До момента достижения соглашения перед саммитом Североатлантического альянса в Вильнюсе одной из главных причин препятствовать продвижению шведской заявки на вступление в НАТО для Турции оставалась нерешенность вопроса об экстрадиции лиц, обвиненных в терроризме. По различным оценкам, численность таковых может составлять от 33 до 73 человек, а согласно последним данным, озвученным президентом республики Р.Т.Эрдоганом в январе текущего года, — доходить до 130 человек. Впрочем, в Стокгольме данное требование Анкары неоднократно признавалось невыполнимым, что связано с несколькими группами причин.
Во-первых, североевропейская страна, если верить информации из ее открытых источников, попросту не располагает сведениями о таком количестве разыскиваемых. Согласно статистике Министерства юстиции Швеции, официально Турция не увеличивала количество запросов на экстрадицию с момента обсуждения расширения НАТО. В итоге в адрес правительства в Стокгольме от Анкары с 2020 г. было зарегистрировано лишь 15 запросов, большинство из которых датировано 2021 г. На конец июня текущего года в Минюсте Швеции, если верить местным журналистам, велась работа лишь по четырем активным делам о выдаче.
Во-вторых, в Стокгольме крайне недовольны тем, что сама Анкара не исполняет встречные запросы о передаче лиц, угрожающих европейской безопасности. Так, речь идет о т. н. «курдском лисе» Р.Маджиде – курдско-турецком лидере преступной группировки Foxtrot. Он находится не только в национальном шведском, но и в международном розыске по обвинению в преступлениях, связанных с торговлей наркотиками и подготовкой убийств, предположительно с 2018 г. обосновавшись в Турции. Аналогичная ситуация наблюдается с высокопоставленным активистом еще одной действующей в Швеции группировки Bandidos О.Сарыкая, которого обвиняют в серии преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, рэкетом и наркотиками. Предполагается, что он также находится в Турции. Причем в вину последней вменяется не только отсутствие встречного сотрудничества по выдаче преступников, которого Анкара требует сама, но и упрощенная процедура предоставления гражданства за инвестиции.
Наконец, болезной тема экстрадиции для Швеции стала со времен т. н. «Египетского дела» 2001 г. Тогда Стокгольм дал разрешение на принудительную высылку в Каир двух просителей убежища. Процесс экстрадиции, как указывают эксперты, мог быть связан с запросом со стороны США, при этом от АРЕ были получены гарантии соблюдения прав указанных лиц. Позднее шведские журналисты выяснили, что данные гарантии были нарушены, а депортированные подвергались жестоким пыткам. Обнародование таких фактов спровоцировало резкую критику в адрес Швеции со стороны международных организаций и НКО, включая Совет по правам человека ООН и Human Rights Watch. В 2007-2008 гг. под внешним и внутренним давлением правительство отменило решения о депортации, а также выплатило пострадавшим порядка 380 тыс. долларов компенсаций.
Итоги встречи НАТО в литовской столице создали неопределенность в оценках того, как будет разрешаться вопрос высылки преступников. Как ранее отмечалось, правительство североевропейской страны испытало определенное облегчение в связи с тем, что, как казалось, консенсус с Анкарой не налагал никаких дополнительных обязательств. Однако по мере приближения к концу саммита эксперты все чаще стали задумываться о сути соглашения Швеции с Турцией по вопросам безопасности, куда, не исключено, руководство республики может попытаться добавить пункты об экстрадиции. Это, как подчеркивают обозреватели, способно вызвать новую волну осуждения Стокгольма правозащитниками, нивелировав тем самым дипломатический успех премьер-министра У.Кристерссона.
В дополнение к этому и в политических кругах эйфория от прогресса постепенно сменяется оценкой его условий, что также касается вопроса экстрадиции. Так, член Риксдага М.Йохансон, до прошлого года возглавлявший МВД, призвал правительство своей страны «поднять вопрос» об экстрадиции преступников по шведским запросам, а также принять меры для того, чтобы Турция оказалась менее привлекательной для них. Публично поддержал необходимость интеграции указанного пункта в соглашение по безопасности и глава МИД Т.Билльстрём. В этой связи не исключается, что отношения двух государство вновь способны обостриться по мере обсуждения текста, причем поводом для этого послужат уже имеющиеся сложности, которые, как хотели показать на саммите, были разрешены.
Наконец, намеки на сближение в области борьбы с терроризмом, включая отказ Швеции от поддержки курдских организаций и гюленистов, уже вызывают озабоченность среди местных общин курдов и турок, которые также грозят принявшей их стране последствиями от отказа от принципов защиты прав человека в пользу договоренности с Р.Т.Эрдоганом. Подобная ситуация тоже несет в себе определенные риски, если учесть снятие запретов на протесты с сожжением Корана и то, что правительство в Стокгольме продолжает настаивать на неготовности продолжить реформирование законодательства в угоду Анкаре.