Израиль: оценки ситуации с безопасностью на внутренней, региональной и международной арене. Часть 18

В июне этого года в израильских СМИ появились сообщения о том, что Соединенные Штаты ведут «тихие» переговоры с Ираном об ограничении его ядерной программы. Вашингтон стремится достичь неформального, неписаного соглашения, чтобы снизить риск военной конфронтации с Тегераном, который, по данным СМИ, обладает запасами высокообогащенного урана для создания чистой бомбы.

Ширит Авитан Коэн, политический обозреватель газеты Israel Hayom, напоминает, что на фоне возобновления дипломатических контактов между США и Ираном после выхода президента Дональда Трампа в 2018 г. из Совместного всеобъемлющего плана действий (от 2015 г.) «Израиль предостерег Иран от производства урана для создания бомб. Министр обороны Йоав Галант заявил в мае, что «если Тегеран обогатит уран до оружейного уровня 90%, это будет большой ошибкой, за которую придется заплатить высокую цену»»[i].

Генерал-майор (в отставке) Тамир Хайман, управляющий директор Института исследований национальной безопасности (INSS), и Эден Кадури, научный ассистент управляющего директора INSS и координатор программы изучения ситуации на северной арене, называют односторонний выход президента США Дональда Трампа из ядерной сделки с Ираном «стратегической ошибкой». Они считают, что за 5 лет стратегическое положение Израиля перед лицом иранской ядерной угрозы ухудшилось, тогда как обсуждаемые Вашингтоном и Тегераном условия соглашения означают для Израиля одновременно возможности и вызовы.

Указывается на то, что в мае 2023 г. израильский министр обороны Йоав Галант сообщил о значительном продвижении Тегерана в его ядерной программе. По его словам, у иранцев достаточно урана (обогащенного до уровня 20% и 60%) для производства пяти ядерных бомб. Таким образом, продолжающийся прогресс иранцев в ядерной сфере свидетельствует о затруднительном положении Израиля, учитывая провал его стратегии по предотвращению иранской ядерной программы.

Нынешние контакты между Тегераном и Вашингтоном предполагают заключение соглашения, которое, согласно Israel Hayom, израильские официальные лица называют «неизбежным». Эксперты INSS отмечают ряд его условий. Тегерану будет запрещено обогащать уран выше 60%. Трое американцев, находящихся в заключении в Иране с 2015 г. по обвинению в шпионаже, будут освобождены. Иранцы будут обязаны сотрудничать с инспекторами Международного агентства по атомной энергии и воздерживаться от нападения на американские войска в Сирии и Ираке. Кроме того, Ирану придется прекратить продажу баллистических ракет России; взамен США обещают избегать ужесточения санкций, не захватывать нефтеносные иностранные танкеры, не добиваться принятия новых антииранских резолюций в ООН или МАГАТЭ. США согласятся разблокировать иранские долларовые активы. По оценкам на январь 2021 г. заморожено 10 млрд долларов в Ираке, около 7 млрд долларов в Южной Корее и аналогичные суммы в США, Омане, Китае и Японии. Эти средства называются «замороженными», так как они хранятся на банковских счетах, к которым Иран не может получить прямой доступ из-за санкций, введенных США на продажу сырой нефти. Сообщалось также о соглашении об обмене пленными между Ираном и Бельгией при посредничестве Омана и выплате Ираком долга Тегерану в размере 2,76 млрд долларов с одобрения США.

В INSS указывают на незначительность шагов с точки зрения Ирана по сравнению с уступками, на которые его принуждали пойти для возврата к первоначальному ядерному соглашению (СВПД от 2015 г.), что свидетельствует о готовности к компромиссу. При этом от Ирана не требуется, чтобы он отказался от своих успехов и достижений в ядерной области. Однако подчеркивается, что даже те выгоды, которые Иран может получить по данному соглашению, незначительны по сравнению с условиями СВПД, поскольку экономические санкции (введенные после выхода из него Трампа) остаются в силе.

