На последних перед парламентскими каникулами слушаниях в комиссии «Уроки Афганистана для будущего сетевого взаимодействия Германии», прошедших в начале текущей недели, помимо экс-представителей немецкого правительства выступил также бывший президент Федеральной разведывательной службы (БНД) Г.Шиндлер. Его позиция, как кажется, заслуживает отдельного внимания, поскольку действующие или недавние сотрудники БНД, хотя и выступали свидетелями в профильном следственном комитете Бундестага по Афганистану, но делали это преимущественно в закрытом режиме. В этой связи точка зрения на проблемы немецкого участия в миссии пусть и от главы разведки в 2012-2016 гг. способна пролить свет на ряд принципиальных вопросов.
Г.Шиндлер признался, что был «удивлен» тем, что теракты 11 сентября 2001 г. и миссия в Афганистане, цитируя пресс-релиз комиссии, «быстро стали частью повседневной политики», а также характеризовались «низким уровнем осведомленности политического руководства». Главным образом, как полагает экс-глава БНД, данный факт контрастирует с ситуацией на российско-украинском треке, пользующейся повышенным вниманием, воспринимаясь как «поворотный момент». Более того, опрошенный констатировал, что на подобный подход властей ФРГ не повлияла даже возраставшая интенсивность нападений.
Г.Шиндлер уверен, что ухудшение ситуации с безопасностью в Афганистане после ухода международных сил было очевидным и хорошо осознаваемым явлением, поскольку афганская армия не обладала потенциалом столь быстрого восстановления, а значит, и успешного сопротивления движению «Талибан» (запрещено в РФ). Скептически он отозвался и об экономической ситуации, делающей страну полностью зависимой от иностранной помощи при сохраняющейся коррупции и «процветании выращивания опийного мака». В результате, как подытожил эксперт, судя из пресс-релиза, в данной области также «не было ни одной положительной новости, о которой можно было бы сообщить». Данный вывод особенно любопытен, поскольку фактически ставит под сомнение позитивное влияние сотрудничества в целях развития, высокая оценка которого была дана бывшим профильным министром в первой части слушаний.
Согласно заявлениям Г.Шиндлера, до момента его ухода с поста в 2016 г. Афганистан характеризовался состоянием «упадка» и «бесперспективности», что не позволяет придать какой-либо смысл немецким обязательствам. Бывший руководитель БНД подчеркивал «полную милитаризацию городского пейзажа» и неспособность «имеющимися средствами остановить нисходящий тренд». В результате, свою задачу вверенное ему ведомство видело в обеспечении безопасности военнослужащих Бундесвера.
В отличие от представителей из министерств обороны, иностранных дел, экономического сотрудничества и развития, Г.Шиндлер видит одну из основных ошибок в том, что заранее не была согласована стратегия вывода. При этом опрошенный перед ним Т. де Мезьер, наоборот сообщил, что невозможно планировать и осуществлять международные миссии, предварительно согласуя процесс их завершения, а также без учета динамического изменения ситуации на месте. А вот экс-глава БНД настаивал на том, что подобный план должен разрабатываться заблаговременно, не уточнив при этом, говорит он о национальном уровне или о координации международных сил. Сошелся с бывшими представителями правительства экс-руководитель разведки лишь в том, что крайне мало внимания уделялось Пакистану и тамошнему руководству, а потому «некто не знал, как воздействовать на этот аппарат» власти.
Несмотря на заметную критику, Г.Шиндлер позитивно оценил опыт взаимодействия с Бундесвером и Министерством иностранных дел ФРГ по афганским вопросам, а также контакты со спецслужбами США и Великобритании. Последним заявлением он также выделяется из общих выводов опрошенных как в комиссии, так и в комитете по расследованию, поскольку там склонны возлагать на партнеров прежде всего ответственность за просчеты.
В целом, несмотря на то, что Г.Шиндлер выступил в комиссии по Афганистану как эксперт, его слова имеют большое значение для оценки действий БНД, в том числе в период завершения развертывания. Так, еще на этапе запуска работы и комитета, и комиссии, прежде всего в первой заявляли, что Федеральная служба разведки станет предметом особенно пристального внимания. Обуславливалось это, с одной стороны, ее предполагаемыми просчетами при оценке ситуации в Афганистане. Причем БНД фактически собственноручно первой указала на них. Проводя внутреннюю оценку своего афганского опыта, БНД в 2021 г. открыто признала ряд ошибок в собственном прогнозировании. С другой стороны, повышенный интерес к БНД спровоцирован меньшей сменяемостью кадров в тамошнем руководстве, которое осталось на местах после формирования коалиции «светофор». В связи с этим обозревателями немецких СМИ даже высказывались опасения, что глава БНД Б.Каль, находящийся на посту с 2016 г., рискует стать политической жертвой расследований. В результате выглядит вполне логичным, что разведка старательно откладывает передачу внутренних документов с прогнозами и выводами в комитет по Афганистану, в то время как в комиссии предшественник Б.Каля — Г.Шиндлер говорит о том, что в действительности печальный итог развертывания Бундесвера прогнозировался службой заранее.