Защита стратегических объектов
Меры физической безопасности на ядерных объектах направлены, прежде всего, против действий экстремистов и террористов (например, похищения ядерного оружия или радиационного заражения объекта и близлежащей территории). В Пакистане такие меры предусматривают применение концепции многоуровневой защиты, когда доступ к каждому из объектов многократно перекрывается вооруженной охраной, системой заграждений и датчиков проникновения. Потенциальному злоумышленнику, таким образом, пришлось бы преодолеть несколько систем охраны, чтобы добраться до ядерных материалов и устройств, что весьма проблематично даже при наличии сообщников в одном из многочисленных контуров безопасности. Также в Пакистане практикуется раздельное хранение компонентов ядерных боеголовок и детонаторов к ядерным боезарядам: в мирное они находятся на удаленных друг от друга объектах и могут быть собраны в единое боеготовое устройство при возникновении угрозы (например, со стороны Индии). Предполагается, что таких объектов всего шесть, хотя, возможно за последние годы их количество было увеличено. Отсутствие точных данных о местах сборки ядерных устройств, как самого уязвимого для террористов элемента, вызывает большое беспокойство в США и других странах. С одной стороны, такое физическое разделение делящихся ядерных компонентов от ядерных детонаторов повышает безопасность[i].
Личная безопасность сотрудников предприятий
Меры кадровой безопасности ориентированы на то, чтобы исключить возможность несанкционированных или неадекватных действий изнутри ядерного объекта – со стороны пакистанского военного персонала или сотрудников служб безопасности (в отличие от мер физической безопасности, которые направлены на защиту ядерных объектов, оружия и его компонентов от атак извне – со стороны экстремистов и террористов, желающих похитить ядерное оружие или вызвать радиационное заражение самого ядерного объекта и близлежащей территории). Кадровая политика в атомной отрасли Пакистане, в основном, скопирована с американской, и включает в себя целый комплекс мер:
Во-первых, в пакистанских ВС производится тщательный отбор военнослужащих для охраны ядерных объектов. Охрана состоит в значительной степени из офицерского состава провинции Пенджаб, которые, как считается, менее подвержены исламистской пропаганде и менее связаны с религиозными экстремистами. В службах безопасности практически нет пуштунов, так как предполагается, что в большей степени поддаются пропаганде «Талибана», и составляют костяк пакистанских талибов, вербующих своих сторонников в FATA (Federally Administered Tribal Areas)[ii].
Во-вторых, в Пакистане действует программа «надежности персонала», аналогичная американской PPP (Personnel Reliability Program). В рамках этой программы каждый сотрудник, допущенный к охране ядерных материалов, проверяется на наличие симпатий к исламистам, связей за рубежом, сексуальных отклонений, личных проблем, злоупотребление наркотиками или алкоголем и т. д.[iii]
В третьих, в ВС Пакистана также применяются принцип перманентной ротации кадров, что снижает риск сговора сотрудников, работающих длительное время на одном месте и правило «двух человек», при котором ни одно действие или решение, касающееся ядерного оружия, не может быть осуществлено менее чем двумя людьми. Постоянное обновление части персонала также позволяет снизить шанс заговора между сотрудниками, допущенными к обращению с ядерным оружием, делящимися материалами или их носителями. Предполагается, что персонал полностью ротируется в течение двух-трех лет[iv].
Основной задачей этих мер является сокращение риска сговора с террористами и попадания ядерных материалов, оружия или его компонентов в руки экстремистов или на черный рынок для продажи. По данным на 2022 год 10 тыс. человек из службы безопасности были задействованы в кадровой работе по отбору кандидатов[v].
Направления развития
Ключевые аспекты пакистанской ядерной программы держатся в строгой тайне. Несмотря на то, что в открытой печати публикуется много сведений о характере ядерной программы Пакистана, и, конечно, еще больше известно спецслужбам США, Китая, Индии и других стран, тем не менее, ключевые факты остаются неясными: точная структура командования ядерными силами в случае военного кризиса (например, угрозы войны с Индией), многие процедуры контроля за ядерным оружием, точное расположение некоторых складов с ядерными компонентами взрывных устройств и детонаторами, расположение мест сборки ядерных устройств в угрожаемый период (в мирное время ядерные компоненты и детонаторы хранятся раздельно). Также неизвестны данные кадровой работы в спецслужбах Пакистана: количество и личности тех, кто был отстранен по программе PPP, причины их отстранения, как часто заменяются коды идентификации и активации[vi].
Таким образом, Пакистан активно применяет методы введения в заблуждение потенциального противника. Известно, что на многих угрожаемых направлениях Пакистан развернул макеты ядерных ракет, чтобы усложнить задачу подсчёта его возможностей по нанесению упреждающего или ответного удара. Вполне возможно, что такая же практика распространена и на сами ядерные устройства, при этом лица, задействованные в их охране, не знают, охраняют ли они реальное ядерное оружие или лишь макеты. Использование методов введения противника в заблуждение, однако, не обеспечивает полной безопасности ядерного арсенала: так, например, если отдельные компоненты пакистанской ядерной программы полностью скрыты завесой тайны, информация о других сравнительно легкодоступна.
