Политический баланс в Турции после всеобщих выборов 2023 г. Часть 8

Политические последствия создания новых провинций как пример действия электоральной стратегии Народной коалиции

 13 июня во время собрания парламентской группы Партии националистического движения Девлет Бахчели предложил увеличить количество провинций в Турции до 100. После этого 15 июня в соцсетях разошлась новость телеканала NTV о реализации этой реформы.[i] Предлагается это сделать за счет создания новых административных единиц путем уменьшения площади существующих провинций. В этой статье мы проанализируем политические последствия этой реформы в условиях приближающихся мартовских выборов 2024 г.

Девлет Бахчели традиционно считается политиком, который умеет выбивать нужные для себя решения. Самой показательной реформой, которая была реализована при участии Бахчели, являются снижение избирательного порога и коррекция расчета мандатов для коалиций. Факт того, что новости начали появляться после его выступления усиливает вероятность реализации этого решения. Фактор выборов только подогревает интерес к этой теме.

NTV делает предположение по поводу списка возможных провинций, ограничиваясь 14 вероятными вариантами. Этот список мы дополним за счет кандидатов, которые активно упоминаются в соцсетях. Интересно, что почти во всех провинциях, площадь которых могут уменьшить, либо впереди оппозиционная партия (как в Ване, Мардине, Шырнаке и Хаккяри), либо наблюдается упорная борьба между правящей партией и оппозицией (как в Анталье, Балыкесире, Хатае, Адане, Анкаре). Также здесь есть примеры исторически близких к Народно-республиканской партии (CHP) провинций, в которых ее результат на последних 5 выборах стабильно уменьшается (Айдын, Мугла, Текирдаг). Обращает внимание и наличие Бурсы, в которой оппозиция усиливается. Особняком здесь стоит Орду, где Партия справедливости и развития (AKP) все еще остается безальтернативной силой.

 

Таблица № 1. Результат парламентских выборов 2023 г. в районах, из которых могут выделить новые провинции

Провинция, из которой могут выделить новую административную единицу Партия, занявшая первое место Партия, занявшая второе место
Анталья Народно-республиканская партия (CHP) – 32,3% Партия справедливости и развития (AKP) – 29,1%
Балыкесир AKP – 34,7% CHP – 31,5%
Шырнак Зеленая левая партия (YSP) – 62,7% AKP – 21,5%
Бурса AKP – 39% CHP – 24,4%
Хатай AKP – 33,9% CHP – 28,4%
Адана AKP – 30,8% CHP – 28,6%
Мардин YSP – 54,6% AKP – 25,2%
Айдын CHP – 35,6% AKP – 28,7%
Анкара AKP – 32,5% CHP – 30,6%
Мугла CHP – 37,6% AKP – 24,5%
Текирдаг CHP – 36,3% AKP – 30,7%
Ван YSP – 52,9% AKP – 26,1%
Хаккяри YSP – 62,5% AKP – 20,6%
Орду AKP – 45,3% CHP – 24,2%

Мы предполагаем, что одна из причин процесса формирования новых провинций может быть связана с желанием лидеров Народной коалиции искусственно изменить расклад сил в отдельных районах за счет изменения границ избирательных округов. Иными словами, потенциальные новые провинции станут самостоятельными избирательными единицами. Поэтому результаты голосования в таких районах, как Анталья, Балыкесир, Анкара, изменятся.

Какой эффект имеет эта реформа на практике? Рассмотрим ее на примере Антальи.

Во-первых, выделение двух новых провинций проводятся из ее состава (Аланьи и Манавгата) усиливает AKP, так как суммарный вес близких к правящей партии ильче (внутреннее деление провинции) растет.

Во-вторых, после реформы суммарный электоральный вес городских провинций будет падать, если количество депутатов не будет увеличено. Так, по предварительным данным Аланья получит 3 мандата, Манавгат – 2 мандата. Мандаты потенциальных провинций будут сформированы за счет представительства больших провинций. При учете сопоставимого рейтинга AKP и CHP в большинстве из них, правящей партии удается, с одной стороны, уменьшить влияние провинций, где она теряет конкурентоспособность, с другой, увеличить вес маленьких провинций, где AKP остается безальтернативной силой.

 

Таблица № 2. Результаты парламентских выборов 2023 г. в вероятных новых провинциях

Вероятная новая провинция Партия, занявшая первое место Партия, занявшая второе место
Аланья CHP – 31,3% AKP – 30,7%
Бандырма CHP – 36,6% AKP – 29%
Джизре YSP – 76,8% AKP – 13,1%
Инегёль AKP – 50,5% CHP – 16%
Искендерун AKP – 33,8% CHP – 28,3%
Козан AKP – 40,3% CHP – 17,4%
Манавгат CHP – 31,9% AKP – 29,9%
Мидьят AKP – 44% YSP – 34,7%
Назилли CHP – 33,2% AKP – 32,5%
Полатлы AKP – 36,7% СHP – 22,6%
Фетхийе CHP –_32,2% AKP –_28,4%
Чорлу CHP – 42% AKP – 27,6%
Эдремит CHP – 41,5% AKP – 25,1%
Эрчиш YSP – 48,2% AKP – 31,4%
Юксекова YSP – 76,4% AKP – 12,3%
Юнйе AKP – 52,5% CHP – 16,1%

Подытоживая статью, мы отмечаем, что административная реформа является, в т. ч., реакцией на итоги выборов. Вероятное выделение новых территориальных единиц, в основном, из состава оппозиционно настроенных провинций является главным нашим наблюдением. Таким образом Народная коалиция стремится уменьшить их вес, делая акцент на маленькие провинции Центральной Анатолии и Восточного Причерноморья, где AKP остается доминирующей силой.

[i] https://www.ntv.com.tr/turkiye/19-ilce-il-oluyor-ak-parti-hazirliklara-basladi,aSHUEiqxJ06T5GgHSEpxXQ

55.99MB | MySQL:116 | 0,676sec