Саммит НАТО в Вильнюсе открылся 11-12 июля на фоне продолжающейся СВО России на Украине. Разумеется, СВО и демонстрация «растущего единства» Североатлантического являются лейтмотивами мероприятия.
Уже 10 июля ознаменовалось громким событием, хотя, вряд ли, его можно назвать сенсационным.
Речь идет о заявлении президента Р.Т.Эрдогана о том, что Турция готова дать «зеленый свет» Швеции на пути в члены НАТО. Нельзя это считать сенсацией ровно по одной причине: изначально было понятно, что Турция не будет годами и даже месяцами блокировать ни финскую, ни шведскую заявки. Вопрос был только и исключительно в цене сделки Турция – Запад и в сроках, речь шла о неделях и о днях.
Продолжаем анализировать ситуацию. Часть 2 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=99715
Напомним, что предыдущую часть нашей публикации мы закончили на рассмотрении возможных ближайших шагов Турции на международной арене и выразили мнение о том, что турецкое руководство, на данном этапе, нуждается в выправлении того западного крена, который возник после Вильнюса. Логика «шаг – влево, шаг – вправо», следуя практике турецкой внешней политики, должен соблюдаться неукоснительно.
В этом смысле, уместно обратиться к статье одного из самых известных турецких политологов, генерального координатора Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) Бурханеттина Дурана «Новая возможность возродить отношения Турции и Запада».
Цитируем:
«Президент Реджеп Тайип Эрдоган превратил вопрос о членстве Швеции в НАТО в возможность открыть новую главу в отношениях Турции с Западом. Приняв своего украинского коллегу Владимира Зеленского в Стамбуле перед саммитом в Вильнюсе и заявив, что Украина заслуживает вступления в Альянс, Эрдоган поднял вопрос о необходимости устранения препятствий перед членством его страны в Европейском союзе.
После встречи с генеральным секретарем НАТО и премьер-министром Швеции Эрдоган дал зеленый свет Швеции при условии, что страна представит сроки выполнения обещаний, данных ею на мадридском саммите. На своих встречах с лидерами Европейского союза он говорил о том, как ускорить процесс вступления Турции, включая либерализацию визового режима и обновление Таможенного союза.
Встреча президента с президентом США Джо Байденом длилась 75 минут и способствовала выходу двух лидеров на новый уровень взаимодействия помимо стратегического механизма и продажи истребителей F-16.
Турция отдаляется от России?
В целом, позитивная атмосфера в Вильнюсе, двусторонние встречи Эрдогана и Джо Байден и другие, поблагодарившие президента, создали новую возможность для отношений Турции с Западом и подняли вопросы о будущем турецко-российских отношений. Воспевая Эрдогана, западные СМИ тут же отметили, что Турция отдаляется от России или поворачивается к Западу.
Уже было очевидно, что Турция не возражала против расширения НАТО, также известного как политика открытых дверей. Швеции потребовался целый год, чтобы получить одобрение из-за недостатков Стокгольма в борьбе с терроризмом. В дальнейшем страна должна будет представить график и предпринять конкретные шаги, чтобы турецкий парламент подписал свое членство в НАТО. Вот что сказал президент Эрдоган группе журналистов, включая меня, по пути домой: «Необходимо предпринять конкретные шаги в отношении их обещаний, таких как прекращение деятельности террористических групп и экстрадиция террористов. В обмен на позитивные шаги ЕС мы начнем работать над выполнением своих обещаний».
То, что Эрдоган сделал на Вильнюсском саммите, создало большое окно возможностей для отношений Турции с Соединенными Штатами и ЕС. Несмотря на энтузиазм Анкары, от того, воспользуются ли США и ЕС этой возможностью, зависит, начнется ли новая глава.
Есть много причин, по которым должна начаться новая глава, но западный альянс должен смириться с реальностью новой Турции. Ответ президента Эрдогана на сообщение Джо Байдена в социальных сетях выразил значение этого термина: «Мы будем сохранять конструктивную позицию до тех пор, пока будут учитываться законные интересы Турции в области безопасности и региональные и глобальные инициативы, которые формируются по принципу «выиграл/выиграл»».
Турция заботится об укреплении своих позиций в рамках западного альянса и различных двусторонних и региональных сотрудничествах. Вот почему его попытка восстановить отношения с США и ЕС не обязательно сигнализирует о его намерении дистанцироваться от России. Эту новую главу отношений с Западом не нужно формулировать так, чтобы это могло повредить интересам России. Действительно, Турция не намерена отказываться от своей политики активного балансирования и посредничества между Украиной и Россией. Есть основания ожидать, что турецкий лидер предпримет шаги по укреплению турецко-российских отношений после встречи со своим российским коллегой Владимиром Путиным.
Дипломатия работает на взаимодействии между несколькими заинтересованными сторонами. Он проводится в рамках текущих условий, новых разработок, личных интересов и возможностей.»
Итак, отмечаем главное в изложенном выше: Турция продолжает маневрировать между Западом и Россией, и, как мы и сказали выше, нуждается в выправлении крена, который возник в отношениях в треугольнике Россия – Запад – Турция.