Президент АНДР Абдельмаджид Теббун в ходе продолжающегося визита в Россию обратился к представителям российского бизнеса с предложением активно вкладываться в развитие его страны. Однако никакой конкретики относительно облегчения непростых условий работы в Алжире из его уст не прозвучало. В этой связи гораздо более привлекательным выглядит использование алжирских каналов для проникновения российского бизнеса в другие африканские страны.
«Перед вами открываются реальные возможности в Алжире, переживающем беспрецедентный экономический Ренессанс» — с таким обращением к представителям российского делового сообщества 14 июня обратился президент АНДР Абдельмаджид Теббун в ходе продолжающегося трехдневного визита в РФ.
Этот призыв он сделал на открытии международного Экономического форума в Санкт-Петербурге. Теббун не скрывал, что рассматривает приход в свою страну российского бизнеса, желая добиться достижения объема неуглеводородного алжирского экспорта 13 млрд долларов ежегодно.
В своем выступлении президент АНДР пытался привести конкретные аргументы, чтобы продемонстрировать привлекательность ее экономики. По его словам: «Сегодня Алжир активно и стремительно развивается экономически, благодаря чему мы готовы наверстать упущенное и расширить инвестиционные возможности с нашими друзьями, с Африкой и Средиземноморским регионом».
В качестве соответствующих примеров он указал на наличие в АНДР «1450 промышленных проектов, находящихся в стадии реализации. Алжир в рамках своей новой политики намерен освободиться от углеводородной зависимости, доходы от нефтегазового сектора отныне будут использоваться исключительно в целях развития».
Причем Теббун заявил, что серьезный задел для этого уже был сделан. Так, по его словам, данный процесс начался в 2020 году, когда объем алжирского неэнергетического экспорта составлял лишь 2 млрд долларов, а теперь, спустя три года, он увеличился более чем в два с половиной раза и якобы достигает 7 млрд долларов. Это, по мнению Теббуна, наглядно говорит об «идущем полным ходом процессе обретения независимости от углеводородов».
Согласно его утверждениям, произошедшее стало настоящим «историческим чудом, поскольку за последние 30 – 40 лет эти доходы никогда не превышали 1,8 млрд долларов».
Соответственно, теперь алжирское руководство ставит новые амбициозные цели увеличить данные показатели почти вдвое. И серьезные надежды в связи с этим он возлагает на расширение экономических связей с Россией, особенно частным бизнесом, поскольку «сегодня в Алжире 85% национального капитала принадлежит частному сектору».
При этом президент АНДР выразил «сожаление относительно высокой доли государства в финансах страны, которая составляет 92% в экономической и коммерческой сфере».
Прежде всего, по мнению Теббуна, привлекательными для вложений выглядят алжирские «сектора пищевой промышленности, сельское хозяйство, передача технологий, наука, туризм, сфера частных банков и стартапы».
Кроме того, Теббун заверил представителей российского бизнеса, сказав: «Перед вами открываются реальные возможности для изучения возможностей экономической интеграции во многих областях. Алжир готовится в ближайшие годы реализовать инвестиционный план в области энергетики, базовой инфраструктуры, фармацевтики, агропродовольственной и перерабатывающей промышленности».
По его словам, с целью их поддержки, Алжир «создал специальное агентство по поощрению инвестиционных проектов алжирских и иностранных экономических операторов».
Кроме того, согласно утверждениям Теббуна, их реализации способствует «оздоровление национального законодательства, включая расширению прав и возможностей для ведения иностранного бизнеса, облегчение бюрократических процедур, включая перевод земель в состояние «промышленных зон и зон деятельности микропредприятий».
И в целом, согласно его заверениям, представители Алжира приложили «колоссальные усилия в борьбе с бюрократией посредством освобождения инвестиций от административных барьеров».
Также Теббун в ходе визита не скрывал, что рассчитывает использовать в экономических целях площадку БРИКС, процедура вступление в который Алжира может завершиться уже в ближайшие месяцы, если не дни.
В этой связи он поддержал «максимальное использование во взаиморасчетах национальных валют», как это все чаще практикуют Россия и Китай.
При этом, правда, Теббун оговорился, что все эти льготы и гарантии действуют «при соблюдении критериев конкуренции и прозрачности», не разъяснив детально, какими они должны быть.
Что, впрочем, не помешало ему обратиться к «российским друзьям из братской страны» активно вкладываться в его страну. Чему, как он подчеркнул, максимально способствуют «прекрасные политические отношения с момента возвращения Алжиром независимости».
