ВВС Ирака находятся в продвинутой стадии переговоров в рамках процедуры приобретения 12 легких истребителей JF-17 «Тандер» версии Блок.3 производства Chengdu Aircraft Corporation (CAC) / Pakistan Aeronautical Complex (PAC). Как сообщает Scramble.nl со ссылкой на сообщения в нескольких социальных сетях, стоимость потенциального контракта составляет 664 млн долл. Издание напоминает, что впервые Багдад проявил интерес к JF-17 в 2020 году, когда 14 июля посол Ирака в Пакистане Хамид Аббас Лафта посетил предприятие PAC в Камре. В рамках визита ему подарили макет самолета. В октябре того же года командующий ВВС Ирака Шихаб Джахид Али Шакарчи также посетил данный авиационный комплекс. Кроме того, командующий посетил штаб-квартиру ВВС Пакистана в Исламабаде Представленные по итогам визита фотоматериалы свидетельствовали о явном интересе к JF-17.
Во многих аккаунтах в социальных сетях еще в сентябре 2021 года сообщалось, что заключен твердый контракт на закупку JF-17 «Тандер». Тем не менее, издание Scramble.nl не подтверждает контракт, отмечая при этом, что сейчас переговоры действительно находятся «в продвинутой стадии». Издание также напоминает, что неделю назад ВВС Ирака заявили о заинтересованности в приобретении многоцелевого истребителя «Рафаль» французской компании Dassault. По мнению Scramble.nl, «две сделки не обязательно исключают друг друга».
Некоторые СМИ ранее сообщали, что в оборонном бюджете Ирака на 2023 финансовый год заложены ассигнования на закупку 14 истребителей «Рафаль» на сумму 3,2 млрд долл. Отмечалось, что для оплаты самолетов будут использованы дополнительные средства из доходов от продажи нефти (они не входят в официально утвержденный оборонный бюджет).
Ранее сообщалось, что командование армейской авиации Сухопутных войск ВС Ирака возобновило боевое применение разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) CH-4 китайского производства. Семейство многоцелевых беспилотников CH-4 класса MALE разработано входящей в состав корпорации CASC (China Aerospace Science and Technology Corporation) академией авиационной аэродинамики CAAA (Academy of Aerospace Aerodynamics) и поставляется с широким комплектом датчиков. На вооружение ВС Китая приняты два варианта БПЛА: базовый CH-4A, сконфигурированный в первую очередь для выполнения разведывательных задач (продолжительностью полета 30 часов), и ударный CH-4B, способный нести боевую нагрузку массой до 345 кг (но отличающийся меньшей продолжительностью полета – до 14 часов).
Как сообщает британский еженедельник Jane’s Defence Weekly, пресс-канцелярия Министерства обороны Ирака опубликовала видео, на котором министру обороны Джуме Инаду Саадуну демонстрируют расположенный на авиабазе Балад наземный пункт управления китайскими БПЛА. Анализ предоставленных видеоматериалов показывает, что глава оборонного ведомства также наблюдал за взлетом беспилотника CH-4, вооруженного ракетами AR-1 с лазерным наведением и бомбами FT-9.
Применение БПЛА сыграло значительную роль в ходе боевых действий, направленных против экстремистской группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России), но они были поставлены на складское хранение в 2017 году из-за истекающего срока эксплуатации. В 2021 году с китайским производителем был подписан контракт на восстановление функционирования указанных беспилотников.
Многочисленные информационные материалы подтверждают, что Минобороны Ирака впервые представило подтверждающие наличие в войсках CH-4 материалы в октябре 2015 года, не раскрыв точного количества БПЛА, которое было приобретено. Дроны экспортируют в Алжир, Египет и Саудовскую Аравию, которая получила лицензию на серийный выпуск всех версий CH-4.
Беспилотники китайского производства, поставляемые в Ближневосточный регион, неоднократно обсуждались специалистами. Некоторые утверждают, что китайские беспилотники оказались экономически эффективной альтернативой американским дронам. Другие указывают на высокие показатели аварийности и ненадежность китайских аппаратов по сравнению с израильскими, американскими и турецкими аналогами. Тем не менее низкая стоимость китайских БПЛА делает их идеальным выбором для стран с ограниченным бюджетом. Например, затраты на приобретение одного беспилотника CH-4 ближневосточными заказчиками могут быть в три раза меньше стоимости турецкого беспилотника Bayraktar TB2.
Закупка китайских беспилотников Ираком стала возможной в связи с двумя близкими по времени факторами: стремлением ближневосточной страны модернизировать свои ВВС и возросшей готовностью Китая продавать разработанные им оборонные технологии, в первую очередь беспилотники. Китайские БПЛА обычно уступают аналогам из США, России и Израиля, поскольку они менее продвинутые, летают с меньшей скоростью и на меньшей высоте. Турецкие БПЛА Bayraktar TB2, ставшие популярными после конфликта в Нагорном Карабахе и начала специальной военной операции ВС РФ на Украине, не получили распространения в Ираке по политическим причинам.
В заключение отметим, что Китай становится первым экономическим и военно-политическим партнером для всего Ближнего Востока. Несмотря на фактическое доминирование США на Ближнем Востоке, китайцы и в этом регионе стабильно продвигают свои вооружения в качестве альтернативы. Что, естественно, создает вызов другому региональному экспортеру дешевых и надежных вооружений – Турции.