К итогам визита в Израиль премьер-министра Литвы И.Шимоните

На текущей неделе в Израиле побывала глава литовского правительства И.Шимоните. Согласно данным посольства Литвы в Тель-Авиве, в программу рабочего визита были включены встречи с премьер-министром Б.Нетаньяху, президентом И.Герцогом и спикером Кнессета А.Оханой, посещение Мемориального комплекса «Яд ва-Шем» и заседания Американского еврейского комитета, а также общение с сообществом выходцев из Литвы в Израиле и представителями предпринимательского сообщества ближневосточного государства. Среди ключевых тем были обозначены двустороннее сотрудничество с акцентом на экономике и инновациях, ситуация с безопасностью в Европе.

В политической части пребывания в Израиле И.Шимоните сфокусировалась на привлечении дополнительной поддержки для Украины, рассчитывая в том числе наконец убедить ближневосточную страну начать поставки вооружений, а не только гуманитарной помощи. Судя по словам литовского премьер-министра, данный вопрос имеет принципиальное значение не  столько в контексте прямого воздействия на ситуацию на российско-украинском треке, сколько важен с точки зрения позиционирования самих игроков, выбирающих сторону Москвы или Киева. Так, вторые, по словам политика, представляют собой «демократии, которые ценят миропорядок, основанный на общих правилах», в то время как первые, — «закон “силы” и принуждения». Тезис об «авторитарности» режимов, не разделяющих мнение Европы, глава литовского правительства повторила на всех трех встречах с представителями израильского политического истеблишмента.

Еще одна смежная тема, обозначенная в связке с украинской, — Иран. Выступая на сессии Американского еврейского комитета в Тель-Авиве, И.Шимоните подчеркнула значительный вклад Израиля в ядерное сдерживание ИРИ. Вильнюс, в свою очередь, по словам его представительницы, в рамках ЕС последовательно поддерживает давление на Тегеран, включая усилия по признанию КСИР террористической организацией и рестрикции. Более того, во втором случае речь идет не только о первичных, но и о вторичных санкциях, то есть о мерах, направленных на компании, сотрудничающие с иранским режимом, прежде всего в том, что касается производства БПЛА.

В части, посвященной собственно двусторонним контактам, И.Шимоните сконцентрировалась прежде всего на кибербезопасности, биотехнологиях и других высокотехнологичных направлениях. В ходе переговоров с И.Герцогом дополнительное внимание уделялось культурному сотрудничеству, важности сохранения памяти о Холокосте и наследия литовской еврейской общины, а также потенциале программ культурных обменов.

В целом несмотря на то, что Литва все же не входит в перечень ведущих направлений израильской внешней политики, равно как и Израиль не имеет такого статуса в литовской, визит И.Шимоните в ближневосточное государство, а точнее, ее риторика крайне показательны. Обусловлено это складывающимся ощущением того, что в Вильнюсе для привлечения Иерусалима на свою сторону в текущих геополитических реалиях решили использовать все аргументы, способные воздействовать на правительство Б.Нетаньяху. Так, Израиль хвалили за достижения в области экономики и безопасности, а также обещали сохранить за ним статус демократического государства в обмен на помощь Украине, не вспоминая при этом о столь нашумевшей судебной реформе. Не исключено, что в последнем случае Литва руководствовалась интересом к себе в отдельности и к странам Балтии в общем, который Б.Нетаньяху проявил в 2018 г. на фоне еще одного знакового и весьма критикуемого события – принятия закона о национальном характере.

При этом между строк осталось несколько крайне важных аспектов, имеющих существенно более принципиальное значение для Израиля чем те, что с подачи Литвы составили основу переговорной повестки. Первый из них заключается в том, что, говоря о себе как о союзнике Иерусалима, Вильнюс показал недовольство тем, что ближневосточный партнер работает с ЕС по принципу разрушения консенсуса, опираясь на Венгрию, с чьим курсом также не согласны Европе. Причем об этом открыто заявили на заседании Американского еврейского комитета и сама И.Шимоните и греческий депутат М.Снихас, который в настоящий момент является одним из заместителей председателя Еврокомиссии и еврокомиссаром по вопросам защиты европейского образа жизни, молодежи культуры и образования.

Второй важный момент состоит в том, что, создавая иллюзию обращения к израильским интересам безопасности, на практике европейцы, что иллюстрирует пример Вильнюса, этого в реальности не делают. Говоря об опасности Ирана, премьер-министр Литвы акцентировала не комплексность его угрозы, на которую последовательно указывает Израиль, а связку с Россией. Палестинская проблематика И.Шимоните упомянута не была, хотя Иерусалим нуждается в поддержке на фоне палестинской террористической активности, а также давно призывает усилить мониторинг расходования ПНА средств, поступающих от европейских доноров.

Наконец, в ходе пребывания в ближневосточной стране И.Шимоните старательно подчеркивала важность связей еврейской общины Литвы и выходцев из республики в Израиле, говорила о необходимости сохранить культуру и традиции литовского еврейства. При этом, как отметил, к примеру, руководитель Иерусалимского отделения Центра С.Визенталя Э.Зурофф, тема Катастрофы отошла на второй план, а вопрос участия литовцев в преступлениях против евреев и вовсе не поднимался. Как следствие, соглашательство, пусть даже молчаливое, со стороны израильского правительства несет в себе две опасности. Одна из них краткосрочная в виде усиления уже звучащей критики после того, как на условиях Польши началась нормализация отношений в части, касающейся программ молодежных визитов. Вторая – долгосрочная, создающая риски эрозии статуса Холокоста в израильской политике.

52.98MB | MySQL:103 | 0,553sec