О роли афганских талибов в расширении влияния китайской инициативы «Один пояс, один путь»

Заявления о вступлении Афганистана в проект Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК) неоднократно публиковались Пакистаном и Китаем. При этом Афганистан является официальным членом более обширной инициативы Пекина под названием «Один пояс, один путь» (ОПОП). Однако никакого реального прогресса не было достигнуто, пока афганское правительство не приняло сравнительно недавно одно решение. Успешное подписание в январе 2023 года 25-летнего нефтяного контракта по Амударье на сумму 540 млн долларов между компанией «Синьцзян Центральная Азия Петролеум энд Газ» (CAPEIC) и возглавляемым талибами (движение «Талибан» запрещено в РФ) афганским правительством стало огромной победой для последнего. Присоединение к КПЭК является мудрым шагом для талибов, которые благодаря ему смогут продемонстрировать свою приверженность афганскому населению  и восстановлению национальной экономики. Поскольку Афганистан не имеет выхода к морю, развитие большего количества транзитных маршрутов через Пакистан и Китай будет иметь важное значение для торговли и экспорта. Однако еще неизвестно, приведет ли это развитие событий к прогрессу в решении таких проблем Пекина как ограничение активности уйгурских боевиков и повышение безопасности китайских специалистов в пакистанском Белуджистане. «Талибан» не получил официального признания ни от одной страны, а подписание документа о вступлении Афганистана в ОПОП состоялось еще при предыдущем правительстве. Следовательно, нынешняя власть технически не обладает юрисдикцией для заключения контрактов. Это может вызвать трудности в реализации проектов в долгосрочной перспективе. В то же время темпы реализации проектов КПЭК на территории Пакистана замедлились на фоне пандемии коронавируса, а затем еще сильнее снизились на фоне продолжающегося в стране экономического кризиса. Включение Афганистана в проект, возможно, не является на данном этапе безоговорочным стимулом для других его участников, но подчеркивает наличие у них политической воли для углубления трехстороннего сотрудничества. «Талибан» по-прежнему испытывает нехватку денежных средств и не может приступить к восстановлению экономики и инфраструктуры из-за санкций, заморозки афганских активов за границей и отсутствия иностранной помощи. В апреле 2022 года режим талибов также запретил выращивание опийного мака, который ранее был для них одним из главных источников дохода. Движению  «Талибан» необходимо доказать, что оно способно управлять Афганистаном в условиях серьезных экономических потрясений и гуманитарного кризиса. Таким образом, присоединение к КПЭК/ОПОП является логичным решением для привлечения потенциальных инвестиций и бизнеса в Афганистан. Кроме того, талибы хотят вырваться из дипломатической изоляции, но количество стран, готовых помочь им в этом без навязывания невыполнимых требований, сильно ограничено. В этом смысле Китай и Пакистан – самые ненавязчивые партнеры, которых талибы могли найти. Сохранение связей с Китаем – влиятельным региональным игроком, готовым предоставить крупную финансовую помощь – имеет решающее значение для талибов. Для Пекина это событие послужило своего рода гарантией снижения экстремисткой угрозы на региональном уровне посредством экономического развития и доказало, что финансовая помощь в совокупности с перспективами восстановления Афганистана в обмен на гарантии в сфере безопасности, сработали. Позиция Китая как посредника между Афганистаном и Пакистаном еще больше укрепила его авторитет и влияние в регионе. В экономическом плане Китай мало что выиграл от связей с Афганистаном. Хотя о его интересах в разработке редкоземельных полезных ископаемых и других  природных ресурсов широко известно, также имели место случаи отмены или задержки реализации таких проектов из-за высокого уровня террористической угрозы. Даже если все запланированные в Афганистане проекты будут реализованы, на развитие этих секторов уйдет годы, поэтому Пекину потребуется много времени, чтобы окупить инвестиции. Что касается Пакистана, включение Афганистана в проект КПЭК поможет усовершенствовать его транзитные маршруты, особенно через порт Гвадар и трансафганский коридор Мазари-Шариф – Кабул — Пешавар. Это также дает Исламабаду рычаги для переговоров о спорной пакистано-афганской границе (Линии Дюранда) и для того, чтобы убедить движение «Талибан» прекратить поддержку пакистанских талибов. В настоящее время у всех трех сторон есть реалистичные ожидания относительно того, что совместные проекты будут иметь меньший риск и более низкую стоимость на начальном этапе. В то же время «Талибан» питает надежду на то, что Пекин будет активнее инвестировать в Афганистан, но некоторые представители руководства  движения настроены скептически из-за отсутствия подобных прецедентов в прошлом. Ранее региональные СМИ сообщали, что контракт на нефть по Амударье от января 2023 года содержал условие: «Если указанная компания не выполнит все пункты соглашения в течение одного года, контракт будет автоматически расторгнут». Данное условие демонстрирует, что талибы будут настроены скептически, пока не увидят реальные инвестиции в Афганистан. Кроме того, их правительство понимает, что должно повысить безопасность китайских специалистов на местах и развеять опасения Китая по поводу террористической угрозы, ограничив деятельность уйгурских боевиков на территории страны. Решение этих двух проблем является критически важным для устойчивого притока китайских инвестиций. Талибы также ищут другие пути восстановления экономики, о чем свидетельствуют недавние секретные переговоры с официальными лицами Катара. Что касается Пекина, он в любом случае настроен на успех КПЭК, даже с учетом растущего числа нападений, направленных против китайских рабочих в Афганистане и Пакистане, периодических боев вдоль пакистано-афганской границы и циклических разногласий между талибами и пакистанскими властями. Вопреки всему вышеперечисленному Китай остается непоколебимым в намерении наращивать дипломатические и экономические отношения с обеими сторонами. Способность Пекина «обуздать» Афганистан и Пакистан дает ему толчок к тому, чтобы расширить географию своего влияния в Евразии, учитывая, что Китай поддерживает конструктивные отношения с соседними с Афганистаном странами, активно сотрудничает с ними и на двусторонней основе, и в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в целях укрепления мира и совместного развития.

 

56.01MB | MySQL:118 | 0,451sec