Следует отметить, что успехи Пакистана в создании баллистических ракет в значительной степени базируются на сотрудничестве с другими странами, в первую очередь, КНР и КНДР. Западные специалисты отмечают, что возможностей для применения ядерного оружия в море у ВС Пакистана пока нет. Вместе с тем рассматривается возможность создания морских баллистических ракет на основе сухопутных для их установки на подводных лодках французского производства типа «Агоста 90В» две единицы которой были поставлены на вооружение пакистанских ВМС в марте 2007 года[vii]. «Агоста 90В» предусматривает возможность оснащения 16 крылатыми ракетами типа «Гарпун» с ядерными боеголовками. На сегодняшний день Пакистан располагает двумя такими подводными лодками, что в условиях реального противостояния с Индией не является достаточным. Для обеспечения надежного потенциала второго удара пакистанское государство должно иметь в распоряжении не менее девяти подводных лодок с ракетами, оснащенными ядерными боеголовками, что в условиях крайне ограниченных экономических возможностей Пакистана представляется малореальным[viii].
Основная цель, как она просматривается на перспективу, состоит в качественном и количественном наращивании ядерного арсенала, достаточного для того, чтобы любое ядерное нападение на Пакистан и его ВС привело к адекватному ядерному возмездию, способному нанести агрессору невосполнимый урон. Особенность пакистанской политики состоит в том, что все решения, касающиеся ядерного оружия и средств его доставки, принимают исключительно военные. Даже несмотря на законодательно закрепленный приоритет гражданских органов власти и длительные периоды гражданского правления, пакистанские военные никогда не упускали реальный контроль за ядерными силами Пакистана из своих рук[ix]. В ядерной отрасли Пакистана действует, на первый взгляд, весьма надежный, комплекс мер обеспечения безопасности ядерных материалов, ядерных устройств и их компонентов атомной бомбы. В основном они разработаны на основе американских технологий и включают в себя меры физической безопасности, работа с кадрами, технические меры и процедуры, секретность и введение в заблуждение[x].
Некоторые промежуточные выводы
Таким образом, представляется возможным сделать следующие выводы в отношении модернизационных процессов в ядерных силах Пакистана:
- Увеличение темпов экономического роста Индии и Китая обуславливает повышение геополитического значения военного и военно-политического потенциала этих стран для принятия стратегических решений руководством Пакистана.
- Ядерное оружие КНР и Индии находится на разных уровнях развития, но подходы этих государств к оценке роли данного вида вооружений во многом схожи. В частности, они рассматривают ЯО не столько как средство ведения войны, но как необходимый политический атрибут сдерживания внешней угрозы. В условиях того, что ядерные государства продолжают рассматривать ЯО в качестве средства обеспечения военной безопасности, качественно и количественно наращивая свой ядерный потенциал, руководство Пакистана считает необходимым прилагать значительные усилия в данной области.
- Руководство Пакистана осознает, что дальнейший рост арсеналов ЯО страны является опасной тенденцией, которая является существенным фактором дестабилизации региональной обстановки. Это обуславливает низкую вероятность принятия руководством ИРП решения на применение СЯС для разрешения двусторонних противоречий. При этом руководство ИРП уже приступило к формированию полноценной ядерной триады.
- В Пакистане присутствует определенное количество факторов, которые обусловили создание ядерного оружия. В первую очередь, это военно-политический фактор, который оказался решающим при принятии решения о развертывании ядерной программы. Кроме того, важную роль сыграло наличие в стране достаточной научно-технической и экономической базы для разработки ядерного оружия и проведения его испытаний.
[i] https://www.iaea.org/newscenter/news/pakistan-streamlines-its-national-nuclear-power-programme-with-iaea-support
[ii] https://cnpp.iaea.org/countryprofiles/Pakistan/Pakistan.htm
[iii] https://www.reuters.com/article/pakistan-nuclearpower/pakistan-plans-to-build-several-new-nuclear-reactors-official-idUSL8N1N668Q
[iv] https://www.reuters.com/article/us-pakistan-nuclear-china/china-signs-deal-to-build-new-nuclear-reactor-in-pakistan-wnn-idUSKBN1DO1W6
[v] https://carnegieendowment.org/2016/06/30/pakistan-s-nuclear-use-doctrine-pub-63913
[vi] https://economictimes.indiatimes.com/news/defence/no-change-in-pakistans-nuclear-policy-fo-says-on-imrans-statement/articleshow/70958633.cms?from=mdr
[vii] https://www.nti.org/analysis/articles/pakistan-submarine-capabilities/
[viii] http://www.nids.mod.go.jp/english/publication/kiyo/pdf/bulletin_e2002_3.pdf