На текущей неделе переизбранный президент Турции Р.Т.Эрдоган объявил состав нового правительства. Портфель министра иностранных дел, который с 2014 г. находился у М.Чавушоглу, был передан экс-руководителю Национальной разведывательной организации (MIT) Х.Фидану. Поскольку отношения Иерусалима с Анкарой лишь относительно недавно были нормализованы после затяжного конфликта, возникают резонные опасения, будет ли обеспечена преемственность курса, либо контакты вновь окажутся накалены. При этом особую роль играет оценка предшествующего карьерного опыта главы турецкой дипломатии со стороны Израиля и западных стран, которая ранее была весьма настораживающей.
Сразу после представления турецкого правительства в обновленном составе поздравления Х.Фидану выразил его израильский контрпартнер Э.Коэн, отметивший готовность «и дальше укреплять отношения между странами во благо самих государств и региона». Однако эти слова прозвучали не в рамках телефонных переговоров, как это было, к примеру, с поздравлением Б.Нетаньяху в адрес Р.Т.Эрдогана после победы последнего на президентских выпорах, а были распространены через социальные сети. Также пока не было сообщено никакой информации о возможности организации личного раунда общения двух глав внешнеполитических ведомств. Впрочем, если продолжать сравнение, турецко-израильской встречи на высшем уровне в настоящий момент тоже не запланировано.
По оценкам немецких обозревателей, назначение Х.Фидана на пост руководителя внешнеполитического ведомства Турции можно рассматривать как понятный и ожидаемый шаг. Подобный вывод обусловлен тем, что он в течение нескольких лет был активно вовлечен в теневую дипломатическую активность в Ближневосточном регионе, а также включался в состав делегаций, сопровождавших президента республики во время его зарубежных поездок. Так, будущий глава МИД участвовал в переговорах с израильскими представителями по вопросу нормализации отношений, как минимум с 2020 г. Хотя, предположительно, занимался он этим вопросом не на регулярной основе. Кроме того, высказывается версия, что поддерживал указанные шаги Х.Фидан не столько из симпатии к Иерусалиму, сколько полагая это целесообразным в контексте диалога с США.
В 2010 г. оборонный истеблишмент Израиля высказывал довольно серьезные опасения относительно Х.Фидана, указывая, что он мог стоять за кризисом в турецко-израильских отношениях. Тогда появилось предположение, что инцидент с судном «Мави Мармара» мог оказаться преднамеренным, в том числе отвечая интересам сотрудничества Турции с Ираном, налаживанием которых будущий глава МИД занимался, будучи заместителем директора канцелярии премьер-министра Турции. Более того, есть более новые публикации, свидетельствующие о связях Х.Фидана с турецкими ячейками спецподразделения «Аль-Кудс» КСИР Ирана, которым он известен еще с середины 1990-х гг. Согласно досье, найденному предположительно при проведении контртеррористических мероприятий турецкими спецслужбами, которое затем попало к стокгольмской платформе отслеживания радикальных организаций, случаев экстремизма и ксенофобии Nordic Research Monitoring and Network, Х.Фидан симпатизировал Исламской революции в Иране, негативно отзываясь о США и Израиле. А в качестве лица, способного поручиться за Х.Фидана значился Д.Оздемир, который, по данным той же Nordic Research Monitoring and Network, подозревался в поддержке иранских операций в Турции и был осужден за пропаганду запрещенной организации Tevhid Selam.
Наконец, в декабре прошлого года турецкие разведывательные службы при участии полиции Стамбула провели совместную операцию по задержанию 44 человек по подозрению в слежке за палестинцами, проживающими в Турции и передачи информации о них «Моссаду». Данное обстоятельство было подано как очередное свидетельство сохранения разницы в подходах Анкары и Иерусалима к вопросу о деятельности палестинцев на турецкой территории, хотя предполагалось, что примирению между странами предшествовало урегулирование данной проблемы. Впрочем, справедливости ради нужно сказать, что Х.Фидан принимал участие и в переговорах с директором «Моссада» Д.Барнеа, когда стороны договаривались о судьбе израильской пары туристов, задержанных в Турции по обвинению в шпионаже.
В целом можно говорить о том, что с приходом нового главы МИД внешняя политика Турции вполне может претерпеть заметные изменения, среди которых повышенный акцент на безопасности. Положительным моментом для Израиля в свете последних событий способно выступить то, что представители страны уже имеют опыт диалога с Х.Фиданом. Кроме того, последний успел продемонстрировать способность действовать исходя из интересов государства, а не личных соображений. Вероятно по этой причине, а также во избежание нагнетания ненужной напряженности на текущем этапе в Израиле стараются не затрагивать тему прошлой критики в адрес нового министра. А вот среди отрицательных факторов, влияющих на контакты Анкары и Иерусалима, обращает на себя внимание позиция Вашингтона. Госсекретарь США Э.Блинкен уже успел пообщаться с Х.Фиданом, а разговор этот был сконцентрирован на вступлении Швеции в НАТО и зерновой сделке. Ближневосточная ситуация, судя из американского пресс-релиза, заметного отражения в повестке переговоров не получила, что потенциально снижает мотивацию Турции к конструктивному диалогу с Израилем для прокладывания через него дороги в США.