О федеральном бюджете Пакистана на 2024–й финансовый год

Как отмечают пакистанские экономические источники, сейчас самые сложные времена для представления федерального бюджета на следующий 2024 финансовый год на фоне стагфляции и множества неопределенностей, связанных с предстоящими выборами и опасениями о том, как Пакистан восполнит дефицит финансирования по внешнему счету. Эта неопределенность дефицита финансирования в долларах США создает нервозность на валютных рынках, рынках облигаций и фондовых рынках, поскольку Пакистану грозит очень высокая вероятность дефолта. Более того, на политическом фронте, когда PTI Имрана Хана отодвинута на второй план, возможно, что в результате предстоящих выборов к власти может прийти слабое коалиционное правительство. Отсюда серьезные опасения у экономического сообщества в отношении удачной и эффективной политики этого нового правительства в рамках преодоления  экономического кризиса. Чтобы создать хорошую инвестиционную ситуацию, возможно, правительство может установить нереалистичный целевой показатель доходов, чтобы создать пространство для расходов в бюджете. Нынешнее правительство планирует объявить федеральный бюджет на 2024-й финансовый год 9 июня 2023 года. При этом представляется крайне маловероятным, что правительство, возглавляемое Шахбазом Шарифом, сможет завершить текущую программу МВФ вовремя. Общее экспертное мнение таково, что независимо от статуса текущей программы МВФ Пакистану придется вступить в другую, более масштабную его программу. Действующее правительство находится под огромным давлением из-за замедления экономического роста и высокой инфляции и может предпринять шаги, чтобы успокоить общественность в предстоящем бюджете посредством какой-либо экспансионистской политики, включая прямые денежные субсидии для неимущих и повышение минимальной заработной платы, но любые чрезмерные расходы были бы опрометчивыми без существенных мер по сбору налогов. Бюджетные расходы на 2024-й финансовый год оцениваются в 15 трлн пакистанских рупий против 9,6 трлн рупий, предложенных на 2023-й финансовый год, при условии рекордно высокой наценки из-за высокой процентной ставки. Правительство, вероятно, установит целевой показатель сбора налоговых поступлений на уровне выше 9 трлн пакистанских рупий на 2024-й финансовый год, или 8,6% ВВП, по сравнению с целевым показателем в 7,5 трлн пакистанских рупий на 2023-й финансовый год, что на 29% выше ожидаемого сбора налогов на 2023-й финансовый год. Целевые показатели доходов в прошлом также отличались в среднем на 8% за последние 5 лет от фактических, и аналитики ожидают, что то же самое произойдет в 2024-м финансовом году на фоне замедления экономического роста. Целевой показатель неналоговых поступлений на 2024-й финансовый год оценивается в 2,5 трлн рупий, или 2,4% ВВП, по сравнению с 1,6 трлн рупий, или 2% ВВП, в 2023-м финансовом году. Это представляется достижимым, учитывая более высокую долю прибыли Государственного банка Пакистана (SBP) и значительный скачок PDL (займы, которые выдаются компаниями на самых разных условиях, ключевыми из которых являются: сумма, процентная ставка, срок. PDL займы — наиболее распространенный и востребованный продукт среди заемщиков). Федеральная программа развития государственного сектора (PSDP) оценивается в 0,9 трлн рупий на 2024-й финансовый год. Однако аналитики опасаются значительных сокращений из-за бюджетных ограничений. Консолидированная PSDP (федеральная и провинциальная) ожидается на уровне 2,6 трлн пакистанских рупий, или 2,5% ВВП на 2024-й финансовый год. Некоторые из рассматриваемых налоговых мер включают: 1) налог на нераспределенные резервы, 2) сохранение сверхналога, 3) переход от окончательного налогового режима к минимальному налоговому режиму, 4) налог на активы / богатство, 5) более высокий налог на лиц, не подающих заявления, 6) налог на доход от аренды и 7) дополнительный налог на банки, табачную промышленность и производство напитков. Ожидается, что бюджет будет нейтральным или позитивным для фондового рынка, поскольку аналитики не ожидают серьезных изменений в бюджете, которые могут повлиять на рынок и ключевые котируемые секторы. Бюджет, вероятно, будет нейтральным для секторов разведки нефти и газа, химической промышленности, фармацевтики, потребителей, табака, технологий и коммуникаций, текстиля, цемента, удобрений. С другой стороны, он, вероятно, будет нейтральным или негативным для банков и автомобилей, в то время как для металлургических и IPP он будет нейтральным или позитивным. При этом в нем видимо не будет увеличения статей для достижения эффективности  сохранения производства сельскохозяйственной продукции, которое является одним из драйверов экономики. При этом последние по времени данные свидетельствует о том, что около 20%урожая пропадает именно из неэффективности управления и логистики.

Кроме того, в бюджете совершенно не заложены экономические последствия для Пакистана в связи с кризисом на Украине. Среди основных местные экономисты называют:

Сбои в торговле: Российско-украинская война привела к перебоям в торговле, повлияв на структуру экспорта и импорта Пакистана. Нестабильность в регионе привела к росту транспортных расходов, задержкам и неопределенности, что затрудняет для бизнеса беспрепятственное ведение торговых операций с Украиной.

Цены на энергоносители: Конфликт привел к росту цен на энергоносители на мировом рынке, включая природный газ. Пакистан, будучи энергодефицитной страной, сталкивается с бременем более высоких цен на топливо, что может оказать каскадное воздействие на различные секторы экономики, включая производство, транспорт и сельское хозяйство.

Инвестиционный климат: Повышенная геополитическая напряженность и неопределенность, связанная с конфликтом, оказывают негативное влияние на инвестиционный климат в Пакистане. Иностранные инвесторы могут придерживаться осторожного подхода, откладывая или пересматривая свои инвестиционные решения в стране, что приведет к замедлению экономического роста.

Денежные переводы: Пакистан в значительной степени зависит от денежных переводов своих иностранных работников. Конфликт породил неопределенность и нестабильность, потенциально приводящие к сокращению денежных переводов из региона, пострадавшего от войны. Это сокращение денежных переводов может оказать неблагоприятное воздействие на платежный баланс Пакистана и общую экономическую стабильность.

Опасения по поводу безопасности: Российско-украинский конфликт усилил опасения по поводу безопасности в регионе, особенно в соседних странах. Пакистан граничит с Афганистаном, страной, которая уже борется с вызовами собственной безопасности. Побочные эффекты конфликта, такие как усиление терроризма или поток беженцев, могут еще больше напрячь пакистанский аппарат безопасности и отвлечь ресурсы от экономического развития.

Региональная динамика: Конфликт может изменить региональные альянсы и динамику власти. Пакистану, как активному участнику региональных организаций, таких как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Организация экономического сотрудничества (ОЭС), необходимо тщательно выстраивать свою позицию в конфликте, чтобы избежать каких-либо дипломатических последствий или региональной изоляции. Российско-украинская война имеет значительные экономические последствия для Пакистана, оказывая влияние на торговлю, энергетическую безопасность, инвестиционный климат и региональную динамику. Хотя прямое воздействие может быть ограниченным из-за скромного объема торговли между Пакистаном и Украиной, более широкие последствия конфликта, такие как колебания цен на энергоносители и геополитическая нестабильность, могут создать проблемы для экономики Пакистана. Чтобы смягчить последствия, Пакистан должен принять многогранный подход, включающий диверсификацию торговых партнеров, изучение альтернативных источников энергии, укрепление регионального сотрудничества и активное участие в дипломатических усилиях по содействию миру и стабильности в регионе.

55.98MB | MySQL:116 | 0,615sec