Не случайно, что в ходе состоявшихся во время встреч с премьер-министром, председателем Совета Федерации России и председателем Государственной Думы Теббун, напоминая об этом, и указав, что «даже в разгар холодной войны между Советским Союзом и Западом Москва никогда не позволяла себе какого-либо вмешательства в алжирские дела».
Однако президент АНДР тут же, выступая после встречи со спикером Совета Федерации, подчеркнул: «Но экономические отношения — это другое. Торговля находится на низком уровне, несравнимом с политическими отношениями» и выразил надежду, что его визит поможет продвинуть обе страны «к стратегическому партнерству, которое позволит двум народам и государствам выйти на более высокий уровень».
Также Теббун подчеркнул «реальную решимость укрепить экономическое партнерство Алжира и России, чтобы они играли жизненно важную роль в Северной Африке или даже во всей Африке».
Этой цели, согласно его идее, будет максимально способствовать установление «оси Алжир-Москва в позитивном геополитическом свете, поскольку АНДР является африканской державой, способной внести решающий вклад в утверждение нового многополярного мирового порядка». Нам предстоит проделать большую работу для достижения этих целей», — заключил президент.
Со своей стороны Теббун рассчитывает, что «Россия, располагающая ключевыми ресурсами, необходимыми алжирской экономике, получит возможность войти в число главнейших экономических партнеров Африки».
Однако в условиях, когда там не одно десятилетие после фактического ухода Москвы из Африки там активно работают другие державы, причем не только западные, но и Китай, Турция и другие, сложно представить, чтобы даже с алжирской политической поддержкой Россия могла их серьезно потеснить. Тем более в условиях нарастающего санкционного давления со стороны ЕС и США, бьющего в том числе и по партнерам РФ в Африке.
Однако как пытается заверить Теббун, несмотря на неспособность Москвы выставить конкурентоспособную продукцию по основным направлениям для завоевания там «места под солнцем», Россия в состоянии это сделать. Если по-крупному вложится в Алжир с целью стать его «первым экономическим партнером». Что, дескать, вполне осуществимо «благодаря идеальному политическому взаимопониманию».
А там уже к России должны автоматически «подтянуться» ориентированные на Алжир африканские страны. Причем тот, со своей стороны, якобы может гарантировать незыблемость инвестиций там Москвы.
Что, конечно же, с учетом крайней политической нестабильности среднестатистической страны африканского континента, в том числе проецируемой усиливающейся борьбой за его ресурсы в мире, является фикцией.
Причем самим представителям российского бизнеса следует крайне осторожно относиться к заверениям алжирского руководства относительно предоставления различных гарантий и взвесить все «за» и «против» серьезного «захода» в эту страну.
В частности, несмотря на активное заманивание их Теббуном разными льготами и утверждениями о «дебюрократизации» его страны и отказе от прежнего давления на инвесторов, это не совсем так.
В первую очередь речь идет о сохранении самого неприятного для ведения иностранного бизнеса в АНДР закона «51/49», согласно которому до недавнего времени ведение любой деловой активности в этой стране должно было происходить под контролем соответствующих алжирских органов и предприятий. И в этих совместных проектах зарубежным бизнесменам могло принадлежать не более 49% акций.
В последние месяцы и годы алжирское руководство заявляло о готовящейся отмене этого закона. Чего, однако, не произошло. Исключения действуют лишь в некоторых отраслях, например, создание объектов альтернативной энергетики и сферы «ноу-хау».
Даже в отношении своих собственных бизнесменов алжирское руководство применяют почти те же самые практики, что и при предшественнике Теббуна Абдельазизе Бутефлике. И очень много различных тонкостей российским предпринимателям могут рассказать братья Ребраб, ныне управляющие бизнес-империей своей отца Исаада Ребраба Cevital, почти на каждом шагу встречающих препоны со стороны алжирской бюрократии.
И прежде чем серьезно «заходить» в Алжир, российские бизнесмены должны внимательно и без спешки проанализировать условия для своей там работы, взвесив все риски и в том числе вспомнив не особенно удачный опыт ОАО РЖД в реализации контракта на строительство железной дороги Алжир – аэропорт им. Хуари Бумедьена.
Впрочем, у Теббуна еще есть шанс гарантировать российскому бизнесу, представляющему дружественную, по его признанию страну, иной подход, нежели тот, что применяется в том числе к бывшим колонизаторам французам.
В частности, объявить о полной отмене по отношению к нему действия ограничительного закона «51/49». Иначе все заверения о «дружбе», «стратегическом партнерстве» и т. п. выглядят неубедительно.