Изменение риторики малых партнеров Народной коалиции на примере Партии великого единства
Анализируя итоги парламентских выборов, мы делали акцент на радикализации и фрагментации парламента. На тот момент, такой вывод мог выглядеть в качестве не имеющего достаточного обоснования. Спустя 2 месяца после выборов появились сигналы, которые открывают возможности для начала оценки истинности или ложности этого предположения. В этой статье мы предлагаем сосредоточиться на данном факторе.
Мы выдвигали в качестве тезиса мысль о начале перестройки в составе Народной коалиции. Она предполагает повышение роли партий второго эшелона и снижение центральной роли Партии справедливости и развития (AKP). После выборов малые партии проэрдогановского блока начали вести более смелую и независимую политику, которая может иметь далеко идущие последствия.
13 июля лидер Партии великого единства (BBP) Мустафа Дестиджи выступил со следующим предложением: «Давайте откроем отдельные больницы и университеты для женщин».[i] Это заявление имело своей целью поддержать инициативу нового министра образования Юсуфа Текина о возможности появления в Турции школ, в которых будут учиться только девочки. Дестиджи отметил следующее: «Истинное намерение людей, которые выступают против открытия школ, доступных только для девочек, прикрываясь секуляризмом, – это ненависть к религии». [ii] Дестиджи обосновал свое видение так: «Мы не вынуждены выстраивать свою жизнь, здравоохранение, систему образования, университеты по примеру империалистического Запада или левых. Где бы ни было знание, мы его получим. Но способ его достижения должен быть создан в соответствии с нашими собственными убеждениями и культурными ценностями».[iii]
В этом смысле привлекает внимание некоторое сходство, которое наблюдается между культурными тенденциями Турции и Израиля. Система двух стран Ближнего Востока, которые имеют традицию парламентаризма, многопартийности и проведения выборов, отчетливее сдвигается в сторону религиозных слоев населения, иногда даже поддерживая радикальные идеи. Как в случае Израиля, попытки внедрения «кошерных телефонов» и «кошерного электричества» меняют всю систему, точно такие же последствия могут иметь предложения культурного характера для Турции.
С другой стороны, примечательно, что партия Мустафы Дестиджи критикует последние по времени решения правительства Р.Т.Эрдогана. Например: он публично не согласился с повышением налогов. Политик отметил: «Мы не можем заставить расплачиваться за ошибки, совершенные в прошлом по политическим причинам, всех работающих граждан, и в особенности пенсионеров».[iv] Также он отметил, что «увеличение специального налога на потребление на топливные продукты более чем на 200% не является приемлемым и справедливым».[v] Противоположную принятым решениям позицию Дестиджи выразил и по договоренностям по продвижению процесса вступления Швеции в НАТО: «Без изменения нынешнего отношения Швеции к Турции, ее актуальной политики и враждебности, ни наш президент не должен передавать в парламент вопрос о членстве Швеции в НАТО, ни Великое национальное собрание Турции не должно одобрять эти планы. То есть наш президент не должен направлять протокол о вступлении Швеции в НАТО, а если даже и направит, Великое национальное собрание Турции ни в коем случае не должно давать добро и одобрять членство Швеции в НАТО».[vi]
Что значат эти изменения? Риторика, которая касается культурных вопросов, – это явная попытка играть на своего потенциального избирателя. Партия великого единства берет повестку, к которой мало кто обращается и стремится получать свои политические очки. Несмотря на то, что изначально это предложение высказал министр образования и на него отреагировала Партия повторного благоденствия (YRP), реакция Дестиджи стала самой яркой. В этом смысле примечательно, что Дестиджи может вести себя более радикально, привлекая внимание недовольного правящей партией избирателя. Тем самым, она может повышать свой вес в коалиции. Что касается критики наиболее спорных решений нового правительства, то здесь повторяется логика, используемая Партией националистического движения (MHP). Мы ее подобно рассматривали в статье «Политический баланс в Турции после всеобщих выборов 2023 г. Часть 23», которая была посвящена влиянию договоренностей Турции и Швеции на стратегии партий. BBP также может претендовать на поддержку проэрдогановского электората, который по каким-либо причинам не хочет голосовать за правящую партию.
Подытоживая статью, мы отмечаем попытки Мустафы Дестиджи по повышению популярности его партии. Он использует два типа дискурсов. Первый тип – сообщения, которые могут позитивно приниматься исламистским избирателем. Второй тип – это критика спорных решений, принимаемых правительством по вопросу вступления Швеции в НАТО или повышения налогов. Особенность риторики проявляется в том, что, сохраняя приверженность ценностям и идеям, которые отражает Эрдоган, Дестиджи ведет идеологически ориентированную и радикальную политику. Он в меньшей степени связан компромиссами, поэтому может вести свой курс менее прагматично. Отметим, что такого же курса придерживаются и другие партии Народной коалиции, что указывает на начало конкуренции внутри блока.
[i] https://onedio.com/haber/mustafa-destici-kiz-okullari-acilabilir-aciklamasina-destek-verdi-ve-el-yukseltti-1160485
[ii] https://onedio.com/haber/mustafa-destici-kiz-okullari-acilabilir-aciklamasina-destek-verdi-ve-el-yukseltti-1160485
[iii] https://onedio.com/haber/mustafa-destici-kiz-okullari-acilabilir-aciklamasina-destek-verdi-ve-el-yukseltti-1160485
[iv] https://www.sondakika.com/ekonomi/haber-bbp-genel-baskani-mustafa-destici-emeklilere-enfla-16109703/
[v] https://t24.com.tr/haber/cumhur-ittifaki-ortagi-destici-den-akaryakittaki-otv-zammina-tepki-kabul-edilebilir-ve-hakkaniyetli-degil,1120310
[vi] https://www.birgun.net/haber/cumhur-ittifakinda-isvec-ayriligi-kucuk-ortaklar-manevrada-zorlaniyor-452686