О переговорах между США и Ираном о временном соглашении по иранской ядерной программе на фоне нормализации отношений Ирана с ССАГПЗ

Иран и Соединенные Штаты приближаются к заключению временной сделки, которая подразумевает некоторое ослабление санкций на сокращение иранской деятельности по обогащению урана, сообщили два дипломатических источника, непосредственно знакомых с ходом переговоров. По словам иранского чиновника и человека, близкого к переговорам, переговоры состоялись непосредственно на территории США, что знаменует собой заметное развитие дипломатического процесса, однако, по их словам, американская сторона по-прежнему не готова реанимировать  ядерную сделку 2015 года, известной как СВПД. Возглавляет иранскую делегацию Амир Саид Иравани, недавно назначенный посол Ирана в Организации Объединенных Наций, который также сыграл ключевую роль на начальных этапах переговоров о примирении Ирана и Саудовской Аравии, которые проходили  в Багдаде. С американской стороны, в консультациях участвует Роберт Малли, специальный посланник США по Ирану, который провел в июне несколько личных встреч с Иравани. Переговоры якобы достигли значительного прогресса, и обе стороны достигли соглашения о временной сделке, которую следует довести до сведения их соответствующего руководства, сообщили источники. По условиям сделки Иран обязуется прекратить свою деятельность по обогащению урана на уровне 60% и более и продолжит сотрудничество с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) для мониторинга и проверки своей ядерной программы. В обмен, по словам источников, Тегерану будет разрешено экспортировать до миллиона баррелей нефти в день и получить доступ к своим доходам и другим замороженным средствам за рубежом. Эти средства должны были бы использоваться исключительно для закупки ряда предметов первой необходимости, включая продукты питания и медикаменты. Еще один момент – активизация застопорившегося процесса фактического выкупа  ряда граждан США из иранских тюрем, чему в США придается большое значение в рамках предвыборной кампании президента Дж.Байдена.  Два месяца назад эта сделка сорвалась в связи с утечкой в СМИ, но сейчас она должна будет надежно закамуфлирована под соглашение по иранскому атому.    В дополнение к двусторонним переговорам между Ираном и США Катар выступил в качестве посредника, предложив свою помощь в решении вопросов, связанных с банковской деятельностью, которые стали предметом серьезных разногласий. Собственно, этот нюанс говорит нам о том, что все расчеты с замороженными иранскими активами будут идти через Катар. Ранее они проходили через банки Южной Кореи.  Позже представитель Совета национальной безопасности заявил агентству Рейтер: «Любые сообщения о временной сделке являются ложными». Иранская миссия при ООН также заявила: «Наш комментарий совпадает с комментарием Белого дома». После того, как Рейтер попросило Госдепартамент США подтвердить, вел ли Малли переговоры с Иравани, информационное агентство сообщило: «Представитель Госдепартамента отказался комментировать любые такие переговоры, сказав только, что у него есть способы передавать сообщения Ирану, но не будет подробно описывать их содержание или как они были доставлены». Агентство Рейтер также сообщило, что два неназванных иранских чиновника заявили, что «прогресс был, но соглашение не ожидается». Третий источник сообщил, что Малли и Иравани встречались три раза на прошлой неделе. То есть стороны всячески боятся огласки и, хотя достижение сделки кажется многообещающим, окончательное решение остается за высокопоставленными иранскими чиновниками. Иравани передал детали соглашения высокопоставленным лицам, принимающим решения в Тегеране, для их одобрения, но на сегодня  остается неясным, дадут ли свое согласие верховный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи и Высший совет национальной безопасности. Рискнем предположить, что сам факт переговоров уже говорит о таком согласии, вопрос в нюансах соглашения.    Исторически иранские власти выступали против таких временных соглашений, особенно во время второго президентского срока Хасана Роухани в 2017-2021 годах. Согласно иранским источникам, Малли уже дал понять иранцам, что президент Джо Байден не намерен возвращаться к СВПД в его первоначальном виде, из которого Дональд Трамп в одностороннем порядке вывел США в 2018 году. Малли также предупредил, что, если Иран начнет 90-процентное обогащение урана, Пентагон заберет контроль над иранской ядерной программой у Государственного департамента.

