Правительство Пакистана на этой неделе запросило увеличение оборонного бюджета почти на 16%, несмотря на противостояние с Международным валютным фондом из-за экономической стагфляции. Правительство обнародовало свою просьбу о выделении 1,804 трлн пакистанских рупий (6,267 млрд долларов США) на 2023-2024 финансовый год — на 15,7% больше, чем пересмотренная сумма на 2022-2023 финансовый год. Все это происходит в тот момент, когда МВФ заморозил транш в размере 1,1 млрд долларов из оставшихся 2,2 млрд долларов из общего пакета финансовой помощи в размере 6,7 млрд долларов, согласованного в 2019 году. Пауза в выделении средств вызвана невыполнением Пакистаном обязательств, установленных МВФ, по мнению этой организации. Финансирование от МВФ помогло бы Пакистану избежать дефолта по своим внешним долгам, поскольку Государственный банк Пакистана располагает валютными резервами менее чем на 4 млрд долларов. Тем не менее, страна должна произвести выплаты по внешнему кредиту в размере 22 млрд долларов в 2023-2024 финансовом году. На этом фоне эксперты отмечают, что личные отношения между министром финансов Пакистана Исхаком Даром и МВФ ужасные. Постоянный представитель МВФ в Пакистане Эстер Перес Руис 14 июня раскритиковала бюджетный запрос, который включал предложения о налоговой амнистии и не позволил расширить налоговую базу. Тем не менее, она подтвердила, что «команда МВФ готова работать с правительством над уточнением этого бюджета перед его принятием». Министр финансов Пакистана Исхак Дар отверг возражения: «Пакистан является суверенной страной и не может принять все требования МВФ». Программа МВФ начатая в 2019 году заканчивается 30 июня текущего финансового года Пакистана, но Дар утверждает, что Пакистан не объявит дефолт, даже если переговоры с базирующимся в Вашингтоне кредитором провалятся: «У нас есть суверенные обязательства, которые взяло на себя предыдущее правительство. Это не обязательства PTI [пакистанской партии «Техрик-е-Инсаф] или [бывшего премьер-министра] Имрана Хана, это обязательства Пакистана. Я думаю, что даже ценой уплаты политической цены мы должны выполнить эти обязательства, и мы выполним». Пакистан переживает острый долговой кризис. Он должен выплатить миллиарды в счет обслуживания долга, но государственная казна почти пуста. По мере того, как надежды на возобновление соглашения о финансовой помощи с МВФ тают, эксперты говорят, что страна скорее всего еще может избежать дефолта в этом месяце, но ситуация будет становиться все более серьезной. Пострадавшая от разрушительных наводнений, политической нестабильности и связанных с пандемией перебоев с поставками, зависимая от импорта экономика Пакистана уже несколько месяцев находится на грани дефолта, поскольку бремя внешнего долга страны растет на фоне сокращения валютных резервов. Общий внешний долг Пакистана на конец 2022 года превысил 126 млрд долларов. Большая часть доходов страны идет на погашение основной суммы долга, а также процентов по этому долгу. В июне Пакистан должен выплатить своим кредиторам 3,6 млрд долларов. По словам управляющего Государственного банка Пакистана, было выплачено 400 млн долларов, в то время как ожидается, что будет пролонгировано выплата еще 2,3 млрд долларов, но даже при этом условии страна должна выплатить 900 млн долларов. Долларовые резервы колеблются на уровне около 4 млрд долларов. Сделка на сумму 6,5 млрд долларов от 2019 года, рассматриваемая как ключ к избежанию дефолта, в теории даст Пакистану 1,1 млрд долларов. Сама по себе сумма небольшая, но она разблокирует средства других кредиторов, помогая ослабить долговой кризис в стране. Чтобы оживить с сделку с МВФ, Исламабад за последние месяцы сократил субсидии, повысил налоги и в значительной степени перестал контролировать курс рупии. Но международные эксперты говорят, что этих действий было слишком мало и они были предприняты слишком поздно. Также сохранялись разногласия по поводу того, какой объем финансирования Пакистан может получить от партнеров, и на сегодня ясно, что Исламабаду не удалось достичь поставленной цели, поскольку партнеры из стран Персидского залива выразили разочарование отсутствием в стране экономических реформ. На этом фоне только главный региональный союзник Пакистана Китай, которому он должен большую часть своего долга, снова пришел ему на помощь. В сообщении для журналистов на прошлой неделе Государственный банк Пакистана объявил о получении кредита в размере 1 млрд долларов от Китая. Но таким образом Пекин только рефинансировал кредит, который Исламабад ранее получил. К этому надо добавить, что срок полномочий нынешнего правительства заканчивается в середине августа, после чего страной до всеобщих выборов будет управлять временный орган. Бывший министр финансов Пакистана Хафиз Паша заявил, что, если нынешнему правительству не удастся разблокировать средства МВФ, это может поставить экономику Пакистана под угрозу в новом финансовом году: «МВФ не будет вести переговоры с временными правительствами. Таким образом, самое раннее, о чем мы сможем поговорить с МВФ, — это когда-нибудь после выборов, что может быть в октябре, ноябре. Этот промежуточный период — период большой неопределенности. И это то, о чем мы все очень беспокоимся». В этой связи местные экономисты говорят о том, что правительство планирует управлять погашением долга без участия МВФ, что подразумевает реструктуризацию долга с двусторонними кредиторами или отдельными странами в рамках отдельных переговоров. Ранее Дар дал понять, что Пакистан может продать или сдать в аренду активы, чтобы оставаться в курсе выплат по долгам: «Если вас загонят в угол, что вы будете делать? Прилечь? Допустить дефолт? Пакистан платежеспособен. Если за последние четыре года кредиты Пакистана выросли с 70 до 100 млрд долларов, то у Пакистана также есть активы на миллиарды». При этом некоторые эксперты говорят, что во многих отношениях Пакистан уже допустил дефолт, поскольку компании сталкиваются с ограничениями в отправке дивидендов акционерам за рубежом, авиакомпании угрожают санкциями из-за неуплаты взносов, а родители с трудом находят доллары для своих детей, обучающихся за границей. Али Хизар, руководитель отдела исследований в Business Recorder, крупном пакистанском новостном издании, указывает на бегство человеческого и финансового капитала из Пакистана как знак этого неформального дефолта: «Технически Пакистан, возможно, и не объявлял дефолт по своему долгу, но поскольку люди используют неофициальные способы перевода денег за границу, крупные предприятия покидают страну, а люди мигрируют в рекордных количествах в поисках работы за пределами Пакистана, мы допустили дефолт по многим причинам».