Израильские эксперты отмечают, что «существующая тяжелая экономическая ситуация в Иране продолжает ухудшаться, и Ирану нужны десятки миллиардов долларов помощи, чтобы остановить растущую инфляцию и потенциальные протесты в обществе. Для Тегерана самый простой способ справиться с проблемой — потребовать компромисса по поводу замороженных активов. По другую сторону стола переговоров администрация Байдена последовательно заявляет, что готова содействовать дипломатическим контактам и заинтересована в сделке, которая позволит ей переключить свое внимание и ресурсы на другие актуальные вопросы национальной повестки дня — прежде всего на ведение технологической войны против Китая и начало президентской избирательной кампании». В INSS полагают, что «рамки [обозначенных выше] договоренностей отражают мнение США о том, что геополитические изменения и отказ Ирана демонтировать свой накопленный ядерный потенциал не позволяют ему подписать ядерное соглашение, а значит, на данном этапе это представляется крайне маловероятным. Поэтому Белый дом пытается заключить более ограниченную сделку, которая позволит выиграть время. На более позднем этапе администрация Байдена может попытаться добавить новые пункты соглашения и даже использовать его для возврата к прямым переговорам о возобновлении СВПД».

Т.Хайман и Э.Кадури обращают внимание на то, что в рамках складывающихся договоренностей Иран останется «пороговым государством». Американцы не требуют от иранцев ограничений ядерных возможностей, они, скорее, их замораживают, тем самым признавая Иран «пороговым государством», при этом без достаточных гарантий того, что он не решится сделать рывок к ядерному статусу. Статус «порогового государства» означает, что Тегеран сохранит за собой возможность получить ядерное оружие в течение незначительного времени. Для этого потребуется лишь принятие решения для получения военного ядерного потенциала. По словам экспертов, «это создает постоянную угрозу Израилю», так как нет надежды на то, что «этот потенциал будет уничтожен».

Отмечается, что в Израиле опасаются того, что реализация договоренностей между Ираном и США уменьшит экономическое давление Запада на Тегеран и, возможно, даже приведет к более широкому ядерному соглашению, которое станет спасательным кругом для иранской экономики, без каких-либо гарантий остановки или демонтажа ядерной программы.

В INSS посчитали, что «в случае разморозки Соединенными Штатами иранских активов Тегеран может получить около 20 млрд долларов. Предполагается, что «большая часть этой суммы будет направлена на внутренние нужды и восстановление экономики, и лишь малая часть, если таковая вообще останется, будет направлена на наращивание военной мощи и укрепление позиций в регионе. Такие предположения позволяют делать американские механизмы надзора, так как деньги поступят на счета, контролируемые Вашингтоном». Тем не менее, израильские эксперты не исключают того, что «Ирану удастся обойти контроль США, чтобы укрепить свое могущество в регионе».

В INSS исходят из того, что дальнейшее наращивание Ираном своих возможностей представляет для Израиля опасность, поэтому любое изменение в направлении действий Исламской республики эксперты рассматривают в качестве позитивного явления. В этой связи они называют поспешным заявление официальных представителей израильских служб безопасности о том, что Израиль выступает против любого соглашения, которое не включает требование к Ирану «демонтировать все его [ядерные и ракетные] возможности». Они утверждают, что «хорошее соглашение должно отбросить Иран назад, а не заморозить ситуацию». Эксперты отмечают, что «политические деятели в Израиле хвастаются давлением, которое они оказывали на США в последние годы, и продолжают это делать, чтобы не допустить возвращения к сделке с Ираном в надежде на достижение лучшего соглашения. Но как политический эшелон, так и силовые ведомства в Израиле должны понять, что окно возможностей для достижения такого соглашения закрыто, и дальнейшее упрямство Израиля по поводу «лучшего соглашения» только усугубит ситуацию».

Т.Хайман и Э.Кадури настаивают на том, что «любое ограничение иранской программы является позитивным шагом для Израиля, это предпочтительнее нынешней ситуации, которая означает продвижение Ирана к ядерному оружию без каких-либо сдерживающих механизмов». Они называют важным достижением то, что соглашение не позволит Ирану накопить материал, обогащенный больше чем на 60%, или обогащать уран до более высокого уровня, и призывают не относиться к этому легкомысленно.

Эксперты INSS дают ряд рекомендаций израильскому руководству.

Во-первых, нужно понять, что бездействие — наихудший стратегический вариант из всех существующих опций. Поэтому Израилю следует поддерживать усилия США по продвижению обсуждаемого соглашения, а не продолжать противодействовать этим усилиям в надежде на лучший результат. Израиль должен использовать предоставляемое условиями соглашения время, чтобы лучше подготовиться к ядерной программе с точки зрения оперативной эффективности и израильского сдерживания.

