Лидер иранских суннитов о проблемах прав человека в Иране

Моулави Абдул-Хамид, пятничный суннитский имам главной мечети столицы иранского остана (провинции) Систан-Белуджистан – Захедана, все чаще признается иранскими СМИ в качестве неформального лидера суннитов ИРИ. Отметим, что по Конституции ИРИ, официальной религией является ислам джафаритского толка, то есть шиизм. Шииты составляют примерно 90% иранских мусульман, на долю адептов другой важнейшей исламской конфессии  — суннитов – приходится примерно 8-10% мусульман ИРИ. Это – курды, белуджи, арабы, туркмены, относящиеся  к религиозному исламскому меньшинству. При том, что сунниты считают себя в Иране религиозным меньшинством, они не относятся к официально признанным этно-религиозным меньшинствам, к которым, на основании действующей иранской Конституции,  причисляются лишь христиане, зороастрийцы и иудеи. Не лишне отметить, что с самого начала деятельности в Иране выборного законодательного органа – парламента (официальное название – Собрание исламского совета) официально признанные этно-религиозные меньшинства имеют в нем квотированные места – христиане обладают тремя мандатами, зороастрийцы и иудеи  — по одному. При этом депутат от иудейской общины представляет общину, насчитывающую сейчас порядка 10 тысяч человек.

Составляя 10% населения страны, сунниты ИРИ должны иметь серьезное представительство как в выборных органах, так и в исполнительной власти. Однако по словам иранских оппозиционных политиков, этого отнюдь нет, суннитское представительство в депутатском корпусе существенно ниже доли суннитов в населении страны. По официальным данным, в прошлом составе президиума парламента был всего один суннит. По отношению к суннитам в Иране заметно проявление недоверия со стороны центральной власти, сказывающееся, например, на том, что губернаторы провинций с доминирующим суннитским населением  назначаются из центра и без учета их связей с регионом. По сути, это подрывает основы местного самоуправления. Должным образом не реализуются и их религиозные права. Так, в первое десятилетие нынешнего века число суннитов в иранской столице выросло втрое, но ни одной дополнительной суннитской мечети открыто не было.  Депутаты от суннитских останов (провинций) не раз жаловалась на то, что их регионы финансируются по остаточному принципу и гораздо меньше получают средств из национального бюджета нежели сходные по размерам и населению регионы проживания шиитского большинства. Все последние иранские президенты получали голоса суннитского меньшинства под обещание изжить диспропорции, однако реальных изменений до сих пор не достигнуто. Все это создает ситуацию, при которой суннитские регионы страны, в основном, на ее периферии, осознаются как глубоко депрессивные, а их политики все более и более активно критикуют не только ситуацию в своих регионах, но и проблемы национального уровня. В таком ключе в последнее  время СМИ ИРИ все больше пишут о Моулави Абдул-Хамиде, который почти в каждой своей пятничной проповеди поднимает узловые вопросы сегодняшнего Ирана.  В истекшую пятницу он во всеуслышание назвал  самыми горячими проблемами страны неуважение прав женщин со стороны государственных структур, и продолжающееся притеснение адептов бахайской религии, а также попытки полиции сорвать церемонии поминовения жертв до сих пор проходящих в стране протестов. Такие горячие и неудобные для религиозно-политического истеблишмента темы он поднимает постоянно, власти пытаются этому препятствовать, его постоянно отключают от трансляции.

Именно так и произошло в минувшую пятницу. Но Моулави Абдул-Хамид разместил аудиофайл выступления в своем ТГ-канале, и его подписчики растиражировали файл по всей стране.  Значительную часть проповеди он посвятил иранским женщинам, которые еще в середине сентября прошлого года инициировали протестную волну, вобравшую в себя миллионы иранцев, причем, не только женщин. Начавшись как движение за равноправие женщин в иранском обществе, эти демонстрации давно уже вышли на общеиранские лозунги, затрагивающие само существование иранского исламского режима. В последнем по времени выступлении в Захедане Моулави Абдул-Хамид призвал в 16 июня, во время пятничной молитвы к освобождению арестованных женщин, а также всех политзаключенных, томящихся в иранских тюрьмах.  Суннитский священнослужитель сказал в своей проповеди, что «ценит и уважает женщин». По его словам, «есть люди, которые думают, что женщина предназначена для ухода за детьми и кухней». Однако, это не так, сказал Моулави Абдул-Хамид: «Женщина способна в современном обществе решать крупные и насущные вопросы». Как выразился он, ««женщины плачут сегодня из-за своего неравноправного положения, чести и достоинства, которые они потеряли. Вы не можете заглушить их крики, пока они не достигнут своего места. Нет смысла решать проблему, пока не устранена причина». Он выразил сожаление в связи с продолжающимся усилением правительственных репрессий против протестующих женщин, выступающих против обязательного ношения хиджаба. Все месяцы, продолжающиеся после начала протестов  осенью прошлого года, сказал священнослужитель, отмечены разрастанием столкновений силовиков с женщинами-протестующими, и правительство отвечает на их требования насилием и жесткими репрессиями..

Суннитский священнослужитель не раз за последнее время касается в своей проповеди бахаитов. Сегодня это самое преследуемое в ИРИ конфессиональное сообщество. На основание статьи 13  Основного закона страны (Конституции) в стране категорически запрещена дискриминация  граждан по причине их вероисповедания. Однако такая констатация не касается бахаитов., Малоизвестная еще полтора века назад шиитская секта превратилась в вероучение, имеющее по причине своего универсального характера много тысяч последователей повсюду в мире. Вместе с тем, бахаизм  активно противопоставил себя ортодоксальному шиизму, и с течением времени превратился в объект жесткой травли со стороны шиитской религиозной элиты. Вполне понятно, что Исламская революция 1979 г. принесшая на вершину иранского религиозного Олимпа идеологию ортодоксального шиизма, возвела конфронтацию с адептами бахаизма на государственный уровень. Их беспрестанно обвиняют в сотрудничество с США и Израилем, зачисляют в пятую колонну покойного шаха Мохаммада-Резы Пехлеви. Если при последнем монархе бахаиты занимали важные государственные посты, а Амир-Аббас Ховейда в течение почти полутора десятилетий был премьер-министром, а часть его религиозных единомышленников уверенно руководила иранским бизнесом. ныне бахаиты лишены права занимать мало-мальски значимые посты. Как писал персоязычный интернет-портал израильского МИДа Hamdami.com. сегодняшнее положение иранских бахаитов сравнимо «…с положением евреев в Германии в 1930-е годы накануне Второй мировой войны». Сегодня в ИРИ адептов этой религии увольняют с работы, изгоняют из учебных заведений, не дают продвигаться по служебной лестнице. Против этого и активно выступает суннитский проповедник Моулави Абдул-Хамид, который во многих своих пятничных проповедях жестко критикует притеснение  режимом Исламской Республики бахаитов: «Хотя бахаиты  — немусульмане, они равноправные граждане страны». Поэтому их кладбища не должны разрушаться, а «их тела не должны передаваться их семьям тайно или  подвергаться захоронениям  втайне от семьи и родственников.  По словам Моулави, «такие действия заставляют нас, как мусульман, стыдиться, потому что они безобразны. Права бахаитов должны уважаться». Моулави Абдул-Хамид не раз информировал иранское сообщество о том, что гонения на бахаитов в Иране никак не уменьшаются, а в СМИ никак не сворачивается поощряемая режимом антибахаитская  пропаганда.

55.99MB | MySQL:116 | 0,602sec