И вот в контексте этого кризиса военные требуют увеличение военного бюджета. Сокращение расходов на оборону может оказаться трудным для Пакистана, который сталкивается со своим главным соперником, обладающим ядерным оружием, Индией и ведет борьбу с пакистанским движением «Талибан», также известным как «Техрик-е-Талибан Пакистан», или ТТП. В докладе Совета Безопасности ООН от 13 февраля говорится, что захват талибами соседнего Афганистана в 2021 году «подтолкнул ТТП к эскалации нападений на Пакистан». При этом, как считает Сафдар Хуссейн, совместный директор и аналитик-исследователь Пакистанского института исследований проблем мира, ««поражение» или «полная ликвидация», возможно, не совсем подходящий термин в случае ТТП, поскольку это не обычная армия. Скорее, ТТП может быть ослаблено в большей степени с помощью афганских талибов или без них. Однако участие афганских талибов жизненно важно для борьбы с угрозой ТТП, потому что даже если Пакистан обеспечит полное уничтожение группировки с пакистанской территории, она может продолжать действовать из Афганистана и совершать трансграничные вторжения и атаки, и попытается перегруппироваться по эту сторону границы, когда у нее появится возможность».
В любом случае оборонный бюджет Пакистана на 2022-2023 финансовый год уже увеличился с запланированных 1,57 трлн рупий до 1,59 трлн рупий. Запрос на оборонный бюджет на 2023-2024 финансовый год составляет 1,7% от валового внутреннего продукта — экономический показатель, который недавно снизился, — в то время как фонд на 2022-2023 финансовый год составлял 1,87% от ВВП. Девальвация местной валюты по отношению к доллару США в сочетании с рекордно высокой инфляцией затрудняет прямое сравнение в долларовом выражении. Некоторые расходы, такие как оборонные закупки, исключены из проекта нового оборонного бюджета. Дополнительные 280 млрд рупий были выделены на программы развития вооруженных сил, среди прочих усилий, при этом 100 млн рупий были направлены на управление проектом новой верфи в Гвадаре и 1,9 млрд рупий на модернизацию инфраструктуры на верфи в Карачи и инженерные работы. Согласно последнему предложению, армия должна получить 824,6 млрд рупий, ВВС — 368,5 млрд рупий, а ВМС — 188,2 млрд рупий. Сумма в 442 млрд рупий предназначена для операционных расходов, а 461 млрд рупий пойдет на внутреннее и импортное оружие и боеприпасы. Правительство не уточнило запланированные расходы на свою программу ядерного сдерживания. Туаха Адил, экономист-исследователь Института политических исследований рыночной экономики, полагает, что сумма, которую Пакистан планирует потратить на эти цели, вызывает беспокойство. Показатели 2023-2024 финансового года показывают снижение на 12,4% от общих расходов и 1,7% от ВВП по сравнению с показателями 2022-2023 финансового года в 14,3% и 1,87% соответственно. Аналитик по оборонной экономике Фида Мухаммад Хан сказал, что военные будут финансировать важнейшие проекты, такие как программа истребителей JF-17 Thunder, во что бы то ни стало: «Ракетные системы и ядерные программы в большинстве случаев будут осуществляться в обычном режиме. Это не первый случай, когда мы сталкиваемся с экономическим кризисом. Номинальная стоимость высока, но в реальном выражении в истории было много случаев, когда Пакистан сталкивался с подобными ситуациями. И во все эти плохие времена оборонные бюджеты и важнейшие оборонные программы оставались в безопасности от бюджетных сокращений. Экономическая ситуация при этом однозначно окажет негативное влияние. Мы можем ожидать задержек с поставкой оборудования, а также нежелания приобретать новые системы вооружения». Это может ударить по таким проектам, как морской патрульный самолет Sea Sultan для ВМС или по усилиям по иностранным закупкам. Следовательно, по его словам, военные должны «значительно сократить текущие расходы и направить эти средства на приобретение вооружений / оборудования и кампании по модернизации». Учитывая угрозу ТТП и расходы Индии на оборону, «текущие бюджетные ассигнования меньше, чем требуется», — заключил Хан. Даже если Пакистан реструктурирует свои долги, как предложил министр финансов, неясно, повлияет ли это на расходы на оборону, отметив, что государственный долг Пакистана составляет 63% внутреннего и 37% внешнего: «Для правительства крайне важно проявлять финансовую осмотрительность и проводить структурные реформы, чтобы предотвратить кризис».