О кризисе управления в Пакистане

После восьми месяцев задержек Пакистан и Международный валютный фонд (МВФ) наконец достигли соглашения на уровне персонала о выделении 3 миллиардов долларов stand-by при условии одобрения Советом директоров МВФ в июле этого года. Решение, которого Пакистан давно ждал, теперь дает некоторую передышку слабеющей экономике страны, которая балансировала на грани дефолта, борясь с острым кризисом платежного баланса, сокращением валютных резервов и самой высокой инфляцией в новейшей истории. Без сомнения, это «снизит риски и неопределенность и послужит источником комфорта для инвесторов и кредиторов», включая общественность, но, как полагают пакистанские эксперты, руководству страны  необходимо рассмотреть более широкий спектр вопросов управления, особенно политический, экономический и судебный кризис, которые поставили страну на грань краха. Фактически, все экономические кризисы Пакистана с самого начала были вызваны кризисами управления, соглашение с МВФ дает руководству страны еще один шанс извлечь уроки из прошлых ошибок и провести радикальные фундаментальные / структурные реформы в системе. Если эти реформы не будут проведены, Пакистан останется на острие ножа и будет зависеть от милости многосторонних кредиторов, а его граждане будут продолжать расплачиваться за структурные сбои и недостатки в управлении своих правительств — как гражданских, так и военных. Анализируя глубоко укоренившиеся проблемы управления в Пакистане, необходимо выделить следующие: 1) жонглирование властью между пятью династиями, 2) сектантская нетерпимость, 3) коррупция на всех уровнях, 4) фиктивность периодических выборов без передачи власти, 5) банкротство, которое вынудило его обратиться в МВФ.   После отстранения от власти премьер-министра Имрана Хана нынешнее руководство, как гражданское, так и военное,  сумело  добиться определенного успеха как на экономическом, так и на политическом фронтах после сделки с МВФ и подготовки к выборам, но эти усилия носят краткосрочный характер и обеспечат лишь временную передышку. Страна постоянно сталкивается с проблемами управления, финансовой коррупцией, неразвитой инфраструктурой и испытывающей трудности экономикой. К сожалению, хаос и плохое управление стали отличительными чертами политики, подпитываемой узким видением национальной идентичности Пакистана, угрожают перспективам социальной сплоченности и стабильности страны. В 2023 году глава партии «Техрик-е-Инсаф» (PTI) Имран Хан отказался смириться со своим конституционным отстранением от должности премьер-министра Пакистана в апреле 2022 года в результате вердикта Верховного суда о вынесении вотума недоверия в парламенте. Может показаться, что в месяцы, предшествовавшие 9 мая 2023 года, был перейден Рубикон, когда свергнутый премьер-министр Имран Хан предпринял постоянные атаки на каждый конституционный орган пакистанского государства. Если брать эти процессы более глобально, очевидно, что старая политическая структура демонтируется, а на ее обломках очень искусственным образом рождается новая.  В условиях продолжающегося политического кризиса близится новый этап политической инженерии. По-видимому, истеблишмент, похоже, полностью намерен сократить число тех, кто бросает вызов его превосходству.  Пакистан сейчас находится в эпицентре «политкризиса»: политические волнения, экономический спад, беспрецедентное разделение высших судебных органов, нарушение конституции и угрозы безопасности толкают страну к хаосу. Анализ существования независимого Пакистана показывает, что все экономические кризисы страны коренятся в кризисах управления, когда антиреформаторские правящие элиты почти всегда ищут безболезненные (геополитическая рента) способы решения глубоко укоренившихся экономических проблем, стоящих перед страной. Преобладание сильной элиты, которая ведет к коррупции и погоне за рентой, является еще одной фундаментальной проблемой, которая наносит ущерб экономике Пакистана. Правящая элита обычно извлекает ренту; она либо собирает геополитическую ренту, либо извлекает внутреннюю ренту, и не заинтересована в создании жизнеспособной промышленной базы или в экономических инициативах, ориентированных на экспорт, скорее они предпочитают инвестировать за рубежом. Элита доминирует в политике и экономике, и она сохраняет свои позиции, поддерживая неравенство в стране. В целом, 20% самых богатых пакистанцев владеют 49,6% доходов страны, в то время как 20% самых бедных владеют всего 7,0%. В этой связи существует постоянная финансовая уязвимость.  Сменяющие друг друга гражданские и военные правительства, живущие не по средствам – неохотно мобилизующие внутренние ресурсы и выступающие против экономических реформ, – Пакистан погряз в непрекращающемся финансовом кризисе, причем практически каждое правительство за последние семь десятилетий оставляло экономику в гораздо худшем состоянии, чтобы ее преемники могли ориентироваться. По оценкам Национального доклада о человеческом развитии Пакистана за 2021 год (NHDR), экономические привилегии, предоставленные элитным группам Пакистана, включая корпоративный сектор, феодальных землевладельцев, политический класс и военных, оцениваются в 17,4 млрд долларов, или около 6,0% экономики страны. В прошлом Пакистану удавалось использовать свое геополитическое положение в борьбе против Советского Союза, а затем афганских талибов, чтобы избежать предписаний МВФ, продолжая получать его средства. Выгоды от того, что он был транзитером западных поставок в Афганистан, прекратились 15 августа 2021 года, а образовавшаяся денежная дыра вызвала финансовые проблемы. Недавние шаги, предпринятые гражданскими и военными лидерами по разработке «плана экономического возрождения», чтобы извлечь выгоду из «неиспользованного потенциала ключевых секторов, таких как оборонное производство, сельское хозяйство / животноводство, полезные ископаемые / горнодобывающая промышленность, информационные технологии и энергетика, посредством местного развития» внутри страны и привлечения прямых иностранных инвестиций, являются прогрессивным шагом к решению экономических проблем страны. Однако, в отличие от прошлого, его преемственность и устойчивость должны быть обеспечены после выборов, запланированных на текущий год. И в этой связи на первый план выходит несовершенство судебной системы. Недавний судебный кризис, раскол в высшей судебной системе и согласование ее решений с различными  политическими партиями беспрецедентны. Одной из фундаментальных причин, по-видимому, является сохранение устаревшей колониальной системы правосудия, которая была создана для защиты интересов британского владычества.

Раскол в вооруженных силах и их борьба за власть, а также их разногласия по поводу Пакистана как нации или религиозного государства — это две смертельные болезни, которые Пакистан унаследовал от рождения и которые все еще продолжаются без надлежащего лечения. Все политические, экономические, судебные и социальные проблемы, с которыми сталкивается нация, проистекают именно из этих двух причин.  Лучшим примером этой ущербной политической инженерии и обратного инжиниринга в недавнем прошлом является роль военных и судебных органов Пакистана — которые вместе курировали пакистанскую политику в 2011-2018 годах, дисквалифицировали сначала Наваза Шарифа и запустили  «Техрик-и-Лаббайк Пакистан» (TLP) с целью дестабилизации его правительства и привели Имрана Хана к власти в 2018 году путем подстроенных выборов.  Теперь эта же элита борется уже с Имраном Ханом. Выход из этой ситуации очевиден. Политическое руководство также должно договориться о новом общественном договоре и правилах поведения, придав значение следующему: военное ведомство должно оставаться аполитичным, и его нельзя втягивать в политику; независимость судебной власти должна поддерживаться, и решения Верховного суда должны уважаться всеми; работа избирательной комиссии не должна вызывать споров; и социальные сети не должны безнаказанно использоваться для очернения того или иного государственного учреждения.

52.96MB | MySQL:103 | 0,440sec