Некоторые выводы из террористического акта на базе ЦРУ в Афганистане

30 декабря 2009 года в афганской провинции Хост в результате самоподрыва 36-летний иорданец палестинского происхождения Х.аль-Балауи уничтожил 7 сотрудников ЦРУ и своего куратора, офицера Управления общей разведки (УОР) Иордании. Это самые весомые потери американской разведслужбы со времени теракта в отношении американского посольства в Бейруте в 80-х годах (тогда погибло 8 сотрудников резидентуры). При этом Х.аль-Балауи был агентом ЦРУ и числился среди одних из самых лучших и дисциплинированных информаторов. На самом деле, в этом случае, который шокировал обывателей, нет ничего нового для профессионалов. Такими инцидентами могут «похвастаться» все без исключения спецслужбы, которые имеют дело с террористами. Природу этих печальных эпизодов необходимо искать все в том же пресловутом «человеческом факторе», который лежит, по статистике,  в 80% всех катастроф и несчастных случаев. Мы, конечно, не имеем доступа к досье Х.аль-Балауи, которое сейчас наверняка штудирует специальная комиссия в Лэнгли, но даже обрывки информации из СМИ позволяют в целом  воссоздать картину случившегося.

Первое. Агент был завербован иорданцами в районе г. Зарка в лагере для палестинских беженцев, где он работал в качестве врача. Отметим, что из этого иорданского города, в котором сильны позиции радикальных исламистов, происходит ликвидированый в Ираке глава местного отделения «Аль-Каиды» Абу Мусаб аз-Заркауи. Профессия Х.аль-Балауи говорит о социальном статусе его и его семьи, т.к. получение медицинского образования требует значительных финансовых средст. К сожалению, мы не знаем достоверно, к какой конкретно палестинской организации организации  он принадлежал. Но сам факт того, что он оказывал медицинскую помощь палестинцам из сектора Газа, допускает возможность того, что он являлся членом или симпатизировал ХАМАС, «Исламскому Джихаду» или Народному Фронту Освобождения Палестины» (НФОП). Косвенно это подтверждается и самоподрывом, что, в принципе для членов ФАТХ менее характерно. Деятельность Х. аль-Балауи в лагере беженцев  явилась формальным основанием для иорданских спецслужб для его ареста около года назад, в процессе которого и состоялась вербовка. Такова известная предистория.

Сам факт принадлежности кандидата на вербовку к террористическим группам диктует тщательную подготовку вербовочной беседы, но что самое главное – кропотливый и долговременный  комплекс проверочных мероприятий в случае ее успешного результата. Насчет первого информацией не располагаем, что касается второго, то возьмем на себя смелость утверждать, что к проверке агента отнеслись поверхностно. Об этом свидетельствует его передача на связь ЦРУ и командирование в Афганистан для выполнения задачи по подготовке условий по нейтрализации второго лица в «Аль-Каиде» А.аз-Завахири. Напомним, что все это произошло в течение одного года, что нарушает все мыслимые и немыслимые сроки положенных  проверочных мероприятий. Можно утверждать, что скорее всего американцы ограничились при передаче на связь проведением проверки на полиграфе и рекомендациями от иорданцев. Здесь ЦРУ (и не только его) в очередной раз подвела «слепая вера» в технику и пресловутое «авось», которое присуще, как выясняется, не только русским. При этом, как медику, Х. аль-Балауи не составило труда полиграф «обмануть». На самом деле это не так сложно даже для неподготовленного человека. Тот же интернет дает в своих ссылках массу способов.

Теперь понятно, что в ЦРУ формально подошли к составлению психологического портрета Х.Аль-Балауи, «не просчитали» его мотивов к сотрудничеству, и его родственную базу. В последней необходимо было четко отслеживать в постоянном режиме судьбу его близких родственников. В частности, кто из них участвует в вооруженной борьбе против израильтян или в рядах «Аль-Каиды»; кто погиб или ранен, кто находится в заключении.

Например, в ноябре 2005 года израильтяне ликвидировали в Дженине причастного к террористической деятельности одного из руководителей «Батальонов мучеников Аль-Аксы» Ш.Балауи (возможно родственник?), а другой возможный родственик Хакам Балауи занимал высокие посты в Палестинской национальной администрации, в 2006 году избран  в палестинский парламент от ФАТХа. Очень важен характер свободного времяпрепровождения Х. аль-Балауи, что он читает, как комментирует те или иные политические события и т.п. Все это возможно более или менее уяснить только в процессе регулярных, долговременных личных контактов с перерастанием их в товарищеские отношения. На такое ни у иорданцев, ни тем более американцев времени не было. Еще один момент: скорее всего, чтобы не расшифровывать своего «интереса» к Х.аль-Балауи американцы не запросили в отношении него информацию у израильтян. При этом они изначально готовили его к очень важной операции. Это еще одна ошибка, так как способов зашифровать свой интерес при такого роде обмене информацией  существует много.

Если же базой для вербовки были исключительно деньги или помощь в карьере, то проверка должна была проводиться еще более тщательно. Необходимо уяснить, что на Востоке вербовка на компрометирующих материалах, как правило, результатов не приносит. Арест, как в этом случае, может сыграть лишь роль установления контакта с обязательным перерастанием его в товарищеские отношения. А это требует времени и знание психологии. Агент должен стать, если хотите, коллегой и осознавать, что он  участвует в общей работе. Это требует времени и терпения.

