Об активизации правительством Б.Нетаньяху отношений с Польшей и Венгрией в контексте актуальных задач внутренней и внешней политики Израиля

После возвращения к власти Б.Нетаньяху, сформированное им новое правительство, а точнее его часть, имеющая внешнеполитические полномочия, проявила заметную заинтересованность в развитии европейского вектора дипломатии. Вместе с тем, некоторые составляющие данного курса, прежде всего отношения с Венгрией, оказались оттеснены на второй план, что, судя по всему, было обусловлено критикой со стороны оппозиции. Диалог с Польшей по тем же причинам подавался главным образом через призму необходимости восстановить контакты и преодолеть последствия кризиса, дабы таким образом продемонстрировать преимущество над кабинетом под руководством Я.Лапида. Однако за последние несколько недель ситуация начала меняться в пользу более открытого диалога между Иерусалимом с одной стороны и Будапештом с Варшавой с другой.

Во вторник с визитом в Израиль прибыла делегация во главе с заместителем министра иностранных дел Польши П.Яблонским. В Иерусалиме его приезд стремились представить преимущественно через призму продолжающегося потепления. При этом не так давно стороны оказались на грани новой конфронтации, связанной с Катастрофой. Поводом для роста противоречий послужило высказывание израильской участницы песенного конкурса Евровидение Н.Кирел в связи с тем, что Польша поставила ей 12 баллов. В интервью певица заявила, что получить столь высокую оценку от указанной страны «после того, как почти вся семья Кирел погибла во время Холокоста – это победа». Комментируя ситуацию, П.Яблонский написал в социальных сетях: «факт, что многие израильтяне видят в Польше соратника нацистов, виновного в военных преступлениях, а не жертву – результат искажения и невежества». Впрочем, от эскалации противоречий Варшава все же отказалась, а замглавы МИД подчеркнул, что именно для борьбы с подобным представлением о республике стороны и работают над возобновлением программ поездок молодых израильтян, указывая, что после корректировки учебных планов, ранее вызвавших критику Польши, ситуация должна исправится.

Примечательно, что в ходе визита вопросы, связанные с подходами к исторической политике и вовсе не получили существенного внимания в повестке, уступив место актуальным международным событиям. Так, польская делегация сфокусировалась на том, что старательно работает над поддержкой Израиля в ЕС, сдерживая попытки Брюсселя «ограничить возможность самообороны» для ближневосточной страны. В связи с этим Варшава ожидает встречной помощи от Иерусалима на международной арене. Кроме того, еще одним акцентом с польской стороны стала ситуация на российско-украинском треке, где в числе прочего был поднят вопрос о возможностях расширения форм поддержки Иерусалимом для Киева. Какой-либо конкретики ни в первом, ни во втором случае, судя из открытых источников, упомянуто не было.

Ранее на прошлой неделе министр иностранных дел Израиля Э.Коэн посетил Будапешт. В официальном пресс-релизе внешнеполитического ведомства ближневосточной страны по этому поводу говорилось, что Иерусалим выражает признательность партнерам за поддержку в ЕС, усилия по сдерживанию враждебной палестинской активности в МУС, четкую позицию по вопросу выплат ПНА террористам, а также за то, что страна разделяет понимание опасностей, исходящих от Ирана. Однако уже на следующий день в СМИ появились сообщения о готовности Венгрии перенести свое посольство из Тель-Авива в Иерусалим. Поводом для них послужили слова Э.Коэна, прозвучавшие во время общения с местной еврейской общиной, которой он сказал, что в скором времени государство станет первым в ЕС, сделавшим такой шаг.

Справедливости ради надо отметить, что эта новость циркулирует по различным израильским изданиям уже несколько месяцев. Так, еще в марте сообщалось, что принципиального согласия по данном вопросу Б.Нетаньяху и его венгерский контрпартнер В.Орбан достигли уже тогда. Намерение Будапешта обозреватели объяснили стремлением Венгрии помочь Б.Нетаньяху, дав ему шанс продемонстрировать внешнеполитическое достижение на фоне внутренней критики. Более того, несмотря на то, что венгерский МИД от комментариев в связи с последними событиями отказался, а посол страны в Израиле сказал, что «решение о дальнейших шагах пока не принято», появилась версия, что партнеры не столько исключают подобный сценарий как таковой, сколько недовольны тем, что его подготовку в Израиле сделали излишне публичной.

В целом на примере последних контактов с Венгрией и Польшей очевидно, что кабинет Б.Нетаньяху все больше старается вернуться к прежним основам внешней политики, прежде всего ее европейской составляющей, ориентируясь на то, чтобы сдерживать ЕС, а не искать точки соприкосновения в диалоге с Брюсселем. Причиной тому, вероятно, послужила излишне критичная позиция Евросоюза, демонстрируемая в последнее время, как по реформам в Израиле, так и в том, что касается ситуации в зоне ближневосточного конфликта. Более того, Польша, а вместе с ней и Венгрия – это в некоторой степени ролевая модель для Израиля, дающая ему хотя бы потенциальную возможность отстоять в условиях давления со стороны Запада судебную реформу. В обоих упомянутых европейских государствах ранее были предприняты во многом схожие преобразования в области юстиции, более того, по некоторым данным, имели место даже консультации израильтян с Польшей по данному вопросу, что, впрочем, по понятным причинам, официально не было подтверждено ни Иерусалимом, ни Варшавой.

Наконец, немаловажно и то, что Польша в последнее время старательно демонстрирует укрепление своего влияния, прежде всего строя амбициозные планы на предстоящее в 2025 г. председательство в ЕС, к которому в Израиле явно хотят подготовиться, дабы извлечь максимальную выгоду. Несмотря на то, что до самого этого события еще много времени, уже сейчас Варшава активно формирует повестку работы Евросоюза, а потому у Иерусалима есть шанс либо обеспечить вытеснение из нее палестинского вопроса, либо более широкую интеграцию иранского. Впрочем, несмотря на многочисленные преимущества, которые видит для себя ближневосточное государство от очередного витка сближения с Венгрией и Польшей, нельзя забывать  и о возможных негативных последствиях, среди которых вполне способно оказаться условие партнеров отказаться от курса на дистанцирование от глобального противостояния в пользу однозначной поддержки их видения ситуации.

52.98MB | MySQL:103 | 0,502sec