В этой связи очевидно, что стороны готовы к компромиссу и вопрос в деталях. А если еще конкретнее – в суммах фактического выкупа со стороны Вашингтона за ограничение процесса обогащения урана. Для США такая сделка дает Байдену хороший пропагандистский козырь помимо того, что поставка иранской нефти на рынок снижает риски повышения цен на углеводороды. Отметим также, и тот факт, что американцы не хотят ввязываться в военные варианты решения иранской проблемы, несмотря на все уговоры со стороны Израиля. Еще один важный момент – попытки выйти на компромисс с Ираном США предпринимают во  время визита госсекретаря Э.Блинкена в КСА, где он пытается наладить двусторонние отношения. И в данном случае очевидно, что Вашингтон не может активно воспрепятствовать процессу нормализации отношений между ССАГПЗ и Ираном, но старается «встроиться» в этом процесс.  Сегодня почти все  страны ССАГПЗ приступили к челночной дипломатии с Тегераном, стремясь нормализовать или расширить связи. После нападений в 2019 году, которые поставили регион на грань тотальной войны, в геополитике Персидского залива произошли значительные изменения. ОАЭ вновь назначили своего посла в Тегеране и восстановили свои позиции в качестве главного регионального торгового партнера Ирана. Кувейт также направил своего посла в Тегеран и возобновил экономические связи. Катар поддерживает прочные дипломатические связи с Ираном, аналогичные Оману, который имеет дружественные отношения с Тегераном. Хотя Бахрейну еще предстоит полностью восстановить связи с Ираном, начались двусторонние дипломатические контакты. За последний иранский календарный год, закончившийся 20 марта, ненефтяная торговля между Ираном и ОАЭ, Катаром, Кувейтом и Ираком составила примерно 35 млрд долларов. ОАЭ лидировали с 24 млрд долларов. Несмотря на периодическую напряженность в отношениях между Тегераном и Абу-Даби, экономические отношения ОАЭ с Ираном никогда не прекращались; после возвращения посла ОАЭ Эмиратско-Иранский деловой совет провел свое первое заседание в Тегеране в прошлом месяце, чтобы активизировать торговые связи. С 2017 года Иран и Катар регулярно взаимодействуют через различные недавно созданные каналы и форумы. В результате в настоящее время в Катаре работают около 800 иранских компаний, регулярно собирается катаро-иранский совместный комитет и был создан Катаро-Иранский деловой совет. Qatar Tourism также открыла представительство в Тегеране. Отсюда собственно и кандидатура Катара как финансового посредника в рамках предполагаемой сделки.    В то же время Оман превращается в еще один новый деловой центр для иранцев. Султанат снял различные ограничения для иранского бизнеса, и двусторонний товарооборот к марту 2022 года достиг 1,3 млрд долларов, что является рекордным показателем и на 53% больше по сравнению с предыдущим годом. Возобновление работы посольства ИРИ в Эр-Рияде 6 июня и события, произошедшие после мартовского соглашения, указывают на то, что ирано-саудовские связи находятся на пути к превышению прежних уровней. Король Сальман пригласил президента ИРИ Эбрахима Раиси посетить Саудовскую Аравию, и министры иностранных дел обеих стран провели многочисленные телефонные переговоры и личные встречи. Ведутся обсуждения по восстановлению авиасообщения, возобновлению импорта и экспорта местной продукции и открытию совместной торговой палаты. Министр финансов КСА выразил желание «очень быстро» инвестировать в Иран. В то время как западные правительства в значительной степени воздерживались от прямого взаимодействия с Ираном на фоне продолжающихся протестов за демократические и светские перемены, арабские государства воздерживались от открытого выражения своих взглядов на внутреннюю ситуацию в Иране. Это официальное молчание можно объяснить их собственным опытом иранского вмешательства в их внутренние дела, проблему, которую они последовательно осуждали. С другой стороны, расширение экономического взаимодействия между Ираном и Саудовской Аравией, а также другими арабскими государствами напрямую не облегчат проблемы, с которыми сталкивается испытывающая трудности иранская экономика или отдельные лица и компании, попавшие под международные санкции, но это даст возможность обычным иранским предприятиям возобновить взаимодействие со своими арабскими коллегами по всему Персидскому заливу. Этот результат особенно важен для предприятий, не поддерживаемых государством или КСИР, которые испытывают трудности в Иране. Между тем, судьба иранской ядерной программы и Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) играют решающую роль в расчетах региональных и других стран при рассмотрении дипломатических и экономических обязательств с Тегераном. Хотя Саудовская Аравия, ОАЭ и Бахрейн изначально поддерживали кампанию максимального давления администрации Д.Трампа на Иран, теперь они, похоже, привержены ослаблению напряженности и решению ядерной проблемы дипломатическими средствами, и соответственно они направляют такие сигналы в Вашингтон и Брюссель. Снятие банковских и торговых санкций с Ирана необходимо для раскрытия всего потенциала экономического сотрудничества между Ираном и его арабскими соседями. Ни одна страна не хочет заниматься деятельностью, нарушающей санкции США. Таким образом, тупик в переговорах по возобновлению СВПД представляет собой наиболее существенное препятствие для реализации экономического сотрудничества с Ираном. Потенциальный срыв сделки представляет собой единственный наиболее важный фактор риска, который угрожает не только Пекинскому соглашению, но и всему дипломатическому процессу в регионе. Разрешение ядерной проблемы или ее отсутствие и реакция Тегерана на соответствующие международные решения будут определять будущую траекторию региональной динамики. И в данном случае американцы решили несколько ослабить хватку и решить одновременно несколько проблем: получить козыри в рамках предвыборной кампании Дж.Байдена, ослабить тенденцию на повышение цен на углеводороды и дать нужный сигнал в сторону ССАГПЗ, при этом, однако, не выходя на полную реанимацию СВПД. При этом вариант выхода на соглашение пока неясен, а утечки в СМИ дает очень пессимистичный сигнал об успехе этого проекта.

55.16MB | MySQL:108 | 0,838sec