Во-вторых, Израиль все больше склоняется к подходу, который заключается в том, что «опираться следует исключительно на собственные силы», необходимо продумывать военные варианты своих независимых действий. Однако военная угроза, поддерживаемая и возглавляемая США, усиливает ее и производит сдерживающий эффект. Но относительное ухудшение отношений между Израилем и США из-за разногласий по поводу предложенной правительством судебной реформы и конфликта по палестинскому вопросу и расширению еврейских поселений на Западном берегу р. Иордан снизило эффективность такой совместной военной угрозы. Указывается на то, что приглашение премьер-министра Биньямина Нетаньяху в Белый дом необходимо для усиления сдерживания против Ирана. Ввиду новых договоренностей между Тегераном и Вашингтоном, Израиль больше, чем когда-либо, должен работать над укреплением своего сотрудничества с администрацией Байдена по иранской ядерной проблеме и преодолению разногласий, которые обострились в последнее время. Израиль должен поддерживать Соединенные Штаты в их борьбе против Ирана, даже если с его точки зрения новые соглашения с Тегераном не идеальны.

В-третьих, признание Ирана «пороговым государством» требует от Израиля соответствующей военной подготовки.  Допускается, что в обмен на поддержку достигнутых американцами договоренностей с Ираном Израиль может попытаться получить американскую помощь в сфере безопасности, которая будет гарантировать его качественное военное преимущество на долгие годы, в том числе в контексте борьбы с иранской ядерной угрозой. Соответствующие преимущества для Израиля могут быть включены в Меморандум о взаимопонимании в области безопасности между Израилем и США, который будет продлеваться в 2028 г. В качестве еще одной награды для Израиля называется «содействие Вашингтона нормализации отношений с Саудовской Аравией, особенно если администрация США согласится с требованием Эр-Рияда позволить ему запустить у себя цикл обогащения урана». Отмечается, что «для Эр-Рияда новые договоренности США с Ираном означают, что американцы признали факт иранского контроля над циклом обогащения, и, следовательно, с точки зрения саудовцев, им ничто не мешает заняться тем же самым».

В-четвертых, Израиль должен продолжать оказывать давление на США с требованием конкретных гарантий блокирования возможного прогресса в иранской ядерной программе. Следует подготовиться к продолжению контактов между Ираном и Соединенными Штатами в будущем. Допускается, что нынешние договоренности послужат основой для будущих соглашений. Поэтому на данном этапе израильскому руководству было бы лучше потребовать гарантий, чтобы в случае будущих контактов между Ираном и США американцы предоставили Израилю взамен нечто, что обеспечило бы безопасность его границ и позволило отражать потенциальные угрозы. В конечном счете, Израиль должен сделать иранскую угрозу приоритетной по сравнению со всеми другими вызовами, включая пересмотр судебной системы, чтобы обеспечить оптимальную подготовку к устранению наиболее серьезной угрозы.

Таким образом, «продолжающееся противодействие израильского руководства любому типу договоренностей или соглашений по иранской ядерной программе наносит ущерб способности Израиля проводить эффективную политику в сотрудничестве с США, направленную на предотвращение получения Ираном ядерных возможностей». В INSS исходят из того, что «при выборе между плохими вариантами для Израиля – продолжающимся стратегическим затруднительным положением перед лицом Тегерана или возможным достижением договоренности между Ираном и США – последнее предпочтительнее, поскольку оно призвано ограничить возможности иранцев и в значительной степени остановить их продвижение к ядерному оружию. Поддержание особых отношений с Соединенными Штатами является важным компонентом израильского сдерживания против Ирана. Поэтому израильское руководство должно поддерживать политику США, особенно в контексте контактов с Ираном, чтобы усилить свою способность противостоять общей военной угрозе. В то же время Израиль должен попытаться получить максимальные выгоды как в рамках своих договоренностей по вопросам безопасности с США, так и в условиях возможного достижения договоренности с Ираном и любых будущих соглашений»[ii].

[i] Israeli officials tell NYT informal US-Iran deal ‘imminent’; enrichment to stay at 60% // Israel Hayom. 15.06.2023. https://www.israelhayom.com/writer/shirit-avitan-cohen/

[ii] A Framework of Understandings between the United States and Iran: The Significance for Israel / INSS. 29.06.2023. https://www.inss.org.il/publication/usa-iran-deal/

56MB | MySQL:116 | 0,941sec