Президент США Джо Байден принял в Белом доме президента Израиля Ицхака Герцога, который заверил своего американского коллегу в том, что израильская демократия «сильна и устойчива». Их встреча проходила в то время, когда десятки тысяч израильтян протестовали против планов своего правительства по ослаблению судебной системы в виду продвигаемого коалицией законопроекта, запрещающего судебным органам проверять «обоснованность» принимаемых государственных решений. Согласно израильскому чиновнику, который после встречи поделился подробностями с журналистами на условиях анонимности, в частном порядке Байден сказал И.Герцогу, что для лидеров коалиции и оппозиции жизненно важно найти компромисс по судебной реформе[i].
И.Герцог переговорил с госсекретарем Энтони Блинкеном, затем посетил Национальный музей афроамериканской истории и культуры. Он также встретился с помощником президента США по национальной безопасности Джейком Салливаном и вице-президентом Камалой Харрис. В его планах была встреча с главой ООН Антониу Гутерришем, губернатором Нью-Йорка Кэти Хокул, мэром Нью-Йорка Эриком Адамсом и лидерами еврейской общины, включая прием, организованный Объединенным еврейским призывом – федерацией еврейских филантропов Нью-Йорка (United Jewish Appeal – Federation of Jewish Philanthropies of New York, Inc.)
Ключевым моментом визита И.Герцога было выступление перед совместной сессией Конгресса США в честь 75-летия Израиля, в котором он превозносил израильскую демократию и независимую судебную систему, связи между еврейским государством и США, а также подтвердил несогласие израильского руководства с ядерной программой Ирана.
Израильские политики со всего политического спектра страны хвалили выступление президента И.Герцога. Однако каждый акцентировал внимание на разных вопросах.
Премьер-министр Биньямин Нетаньяху оказался первым, кто назвал выступление И.Герцога «важной речью президента страны… который выразил нашу твердую и решительную позицию против Ирана». «Вместе мы выстоим, вместе мы победим», — сказал Нетаньяху.
Министр энергетики Исраэль Кац также приветствовал замечания И.Герцога по Ирану. «Мир должен прийти в себя и бороться с большей решимостью и агрессией против ядерного Ирана», — сказал он.
Лидер ультраортодоксальной партии ШАС Арье Дери, один из ключевых партнеров Нетаньяху по коалиции, рассыпался в похвалах «моего друга… важного выступления президента Ицхака Герцога», который «блестяще представил Израиль».
Министр финансов Бецалель Смотрич, чья крайне правая фракция «Религиозного сионизма» является движущей силой судебной реформы, не вдаваясь в подробности, поблагодарил И.Герцога за его «важную речь».
Лидер оппозиции Яир Лапид поздравил И.Герцога с речью, заявив, что он продемонстрировал «прекрасное лицо демократического Израиля и подчеркнул наши общие [с США] ценности: равные права, свобода слова, разделение властей и независимая судебная система».
Глава партии «Национальное единство» Бени Ганц приветствовал это выступление, назвав Соединенные Штаты «нашим большим другом, с которым у нас общие ценности и интересы».
Осудила выступление И.Герцога депутат Кнессета Аида Тума-Слиман из преимущественно арабского альянса ХАДАШ-ТААЛ за «обеление перед Конгрессом преступлений фашистского правительства Нетаньяху». «Подбадривая их и подтверждая «неразрывную связь», США причастны к этим преступлениям», — написала она в Твиттере[ii].
Визит И.Герцога в США проходил на фоне того факта, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху так и не получил официального приглашения в Белый дом (не считая телефонного разговора с Байденом, в ходе которого оба лидера обозначили встречу в США где-то осенью). Это расценивается в Израиле как то, что Б.Нетаньяху, который всегда гордился наличием у него доступа к американской политической системе, является персоной нон грата.
Дэвид Вурмсер, американский доктор философии, научный сотрудник израильского Института национальной безопасности и сионистской стратегии («Мисгав»), описывает ближневосточную команду администрации США, в которую входят «самые критически настроенные сотрудники (Саманта Пауэрс, Махер Битар, Хади Амр и ныне отстраненный Роберт Мали), когда-либо курирующие этот регион. Они пытаются использовать популярность Соединенных Штатов и Байдена в Израиле для нанесения политического ущерба Нетаньяху, который уже хромает в результате потрясений вокруг судебной реформы». Более того, «сбить Нетаньяху с ног стало способом нейтрализовать чинимые им препятствия на пути Америки к новой ядерной сделке с Ираном. Ближневосточная команда Байдена также была полна решимости сдержать прогресс в урегулировании израильско-саудовских отношений не только для того, чтобы еще больше изолировать Нетаньяху и лишить его всякой видимости победы, но и заблокировать его усилия вместе с саудовцами сорвать попытку США прийти к соглашению с Ираном».
Таким образом, полагает Д.Вурмсер, «администрация Байдена не заинтересована в том, чтобы бросить премьер-министру спасательный круг или снизить напряженность. Наоборот, она заинтересована в обострении ситуации». Редакционную статью Томаса Фридмана в The New York Times, в которой утверждалось, что Соединенные Штаты переоценивают (читай, понижают) американо-израильские отношения, Д.Вурмсер называет «выпущенным пробным шаром», за который ухватилась оппозиция Б.Нетаньяху.
