Главным событием месяца стало начавшееся 15 апреля вооруженное противостояние суданской армии и формирований из Сил быстрой поддержки (СБП) во главе с двумя первыми лицами страны главой Суверенного совета, командующим суданской армией генералом Абдель Фаттахом аль-Бурханом и заместителем главы Суверенного совета, командующим СБП генералом Мухаммедом Хамданом Дагло (Хемити). Ранее оба входили в ближайшее окружение свергнутого президента Омара аль-Башира.
Однако для начала вернемся к хронологии предшествовавших событий.
1 апреля стало известно о переносе подписания соглашения, призванного вернуться к демократическому переходному процессу, прерванному путчем в октябре 2021 г., который организовали аль-Бурхан и Дагло. Об этом сообщил Халед Омар Юсеф, один из представителей гражданских, входивших во власть до путча, на тот день – представитель политического процесса с участием гражданских и военных. В подписании соглашения должны были принять участие военные, представители СБП и гражданских. Однако церемония не состоялась из-за «отсутствия консенсуса по некоторым вопросам». Это произошло на фоне роста разногласий между армией и СБП в лице аль-Бурхана и Дагло из-за планов реформы силовых структур, в ходе которой предполагалось интегрировать СБП в состав суданской армии. В частности, одним из условий интеграции Дагло назвал предоставление ему начальствующей должности в Генштабе. К исходу 1 апреля было объявлено, что подписание соглашения перенесено на 6 апреля. Затем оно было вновь перенесено.
Напомним, что в СБП были сформированы на базе милицейских отрядов «джанджавид», которых обвиняют в военных преступлениях в ходе войны в Дарфуре, начавшейся в 2003 г. Их также обвиняют в причастности к подавлению массовых выступлений суданцев как до падения режима Омара аль-Башира, так и после него. Жертвами этих действий стали сотни человек.
12 апреля стало известно, что столкновения в штате Западный Дарфур между арабскими племенами и неарабским племенем массалит в предшествовавшие несколько дней привели к гибели как минимум 24 человек с двух сторон. Это вынудило местные власти ввести ночной комендантский час и чрезвычайное положение на всей территории штата.
По данным ООН, в 2022 г. в Судане в межплеменных конфликтах погибли свыше 900 человек. Основные причины конфликтов – борьба за территории и доступ к воде.
13 апреля командование суданской армии назвало «опасным поворотом» развертывание в городах страны формирований СБП и их бронетехники. По данным военных, эта операция была осуществлена «без одобрения и какой-либо координации с вооруженными силами». До этого СБП заявили, что это развертывание было выполнено с целью «поддержания безопасности и стабильности» в полной координации с армией.
15 апреля случилось то, что должно было неизбежно случиться. В Хартуме начались боевые действия между армией и СБП, созданными в 2013 г. Их эпицентры находились близ штаб-квартиры СБП на юге Хартума и в районе столичного аэропорта к северу от города. В развязывании боевых действий СБП обвинили регулярную армию. В свою очередь армия обвинила СБП в атаках на ее военные городки как в Хартуме, так и в других местах.
К полудню СБП объявили об установлении «контроля» над международным аэропортом Хартума в центре столицы и аэродромом к северу от нее. Они призвали хартумцев «присоединиться к ним для защиты родины и достижений революции», которая свергла режим О.аль-Башира, лукаво забыв, как они были самыми яростными защитниками этого режима. Они также заверили военных, что их действия направлены не против них, а против «их Генерального штаба, который использует СБП, чтобы оставаться на троне».
К этому времени бои развернулись и у резиденции аль-Бурхана. Вскоре СБП сообщили в третьем за день «коммюнике к народу», что взяли президентский дворец, хозяином которого с октября 2021 года был аль-Бурхан, столичный аэропорт и несколько военных баз в разных провинциях. Со своей стороны армия назвала сообщения СБП «лживыми», сообщила о роспуке этого формирования, а аль-Бурхан назвал своего бывшего союзника СБП «милицией, поддерживаемой из заграницы».
