Урок №3
США следовало соблюдать осторожность в навязывании политических моделей, не соответствующих истории и политической культуре страны; там, где слабо выражены демократические традиции, требуются поэтапные подходы. В Афганистане неформальная, но реальная власть принадлежала региональным влиятельным лицам или полевым командирам, таким как Мохаммед Касим Фахим, Гуль Ага Шерзай, Атта Мохаммед Нур, Абдул Рашид Дустум, Исмаил Хан и братья Карзаи, властвовавшим над основными этническими и племенными фракциями. С учетом их авторитета, централизованная форма правления вряд ли могла обеспечить стабильность в Афганистане: каждые президентские выборы превращались во внутриполитический кризис, порождавший затяжные бои и конфликты, разрешение которых требовало посредничества. При этом необходимые атрибуты и алгоритмы демократической системы были на месте, однако культура демократии не смогла полностью прижиться в стране. В то время как женщины добились номинального увеличения представительства за счет зарезервированных мест в парламенте, министерских должностей в кабинете министров и назначений на должности мэра, эти уступки не отразились на культурном коде афганцев и не привнесли гендерного равенства в афганский социум. Действительно, гражданское общество обрело довольно четкие очертания в городском Афганистане, но сельские районы остались практически неизменны. Американские эксперты сходятся во мнении, что для предотвращения такого социального разрыва было необходимо с самого начала более активно задействовать местные советы и традиционные шуры для достижения консенсуса.
Урок №4
В попытках урегулирования вооруженного конфликта ошибочной стратегией является навязывание неподходящих институтов безопасности. В подобной ситуации целесообразнее опираться на формы защиты, традиционные для того или иного государства. Подобная ошибка в итоге и произошла в секторе безопасности Афганистана. США смоделировали афганские вооруженные силы самостоятельно, внедрив централизованную структуру, а также выделив капиталоемкое оборудование и самолеты, которые, по требованию Конгресса, были произведены в США, хотя афганцы привыкли к вертолетам и самолетам советского/российского производства, которые намного проще в обслуживании. Централизованные логистические системы не были адаптированы к местности страны. Огромные ресурсы были затрачены на создание крупных постоянных сил, которые требовали непрерывного набора и пополнения из-за потерь и дезертирства. Эксперименты по созданию местных сил обороны стали альтернативой, которая могла бы послужить основной моделью для наращивания обороноспособности страны. Эти силы были набраны при поддержке местных старейшин и развернуты на местах, как это традиционно делали ополченцы. Несмотря на успехи местных сил, мероприятия по созданию дорогостоящей централизованной армии продолжались и, в конце концов, потерпели неудачу. Отсутствие поддержки войск в полевых условиях стало основной причиной стремительного краха правительственных вооруженных сил Афганистана в 2021 году.
Урок №5
Не следует переоценивать скорость и глубину социальных изменений, которые политика может вызвать в течение жизни одного поколения. Так, более молодые афганцы из городской среды восприняли американское видение современной демократической страны, даже несмотря на то, что социальные нормы в Афганистане остаются сравнительно консервативными. Тем не менее, 74% населения страны проживает в сельской местности. Многие отдаленные районы остались нетронутыми и так и не увидели финансируемых Вашингтоном проектов развития. Хотя в Афганистане были достигнуты такие успехи как снижение материнской и младенческой смертности и расширение доступа к образованию, они зависели от продолжающихся вливаний внешней помощи: 75% государственного бюджета Афганистана формировало иностранное финансирование, а самообеспечение было для страны неосязаемой отдаленной перспективой. Устойчивый прогресс требует, чтобы растущая экономика поддерживала эти инвестиции.
Урок №6
Американская общественность проявила удивительную терпимость к двадцатилетним расходам в размере 2,3 трлн долларов в Афганистане, но вряд ли она могла бы бесконечно поддерживать такие расходы без видимого прогресса в вопросах политической устойчивости. Обоснование бесконечной поддержки Афганистана вопросами национальной безопасности США уменьшилось по мере того, как отступила угроза со стороны «Аль-Каиды» (запрещена в РФ). Иными словами, планы дальнейшего военного развертывания США не соответствовали их национальным интересам. Однако предполагаемого небольшого присутствия было бы недостаточно, чтобы отразить растущую угрозу со стороны движения «Талибан» (запрещено в РФ), которое с 2013 года расширяло свое влияние в сельской местности. Риски содержания сил невысокой численности на территории Афганистана постепенно возрастали.
Урок №7.
Конгресс США имеет наилучшие возможности для того, чтобы немедленно прекратить вмешательство или, как минимум, потребовать пересмотра политических целей, чтобы они стали реалистичными. Сменявшие друг друга американские правительства полагались на вывод военного контингента с территории Афганистана с помощью достижения определенных «условий», не признавая, что искомые условия недостижимы. Год за годом американские генералы продолжали давать показания с необоснованным оптимизмом, чтобы оправдать необходимость ежегодных многомиллиардных вливаний материальной помощи в Афганистан. По результатам двадцатилетней операции в Афганистане можно смело делать вывод, что критерии прекращения финансовых вливаний и непрерывных контртеррористических операций должны быть более строгими, и Конгресс должен заявить о своем авторитете, чтобы положить конец политике, которая не приносит ожидаемые плоды.
Таким образом, беспристрастное и бескомпромиссное расследование военной комиссией Конгресса недостатков политики США в Афганистане имеет жизненно важное значение для будущей внешней политики Вашингтона. Отчет комиссии будет включать многочисленные резолюции, направленные против недостатков и упущений политики американского руководства в Афганистане. Более того, результаты расследования комиссии могут побудить членов Конгресса с бóльшим скептицизмом оценивать заявления о необходимости финансирования различных операций, без опасения, что орган сочтут слабым. Внешняя политика, которая достигает очевидных, хотя и постепенных результатов, с перспективой стать самоподдерживающейся, представляет собой желательную золотую середину между чрезмерными усилиями и изоляционизмом.