Йеменская проблема Вашингтона

Помимо повстанческой активности зейдитов на севере страны Йемен попал в первые строчки мировых СМИ еще по одной причине: присутствие в этом регионе «Аль-Каиды» и ее возможная активность в отношении т.н. «западных» целей. Само присутствие радикальных исламистов в Йемене не является чем-то абсолютно новым и неожиданным. Собственно само выживание нынешнего президента Йемена А.А.Салеха в период гражданской войны между Севером и Югом в 1994 году во многом обеспечили именно исламисты во главе с прошедшими Афганистан полевыми командирами. Ячейка «Аль-Каиды» в Чечне также поддерживала тесные контакты с харизматичным лидером местных радикалов шейхом Зиндани. Вспомним ту же печально знаменитую группировку «Армия освобождения Адена и Абъяна», на счету которой взрыв американского эсминца «Коул» на рейде Адена и теракт в отношении консульства Великобритании в том же Адене. В конечном счете, сам Усама бен Ладен имеет йеменские корни.

Таким образом, ничего нового в том, что Йемен является идеологическим форпостом радикального исламизма, нет. Тогда почему всплеск эмоций?

Все очень просто. Центральная вертикаль власти в Йемене катастрофически ослабла за последнее время. Она не в состоянии эффективно поддерживать систему сдерживания исламистов, заигрывая с ними, подкупая и «выпуская пар» время от времени, «закрывая глаза» на их почти легальную отправку в Ирак. Более того, сам механизм, с помощью которого ранее это успешно делалось (прикормленные муллы и шейхи), в последнее время дал серьезный сбой. «Духовный отец» йеменских исламистов шейх Ахмар приказал долго жить, в партии «Ислах» начался раскол на «умеренных» и «радикальных», экономическая ситуация (и так не самая лучшая в регионе) резко обострилась, чему поспособствовал финансовый кризис и падение цен на нефть; оживились южнойеменские сепаратисты и зейдиты, и т.п. В этих условиях «джин вырвался из бутылки» в лице ветерана-«афганца» Тауфика аль-Фадли, который почувствовал реальную перспективу вернуться на место своих предков в качестве эмира провинции Абъян.

Кроме того, события в Афганистане и Ираке поспособствовали рекрутизации новых бойцов, которые, избежав пути «шахида», вернулись в «родные пенаты» и теперь требуют «свой кусок пирога». Афганистан и Ирак собственно стали новым стимулятором реанимации исламистов и радикализации наиболее молодой и мобильной, но, к сожалению, столь же невежественной части мусульманского мира. И Йемен, который наряду с Марокко, является основной площадкой для набора т.н. «пехоты» боевиков, автоматически превратился в один из основных очагов радикалов. Все это уже было после советского присутствия в том же Афганистане. Не будет натяжкой утверждать, что эта авантюра дала мощный толчок становлению и структурированию того, что сейчас называется «Аль-Каидой».

В условиях, когда армия Йемена не в состоянии (по физическим и моральным) кондициям сдерживать и контролировать ситуацию в стране, Вашингтон понял, что дело чревато «вторым Талибанстаном». Такое развитие событий сейчас для США смерти подобно. У американцев нет сил и средств воевать своими войсками еще и в Йемене. То есть, конечно, если жизнь заставит, то Пентагон напряжется, но это будет означать призыв резервистов. Для президента Б.Обамы это, мягко говоря, нежелательная ситуация.

Но самое главное, как реагировать на этот вызов, в Белом Доме и Госдепе толком не знают. Отсюда два превентивных удара авиацией и крылатыми ракетами «по лагерям исламистов» в Абъяне, отсюда временное закрытие посольства и т.п. Кстати, по некоторым данным, закрытие ряда европейских и американского посольств, помимо собственно вопросов безопасности, имело цель ясно показать йеменскому лидеру свое недовольство «его беззубостью».

Лишним доказательством растерянности и отсутствия ясной стратегии на «йеменском треке» в Вашингтоне, является инициатива верного американского союзника Великобритании созвать конференцию по вопросам противодействию «Аль-Каиде» в Йемене 28 января с.г в Лондоне. Скорость созыва такой конференции говорит о цейтноте. Это же свидетельствует о дефиците идей.

Пока ясно, что США свои войска в Йемен вводить не будут. По причине их недостаточности конечно, но не только. В Вашингтоне испугались реакции в самом Йемене даже на гипотетическую возможность такого шага. Оживился шейх Зиндани, который громогласно заявил, «что в этом случае начнется джихад». С ним можно согласиться. Страна, в которой маются от безделья и безденежья 60 тыс. ветеранов «горячих точек», а оружие любых модификаций можно купить на городском базаре как картошку, это не «фунт изюма». Это «пахнет» затяжной партизанской войной и создает реальную угрозу переноса нестабильности в соседнюю Саудовскую Аравию, где позиции выходцев из Йемена экономически очень сильны, а, кроме того, с избытком хватает своих радикалов.

К этому добавим «прозрачность» саудовско-йеменской границы (когда еще немцы доделают свои электронные системы слежения), низкую боеготовность саудовской армии (что она доказала недавно в боях с йеменскими зейдитами) и близость сильно неспокойного Сомали с собственными воинствующими радикалами. Кстати, к слову, заявления сомалийской «Аль-Шабаб» о посылке своих боевиков на помощь «йеменским братьям» пока, к счастью, только пропаганда. Но даже без них, в случае ввода своих войск в Йемен, американцы получат, по их собственным оценкам, около 100 тыс.вооруженных оппонентов.

Сопоставив эти риски, американцы приняли пока правильное решение. Но что делать дальше, неясно. Пока на смену деморализованной йеменской армии спешно ищут замену. Достоверно стало известно, что американцы договорились во время негласных консультаций о сотрудничестве (ясно, не за «красивые глаза») с руководством иракских военных, которые перебрались в Йемен после двух американских вторжений и свержения режима Саддама Хусейна. Их в настоящее время насчитывается около 30 тысяч человек. В частности, иракские военные летчики уже давно используются йеменскими властями для борьбы с зейдитами на севере. Теперь настал черед пехоты и танкистов. Специалисты из Пентагона сейчас активно «сбивают» иракцев в боеспособные воинские подразделения на базах йеменской армии. Насколько эта схема надежна, тоже вопрос. Но лучше что-то, чем ничего. Идею, кстати, подсказали сами йеменцы, они же и организовали переговоры.

И еще один интересный нюанс. В небе над Йеменом появились сирийские летчики, которые пилотируют самолеты национальных ВВС. Их пока немного, они работают «по частным контрактам». По нашим данным, их появление в Йемене является прямым следствием сирийско-саудовского сближения. Иракцев уже не хватает, а пилотировать российские самолеты могут только иракцы и сирийцы, йеменцы участвовать в гражданской войне отказываются.

Вот такая проблема появилась у Вашингтона в Йемене вроде бы нежданно-негаданно. На самом деле причина как всегда проста и естественна. Американцы «проморгали» и не просчитали нужный момент для смены А.А.Салеха, надеясь, что само «рассосется». Не «рассосалось»…

52.2MB | MySQL:103 | 0,647sec