О тупике в подготовке к выборам в Ливии и возможных вариантах развития ситуации

Как указывают турецкие эксперты, главным приоритетом посланника ООН Абдулая Батили в Ливии является проведение в стране одновременных президентских и парламентских выборов до конца этого года.  Выборы были в центре его внимания с тех пор, как он вступил в должность в сентябре 2022 года, но до сих пор ему не удалось добиться какого-либо прорыва в этом вопросе. Камнем преткновения всегда были законы о выборах и их применение. При его предшественнице Стефани Уильямс голосование в Ливии было запланировано на декабрь 2021 года, но эта попытка провалилась в последнюю минуту, главным образом из-за разногласий по поводу законов о выборах, регулирующих право кандидатов и то, как должно проходить голосование в расколотой стране. За последние два года был достигнут незначительный прогресс в решении этой проблемы, и ливийские противники не смогли договориться о конституционной основе для выборов. Две враждующие палаты страны, Высший государственный совет (ВГС) и Палата представителей (ПП), по-прежнему расходятся во мнениях практически по всему, что связано с выборами. Под давлением ООН, иностранных держав и ливийской общественности две палаты, наконец, согласились в апреле прошлого года сформировать комиссию «6 + 6», которой поручено разработать законы о выборах.

После нескольких раундов встреч внутри страны и за рубежом комиссия, состоящая из шести членов от каждой палаты, заявила, что достигла консенсуса по необходимым законопроектам, ожидающим одобрения ВГС и ПП на специальных отдельных заседаниях. Однако до сих пор ничего не было обнародовано, и дата такого голосования не была объявлена. Фактически, некоторые члены обеих палат уже высказали возражения против того, что подготовила комиссия «6 + 6». И общественность не имеет ни малейшего представления о том, что  конкретно подготовила комиссия. Единственный публичный проблеск того, что на самом деле говорится в проектах, был 19 июня, во время брифинга Батили в Совете Безопасности ООН, и он не является многообещающим. Батили, казалось, был недоволен результатом, выразив свои оговорки, хотя из вежливости приветствовал усилия комиссии. Он сказал о законопроектах, что их «недостаточно для решения наиболее спорных вопросов», выделив четыре недостатка: приемлемость кандидатов, положение, требующее от нового правительства проведения выборов, и еще одно положение о втором туре голосования на президентских выборах, даже если кандидат «наберет более 50 процентов» голосов, необходимых для победы. Теперь посланник ООН планирует свой следующий шаг. В марте прошлого года на своем брифинге для прессы в Триполи Батили сказал, что, по его мнению, законы о выборах могут быть готовы к концу июня, а выборы могут состояться где-то в сентябре или чуть позже. Июнь почти закончился, а предполагаемые законы так и не были окончательно приняты. На своем брифинге в Совете Безопасности ООН Батили появился, чтобы фактически объявить о смерти комиссии «6 + 6»: «Я намерен активизировать переговоры и созвать основные заинтересованные стороны или их доверенных представителей для достижения окончательного урегулирования по наиболее спорным вопросам». Здесь он ссылается на свою расплывчатую «руководящую группу высокого уровня для Ливии», о которой он объявил в феврале прошлого года. Предполагается, что такая группа подготовит «осуществимые законопроекты» для обеспечения «успешных выборов». Этот вариант  означает обход в решении этого вопроса обеих палат. Собственно, ничего нового в этом подходе нет, поскольку ровно по этой схеме  было сформировано нынешнее Правительство национального единства во главе с Абдель Хамидом Дбейбой после процесса выборов под наблюдением миссии ООН, но запятнанных взяточничеством.

Будет интересно понаблюдать за тем, что Батили будет делать дальше, поскольку он медленно, но верно приближается к очередному тупику в Ливии. В игру может вступить любой из следующих пяти сценариев:

1.Батили стремится развить то, чего достигла комиссия «6 + 6», и возобновить очередной раунд посредничества, чтобы привлечь больше ливийских сторонников и международных заинтересованных сторон к поддержке выборов. Пик этого должен наступить с созывом его «руководящей группы высокого уровня» для выработки необходимых законов. Это трудоемкий процесс, и добиться успеха в нем может быть трудно, поскольку и ВГС, и ПП с большой вероятностью отвергнут его. Ливийцы, в целом, не будут приветствовать такой маневр, поскольку большинство из них и большинство иностранных заинтересованных сторон хотят проведения выборов как можно скорее. В 2021 году почти 3 млн ливийцев зарегистрировались для голосования только для того, чтобы быть разочарованными отложением голосования на неопределенный срок, и они не согласятся на еще один бессрочный процесс без каких-либо гарантий, что он приведет к голосованию. Иностранные заинтересованные стороны, включая Соединенные Штаты, Францию и Египет, безусловно, будут сопротивляться такому шагу.

2.Идея Дбейбы-Хафтара сформировать новое правительство для организации выборов уже отвергнута ООН и другими. Действительно, командующий ЛНА Халифа Хафтар, как говорят, ведет переговоры с премьер-министром ПНЕ Абдель Хамидом Дбейбой, пытаясь договориться с ним о разделе власти (эта договоренность уже реализуется без лишней огласки. В частности, люди Хафтара назначены Дбейбой на ряд руководящих должностей в Центральном банке – авт.). Но ниВГС, ни ПП не примут этого, потому что такой сценарий также будет означать, что Дбейба и Хафтар будут иметь полный контроль над политическим процессом. Ни один другой политик никогда не примет этого.

3.Теперь, когда комиссия «6 +6», объявленная почти мертвой с каждой стороны, попытаются навести мосты с соперниками, основываясь на нынешних разногласиях между Киренаикой и Триполитанией, Дбейба попытается кооптировать председателя ВГС Халеда аль-Мишри, в то время как Хафтар и спикер  ПП Акила Салех будут устранять свои разногласия на востоке Ливии. Вероятно, возникнут новые альянсы, ведущие к сохранению статус-кво. Следствием этого является то, что выборы, опять же, станут несбыточной мечтой, которая вряд ли исполнится в ближайшем будущем. Доверие ко всем политикам, а также ко всему процессу посредничества ООН, вероятно, еще больше подорвется, чем уже есть.

4.Если тупик будет продолжаться без всякой надежды, война также вероятна. Заблокированные политические процессы — это порочные политические круги и благодатная почва для новых ссор и ожесточенных разногласий, которые могут быть преодолены только с помощью насилия. Сейчас никто не хочет войны в Ливии, и перемирие 2020 года все еще соблюдается, каким бы шатким оно ни было. Тем не менее, нельзя сбрасывать со счетов возможность нового раунда насилия.

5.В среднем каждый посланник ООН в Ливии проработал около двух лет, и ООН может в какой-то момент в следующем году рассмотреть возможность полной замены Батили. Фактически это будет означать возвращение продолжение тупика. Похоже, единственно, что можно  уверенно констатировать, что в 2023 году выборов не будет. Никто не говорит об этом вслух, но все признаки указывают на это.

55.97MB | MySQL:116 | 0,513sec