О задачах военной комиссии Конгресса США по расследованию американской политики в Афганистане. Часть 1

Созданная Конгрессом США военная комиссия в скором времени приступит к расследованию американской политики в ходе двадцатилетней войны в Афганистане. В этом году сообщалось лишь об отдельных расследованиях Комитета по иностранным делам Палаты представителей по поводу решения администрации Дж.Байдена вывести американский военный контингент из Афганистана в августе 2021 года. Трагедия продолжила усугубляться, когда пришедшее к власти в стране движение «Талибан» (запрещено в РФ) вернуло жесткую интерпретацию законов шариата 1990-х годов. В результате экономической  и дипломатической изоляции Афганистана выросли уровень нищеты, голода, материнской и детской смертности. Международное сообщество отказалось признать режим талибов, заморозило средства и приостановило оказание стране любой помощи, кроме гуманитарной. Комиссии Конгресса поручено провести «всеобъемлющий обзор ключевых решений, касающихся американских вооруженных сил, разведки, иностранной помощи и дипломатического участия в урегулировании афганского кризиса с июня 2001 года по август 2021 года». Первоначальное вмешательство, вызванное нападением на Всемирный торговый центр и Пентагон 11 сентября 2001 года, было направлено на выслеживание боевиков террористической организации «Аль-Каида» (запрещена в РФ). Со временем это превратилось в попытку подавить экстремистскую деятельность талибов путем построения стабильной демократии и улучшения условий жизни афганских граждан. Американское правительство считает, что граждане США заслуживают полного и подробного отчета об инвестициях в размере 2,3 трлн долларов в военную помощь, реконструкцию и развитие Афганистана. Как бы драматично это ни выглядело, крах афганского правительства и вооруженных сил не был неожиданным. Поражение было предопределено задолго до того, как президент Дж.Байден отдал приказ о выводе американских войск с территории страны. Его предшественник, Дональд Трамп, подписал в феврале 2020 года соглашение с талибами, которое установило дату вывода контингента в 2021 году. На этом фоне боевой дух афганцев резко упал. Переговоры по достижению политического урегулирования никогда не были для этого государства главным приоритетом на любом этапе войны, поскольку эфемерные военные цели или «условия» заменяли трезвое признание того, что, по сути, все это время в стране существовало двоевластие, и что талибы всегда контролировали большую часть сельской местности. Усугубляя эту ошибку, правительство США стремилось внедрить в Афганистане централизованные модели управления, реализация которых была крайне дорогостоящей и на практике невыполнимой. Наконец, Вашингтон и его союзники поставили перед собой амбициозные цели по трансформации афганского общества, которых невозможно было достичь при относительно небольшой базе поддержки образованных урбанизированных афганцев. В целом, американский проект не основывался на четком понимании реалий Афганистана. Благонамеренные американцы считали, что они способны убедить, уговорить или навязать проект, который большая часть населения не примет. Соответственно, череда политических ошибок вытекала из неспособности адекватно понять тонкости Афганистана. Из тщательного изучения ошибок, допущенных при разработке и осуществлении политической, дипломатической, военной и экономической политики США могут извлечь несколько фундаментальных уроков:

Урок №1

Как правило, политические конфликты требуют урегулирования путем переговоров, а не принятия военных решений. Принципы истощения и давления, не связанные с политическими стратегиями, обречены на провал при таких событиях, как война в Афганистане, которая по сути была гражданской войной между движением «Талибан», его сторонниками и остальным населением. Талибы с малой долей вероятности потерпят военное поражение, учитывая их многолетний опыт ведения подрывной деятельности. В первую очередь, у них есть база и «электорат»: националистически настроенные, религиозные и консервативные пуштуны, принявшие школу ислама Деобанди, которая получила распространение среди представителей данной этнической группы в 1970-е годы. Впоследствии медресе Деобанди продолжили обучать молодых афганцев сражаться с неверными американцами. Война США на истощение и жертвы среди мирных жителей в результате авиаударов вызвали огромные трения с афганским правительством и населением. При таком подходе не было получено явного военного преимущества, и политики не смогли оценить, что эти политические издержки перевешивают любую временную военную выгоду. Действительно, правительство США удвоило подход к войне на истощение в последние годы конфликта. Согласно оценкам аналитиков американского Совета по международным отношениям, потери среди гражданского населения в результате авиаударов увеличились на 330 процентов с 2016 года.

Урок №2

Урегулирование конфликтов должно вестись с позиции влияния. Аналитики говорят о двух упущенных возможностях, которые могли облегчить достижение соглашения еще на начальном этапе афганской войны. Так, правительство США могло бы предложить переговоры после свержения режима талибов еще в октябре 2001 года. Руководство движения предлагало пойти на диалог после терактов 11 сентября, однако оно не было приглашено на конференцию в Бонн, где было достигнуто Боннское соглашение и сформировано новое афганское правительство. В пылу эмоций после событий 11 сентября немногие американские чиновники были готовы проводить различие между нападавшими боевиками «Аль-Каиды» и афганскими талибами, которые присягнули на верность Усаме бен Ладену, но не собирались атаковать США. Войска международной коалиции остались на территории Афганистана, а затем их численность выросла после того, как талибы перешли в наступление. По мере пролонгации конфликта позиции афганского правительства неуклонно ослабевали, и стало очевидным, что армия, созданная США, не превратилась в самодостаточную силу, способную обеспечить безопасность страны, несмотря на многомиллиардные инвестиции. Президент Трамп в 2020 году поставил условие в обмен на обещание США о выводе военного контингента из Афганистана: талибы должны были согласиться начать переговоры со своими противниками из афганского правительства. Однако после ухода США у талибов не было стимула участвовать в каком-либо диалоге. Без интенсивной поддержки сил международной коалиции афганское правительство, расколотое этническими разногласиями между таджикско-узбекским меньшинством и пуштунским большинством, не смогло самостоятельно достичь урегулирования.

55.96MB | MySQL:116 | 0,753sec