая в ВАС в ситуации, когда ресурсы сильно ограничены, а мощностей для снабжения региональных рынков недостаточно, Сомали рискует стать местом свалки импортных товаров из стран-членов ВАС. Наконец, учитывая нехватку технократического опыта, Сомали, вероятно, еще некоторое время будет принимать правила ВАС; поэтому необходимо как можно скорее начать набирать опыт политиков в области регионального и глобального экономического управления и торговой дипломатии.

Интеграция Сомали в общий рынок и мобильность рабочей силы

Хотя в некоторых странах-членах ВAC в Сомали насчитывается значительная диаспора, управление трансграничной мобильностью рабочей силы по-прежнему является сложной и деликатной политической задачей, особенно в связи с острой нехваткой внутренних специалистов и слабым потенциалом Сомали по экспорту рабочей силы из-за многолетнего конфликта, вызвавшего утечку мозгов. Сомали также необходимо учитывать, какие последствия для рынка труда, как для квалифицированных, так и для неквалифицированных работников, может вызвать членство в ВAC. Более того, 75% населения Сомали моложе 30 лет и имеют ограниченные возможности трудоустройства. Уровень участия в рабочей силе (37% и 58%  для женщин и мужчин соответственно) в Сомали низок, и трансграничная мобильность рабочей силы в рамках ВАС, вероятно, еще больше снизит его.

Региональная интеграция Сомали

Индекс региональной интеграции Африки за 2019 год (ARII) оценивает прогресс региональной интеграции стран, входящих в восемь региональных экономических сообществ, признанных Африканским союзом. ARII измеряет, как каждая страна выступает по сравнению с другими странами своего регионального экономического сообщества, а также странами по всей Африке.  Каждая страна в МОВР должна выполнять пять аспектов региональной интеграции.  Сомали находится на самом низком уровне по этим показателям по сравнению с нынешними членами ВАС.

Рекомендации по возможной скорости интеграции для Сомали

Хотя Сомали является нестабильной страной, при правильных реформах развитие Сомали могло бы ускориться благодаря постепенной интеграции в ВАС.  В сообществе ВАС допускается интеграция с переменной геометрией. Сомали необходимо постепенно интегрироваться в таможенный союз и общий рынок; однако сначала ВАС следует потребовать, чтобы Сомали модернизировала и построила свои национальные институты. Правительство Сомали должно усилить налоговую политику, уделяя особое внимание налоговым режимам внутренних и таможенных поступлений, которые могут быть гармонизированы для достижения федеральной цели и, в конечном счете, вступления в члены ВАС. Предполагаемые подходы для Сомали могли бы быть:

  • Интеграция с учетом особенностей Сомали с целью устранения пробелов в развитии, доходах и потенциале. Этот метод оказался эффективным и способствовал переходу других стран к статусу стран со средним уровнем дохода и был рекомендацией для Южного Судана.
  • Ослабление движения рабочей силы в Сомали с учетом влияния низкого уровня участия рабочей силы в Сомали; следовательно, дифференцированный подход к мобильности рабочей силы и более длительные переходные периоды для полной мобильности рабочей силы со стороны нынешних членов ВAC с большей квалификацией и разрывом в доходах.
  • Программа интеграции Сомали, контролируемая ВАС, для предотвращения негативных последствий дешевого импорта из нынешних членов ВАС.

Заключение

Сомали не готова сейчас к глубокой интеграции в ВАС. Тем не менее, после реформирования национальных институтов изменяющаяся геометрия постепенного подхода к членству в ВАС может привести к новым ускоренным реформам в Сомали, касающимся финансового регулирования, модернизации здравоохранения и развития малой промышленности. Присоединение может быть поэтапным с использованием различных инструментов интеграции или с использованием различных свобод Общего рынка ВАС для Сомали. Кроме того, Сомали могут быть предоставлены длительные переходные периоды для соответствия нормативным требованиям ВАС.

53.02MB | MySQL:103 | 0,442sec