15 апреля командование ВВС Судана сообщило, что самолеты регулярной армии нанесли удары по базам СБП в Хартуме, и в частности, в Тибе и Собе. Затем бои развернулись у штаб-квартиры государственных СМИ. Армия формально опровергла информацию от СБП о захвате международного аэропорта, но признала, что их формирования проникли на территорию воздушной гавани и подожгли несколько гражданских самолетов, включая лайнер саудовской авиакомпании «Сауди Эрлайнс». Она также утверждала, что контролирует свою штаб-квартиру. По данным саудовской авиакомпании, ее самолет был обстрелян в момент, когда он готовился к взлету с пассажирами и экипажем на борту.
В тот же день в интервью катарскому телеканалу «Аль-Джазира» Дагло заявил, что боевые действия будут продолжаться вплоть до тех пор, пока СБП не овладеют всеми военными базами. Он назвал аль-Бурхана «преступником, разрушившим страну».
К середине дня профсоюз медработников сообщил о первых погибших. По его данным, это были 3 гражданских лиц и 1 офицер.
15 апреля Москва призвала стороны конфликта предпринять «срочные меры с тем, чтобы прекратить огонь» в Судане. Аналогичные призывы прозвучали от ООН, Вашингтона, Парижа, Рима, Эр-Рияда, Африканского Союза, Лиги арабских государств.
15 апреля СБП опубликовали видеозапись сдачи в плен египетских и суданских военных на авиабазе Мерое на севере страны.
Уже 19 апреля командование суданской армии сообщило, что 177 египетских военных, оказавшихся в руках СБП, были «эвакуированы в Египет». По данным Каира, египетские военные оказались в Судане на одной из авиабаз на севере страны для участия в «совместных учениях» вместе с 5-ю истребителями МиГ-29М2. По данным со спутниковых снимков компании Maxar, в результате боев по меньшей мере 1 истребитель был уничтожен полностью, 2 других серьезно повреждены. Частично разрушенным оказался ангар, в котором находились еще 2 самолета. 27 египетских спецназовцев были захвачены бойцами СБП и подвергнуты унизительным процедурам. 177 других египетских военных смогли укрыться близ авиабазы.
Операция по эвакуации египтян проводилась с авиабазы Донгола, что в 170 км к северо-западу от эпицентра боев с использованием 3-х военно-транспортных самолетов С-130 ВВС Египта. 27 египетских спецназовцев бойцы СБП передали в посольство Египта в Хартуме и позднее они также были эвакуированы.
К 16 апреля было известно о по меньшей мере 56 погибших среди гражданских лиц и 600 раненых. Среди противоборствовавших сторон были десятки погибших. Также 16 апреля стороны конфликта объявили об открытии на 3 часа гуманитарных коридоров для эвакуации раненых.
17 апреля профсоюз медработников сообщил, что число погибших среди гражданского населения выросло до 97 человек, по данным ООН – до 185. 18 апреля бои продолжились.
18 апреля ВВС регулярной армии наносили удары по форпостам СПБ в Хартуме, на что последние огрызались стрельбой в воздух из пулеметов. 19 апреля речь шла уже о более чем 270 погибших из числа мирных жителей. В тот же день министр обороны Чада генерал Дауд Яя Брахим сообщил, что 320 суданских военных перешли на территорию страны и сдались местным военным. Они были разоружены и размещены в лагере.
20 апреля в Пентагоне объявили о направлении в Судан воинского контингента, призванного обеспечить в случае необходимости эвакуацию из Хартума персонала американского посольства. В тот день – шестой с начала боев – в Хартуме продолжалась стрельба и гремели взрывы. Аль-Бурхан в своем первом появлении в СМИ через катарский телеканал «Аль-Джазира» заявил, что не будет никаких «политических дискуссий», ни «прямых» переговоров с его противником Дагло, которого он пригрозил «раздавить военным путем». К тому дню, по данным ВОЗ, число погибших превысило 330 человек, ранения получили 3200.