Американцев подвела типичная и общая в таких случаях ошибка.  Они гнались за результатом и пренебрегли азбукой агентурной работы.  Попытка списать все «на войну» является в данном случае неубедительной. Х.аль-Балауи сделал очень простой ход, который известен еще со времен «Народной Воли». Он «подманил» сначала иорданцев, а затем американцев возможностью «выхода» на одного из лидера «Аль-Каиды». Амбиции и желание быстрого результата сделало свое дело, и на тщательную проверку агента наплевали.

Второе.  Сам взрыв на базе ЦРУ является  нонсенсом. Это означает, что  Х.аль-Балауи встречался со своими кураторами на территории базы. Это грозит полной расшифровкой агента, так как в Хосте,  все знают, что это база американцев. При этом переодевать палестинца в афганского военную форму  бессмысленно. Любой афганец «по затылку» опознает араба и наоборот. Скорее всего, его привозил иорданец-куратор на автомашине с тонированными стеклами. Хорошо, если при этом регулярно менял номера. Но вот насчет частой смены автомашин выразим сомнение — не напасешься. Думать, что в «Аль-Каиде» сидят дилетанты, которые не в состоянии купить и установить закамуфлированную миникамеру напротив входа (или входов) на базу и отслеживать  въезжающие и выезжающие автомашины, значит недооценивать противника. Это еще одна грубая ошибка.

Отсюда вывод, что в таких условиях  встречи с агентурой необходимо проводить только на нейтральной территории при наличии силового прикрытия, которое проверяет предварительно место встречи и страхует сотрудника и агента. Что, собственно и практиковали советские  спецслужбы в Афганистане. Это не исключает полностью такие печальные инциденты, но хотя бы минимизирует потери.

С учетом того, что агент взорвал себя в фитнес-центре означает, что он бывал на базе неоднократно и хорошо знал расположение помещений. Более того, знал примерный график работы и отдыха служащих, что категорически недопустимо. Кроме того, это означает, что он перемещался по базе свободно, без сопровождения. Это вообще за гранью добра и зла с точки зрения конспирации и безопасности. Если предположить, что в зале агента ждал руководитель центра (а она погибла при взрыве), то это означает высшую степень развращенности оперативных сотрудников ЦРУ, которые позволяют себе решать важные вопросы с источником, крутя велотренажер, и параллельно проводя расшифровку агента и других сотрудников центра друг перед другом.

С учетом того, что база ЦРУ занималась, в том числе и наводкой беспилотников на цели в Пакистане и Афганистане, то таких, агентов как Х.аль-Балауи было несколько, и все они, скорее всего, также ходили на базу свободно. Хотелось бы верить, что хотя бы в разные дни и время.

Третье. Исходя из специфики работы группы ЦРУ на этой базе, совершенно оправданно предположить, что перед Х.аль-Балауи была поставлена задача установить «маяк» в месте пребывания А.аз-Завахири. Торопливость американцев и их наплевательское отношение к  вопросам конспирации и безопасности означает, что Х.аль-Балауи до этого  уже, скорее всего, успешно  осуществлял такого рода операции. Этим можно объяснить высокую степень доверия к нему. То есть, он реально имел выходы на руководство «Аль-Каиды». Этим же объясняется и тот факт, что его не проверяли и не обыскивали при входе на базу, что необходимо делать всегда даже в отношении руководства центра.

Отсюда еще один вывод. Агентурное проникновение в тергруппы диктует необходимость постоянной проверки агента и отслеживание его психологического портрета постоянно. Даже в случае проведения им успешных операций. Примеров предательства перевербованных агентов тергрупп в истории предостаточно. Вспомним хотя бы историю, когда завербованный член «Народной Воли» Дегаев убил своего куратора полковника Судейкина. При этом перед этим он реально «провалил» всю сеть организации. Затем был разоблачен и на суде организации в качестве искупления своей вины согласился убить своего куратора.

Очень похоже, что в данном случае мы имеем аналогичную ситуацию. То есть «верный» агент под влиянием каких-то факторов резко изменил свою позицию. Это изменение в психологии пропустили его кураторы, за что и поплатились своими жизнями.

Общий вывод неутешителен. ЦРУ США испытывает жесткий дефицит с грамотными агентуристами (особенно знающих «восточную» специфику), что отражается на качестве и количестве источников информации. Кроме того, американцы «заболели» типичной для всех воющих стран болезнью «упрощенчества» и пренебрежения основами вербовочной работы. Поставив во главу угла достижение быстрого результата, они пожертвовали системой тщательной и долгосрочной подготовки агентуры. Все это и привело к очень болезненному провалу.

И еще одно соображение. Использование агента-араба с учетом арабской составляющей «Аль-Каиды» неудивительно. Но это совершенно не означает забвение афганской       агентуры, которую американцы будут вынуждены вербовать, используя возможности местных спецслужб. Здесь  в первую очередь будет работать родственная основа, которая снижает риск двурушничества: родственник выступает  в роли некого гаранта, что снимает с кураторов необходимость постоянно следить за изменениями психологии агента. При этом никто не отменяет «засоренности» сторонниками «Аль-Каиды» или талибов аппарата местных спецслужб, но другого выхода у американцев нет.

И еще. Агентурная работа в условиях нынешнего Афганистана требует помимо профессионализма очень много денег,  технических средств и высокой степени логистической составляющей. Всего этого,  как всегда, не хватает в силу недостатка финансов и бюрократии. Наряду с амбициями вышестоящего руководства, которому надо «все и быстро», это приводит к поспешности (не путать с оперативностью),  халатности, вербовкам для «галочки» и, как следствие, «засоренности» агентурного аппарата и его малой эффективности. В контрразведке (а антитеррор использует методы контрразведки) очень важно быть терпеливым  и уметь ждать. Торопливость же необходима, как известно, в других  случаях.

52.29MB | MySQL:103 | 0,473sec