Еще одной причиной, по которой «визит И.Герцога оказался суррогатом визита Б.Нетаньяху», стал «горький опыт команды Байдена, большинство членов которой в свое время были сотрудниками администрации Обамы. Они помнят не только визит Нетаньяху в 2015 г., когда он обратился напрямую к Конгрессу и американскому народу против продвигаемой Обамой ядерной сделки с Ираном, но и более ранние визиты, когда Нетаньяху продемонстрировал уникальную способность общаться как с американскими консерваторами, так и с произраильскими либералами». По мнению Д.Вурмсера, «язык и образы его речей и интервью для прессы напоминали глубоко укоренившиеся идеи, которые пытаются мастерски выражать сами американские лидеры. Это стало прямым вызовом бывшему президенту Бараку Обаме, который считался мастером использования художественных образов. Мало того, что израильский лидер знал, как играть на территории, избирательных сроках и электорате Обамы, он еще делал это очень искусно. Фактически, реакция Конгресса и СМИ показала, что премьер-министр превзошел политического мастера [Обаму]». «Байден явно не политический мастер, каким был Обама. Его политическая привлекательность — это не идеи и не образы, а обыденность. Если бы даже Обаме было трудно парировать Нетаньяху на американской территории, команда Байдена знает, что это означало бы для нынешнего президента».
По мнению Д.Вурмсера, команда Байдена тщательно готовила изоляцию Б.Нетаньяху, чтобы возложить вину за напряженность в американо-израильских отношениях исключительно на него. Поэтому Белому дому вовсе не нужен успешный и вызывающий резонанс визит израильского лидера; это полностью подорвало бы стратегию администрации возложить всю вину за ухудшение отношений на одного премьер-министра Израиля.
Тем не менее, Байден в телефонном разговоре пригласил Б. Нетаньяху в США. Д.Вурмсер приводит несколько причин.
«Во-первых, Байден может не соглашаться с премьер-министром Израиля, но в целом он не является тем, кто питает неприязнь к Израилю». Прямое общение Байдена с Б.Нетаньяху каждый раз свидетельствовало о том, что оба лидера ладят, поэтому ближневосточная команда президента так старалась не допустить разговора между ними.
«Во-вторых, что касается Ирана, то становится все менее вероятным, что между Нетаньяху и Герцогом много различий». Эксперт полагает, что Б.Нетаньяху послал администрации США через И.Герцога четкий сигнал – Израиль не поддержит заключение какой-либо ядерной сделки с Ираном и не намерен гарантировать Вашингтону проведение в отношении Тегерана политики «без сюрпризов» для США. Это означает, что Израиль оставляет за собой право нанести удар по Ирану без предварительного предупреждения. Это один из самых неприятных сценариев для администрации США, которая намерена сдерживать Израиль от действий, полагаясь на американскую дипломатию. Поэтому взаимодействие с Б.Нетаньяху внезапно стало необходимым для сохранения достаточного количества рычагов воздействия на израильского премьер-министра, «хотя этот корабль, возможно, уже отплыл».
«В-третьих, президент в Израиле исполняет церемониальные функции. И.Герцог умело использовал свое положение, чтобы помочь преодолеть внутренние проблемы, вызванные с протестами против судебной реформы, но он не может позволить себе превратиться в инструмент в кампании администрации США по дискредитации Б.Нетаньяху в самом Израиле». Д.Вурмсер не допускает того, что израильский президент позволит себе ввязаться в такую игру. Он считает также маловероятным, что Байден все еще рассматривает это как продуктивный путь к изоляции Б.Нетаньяху.
В-четвертых, американская администрация теряет внутренние ресурсы в политике в отношении Ирана. Имеется в виду ситуация со спецпредставителем США по Ирану Робертом Малли, которого временно отстранили от должности по подозрению в ненадлежащем обращении с секретными бумагами[iii]. Это вылилось в призывы к прозрачности и публичным дебатам по американской политике не только среди консерваторов, но и среди либералов. В этих условиях оборонительную позицию скорее занимает Байден, а не Б.Нетаньяху.
Наконец, поведение прогрессивных представителей Демократической партии, составляющих треть демократов в Конгрессе, против Израиля и их коллективный бойкот речи И.Герцога заставили либеральных демократов отступить, сплотиться и выразить поддержку Израилю. Поэтому хоть администрация США и считает визит Б.Нетаньяху политически опасным, остракизм израильского премьер-министра оказывается еще более разрушительным.
Таким образом, в понимании Д.Вурмсера, контекст визита И.Герцога в США изменился. Попытка администрации изолировать Б.Нетаньяху уступила место высказываниям как консерваторов, так и либералов-центристов (последних Байден не может игнорировать), чтобы подтвердить особый характер и прочность американо-израильских отношений.
Визит И.Герцога мог не столько изолировать Б.Нетаньяху, сколько угрожал изолировать администрацию США в связи с ее политикой в отношении Ирана и Израиля[iv].
[i] Herzog’s ‘important’ speech to Congress wins plaudits from across political spectrum // Times of Israel. 19.07.2023. https://www.timesofisrael.com/herzogs-important-speech-to-congress-wins-plaudits-from-across-political-spectrum/?utm_source=article_hpsidebar&utm_medium=desktop_site&utm_campaign=bidens-nyt-remarks-meant-to-refute-netanyahus-portrayal-of-conversation-report
[ii] Там же.
[iii] Госдеп начал проверку спецпредставителя по Ирану на предмет обращения с секретными бумаги // Известия. 30.06.2023. https://iz.ru/1537113/2023-06-30/gosdep-nachal-proverku-spetcpredstavitelia-po-iranu-na-predmet-obrashcheniia-s-sekretnymi-bumagi
[iv] Despite invite, Biden and Netanyahu on collision course // JNS. 17.07.2023. https://www.jns.org/u-s-israel/joe-biden/23/7/17/303346/