Интенсивность уличных боев в Хартуме несмотря на наступивший мусульманский праздник Ид аль-Фитр только нарастала. Вторым эпицентром боевых действий стал Дарфур. 21 апреля ВОЗ сообщила о более чем 400 погибших и свыше 3500 раненых.
По данным шведского института SIPRI, по состоянию на 15 апреля численность суданской армии составляла 100 тысяч человек, численность СБП – 40 тысяч, что делало их сопоставимыми.
Вечером 21 апреля суданская армия объявила о 3-хдневном прекращении огня на период праздника Ид-аль-Фитр, однако обе стороны этот режим явно не собирались соблюдать. К этому времени, по данным профсоюза медработников, 70% из 74-х больниц в зонах боевых действий оказались не в состоянии принимать раненых. К этому дню определились главные зарубежные акторы противостояния в Судане – Египет в нем поддержал аль-Бурхана, ОАЭ – Дагло.
23 апреля командование СБП сообщило, что «скоординировало» действия по эвакуации персонала американского посольства в Хартуме. Для этого предполагалось использовать 6 американских военно-транспортных самолетов и 3 вертолета «Чинук», а также 100 военнослужащих Сил специальных операций. Вслед за США последовали Франция, Германия, Великобритания, другие страны.
К исходу 24 апреля госсекретарь США Энтони Блинкен сообщил, что суданские военные и СБП согласились после 10 дней боев на 3-хдневное прекращение огня. До этого он как минимум дважды связывался по телефону с аль-Бурханом и Дагло. Информацию о прекращении огня подтвердили СБП в отдельном коммюнике. 25 апреля режим прекращения огня в Хартуме в целом соблюдался, хотя СБП объявили об установлении контроля над НПЗ и ТЭС в 70 км к северу от столицы. 26 апреля стороны конфликта неоднократно обвиняли друг друга в нарушениях режима прекращения огня.
26 апреля бывший видный функционер прежнего режима Ахмед Харун сообщил, что вместе с другими узниками покинул столичную тюрьму в Кобере. Он разыскивается Международным уголовным судом (МУС) по обвинению в преступлениях против человечности, совершенных в Дарфуре. В той же тюрьме содержался бывший диктатор Омар аль-Башир, обвиняемый МУС в преступлениях против человечности и геноциде в Дарфуре. Его судьба на тот день сначала оставалась неизвестной. Однако затем суданские военные сообщили, что «Аль-Башир по прежнему находится в госпитале под охраной уголовной полиции».
27 апреля, несмотря на режим прекращения огня, бои между сторонами возобновились на севере Хартума. Режим прекращения огня истекал в полночь 27 апреля. За несколько часов до этого военные предложили продлить этот режим еще на 3 суток «по инициативе Саудовской Аравии и США». СБП формально согласились с этим предложением.
В любом случае 28 апреля бои в Хартуме и Дарфуре продолжились. К тому дню 5-миллионный Хартум уже давно оставался без электричества и воды. Ничего не изменилось и в заключительные дни месяца. 30 апреля свидетели сообщали о боях в Хартуме близ штаб-квартиры суданской армии, об авиаударах по целям СПБ в Омдурмане. По данным армии, бои шли в 12 из 18 штатов.
30 апреля армия и СПБ объявили о продлении на 72 часа действия режима прекращения огня, которое повсеместно не соблюдалось, но позволило открыть гуманитарные коридоры и продолжить переговоры при посредничестве США и Саудовской Аравии.
В целом, по итогам апреля складывалось впечатление, что сцепившиеся за власть в Судане два генерала меньше всего думали о прекращении боевых действий. Каждый из них явно надеялся на победу, пользуясь поддержкой разных внешних акторов, которых еще предстоит назвать.
Ситуация в Судане: апрель 2023 г.
10 июня, 2023 | Автор: Куделев В.В.
| Напечатать эту статью