На французском сайте «Ключи к Ближнему Востоку» (Les Cles du Moyen Orient) опубликована статья востоковеда Эмиля Бувье, занимающегося проблемами Турции, Ирана и Закавказья «Израиль и Азербайджан: дипломатический роман под сенью реальной политики. В основе лежат общие прагматические интересы» (1). В ней автор рассматривает сближение между Баку и Иерусалимом в сферах внешней политики, экономики, обороны и безопасности. Автор отмечает, что это сближение проходит в условиях геополитического соперничества между Арменией и Азербайджаном и их борьбы за Нагорный Карабах, с одной стороны, и внутриполитической нестабильности в Израиле с другой. Отношения между двумя государствами автор характеризует как стратегическое партнерство, которое еще не превратилось в настоящий альянс, но близко к тому.
Политики двух стран подчеркивают значительное историческое наследие, которое обусловило близость этих государств. Например, президент Азербайджана Ильхам Алиев 30 мая 2023 года говорил о «столетиях еврейской истории», связанных с его страной. Многие политические деятели Израиля вспоминают о Хазарском Каганате, могущественной средневековой империи, в состав которой входили в 7-10 веках нашей эры Северный Кавказ и Северное Причерноморье. Недавно известный израильский раввин Михаил Финкель заявил о том, что современные азербайджанцы являются потомками хазар, обратившихся из иудаизма в ислам. Это не совсем так. Территория Северного Азербайджана никогда не входила в состав государства хазар, являясь с 7 века частью Арабского Халифата. В 10 веке она вошла в состав мусульманского государства Саджидов. Хазары действительно оспаривали у арабов Закавказье, проведя здесь несколько войн, но не смогли закрепить за собой эти земли. Тем не менее, к развитию двусторонних отношений элиты и Израиля и АР подтолкнули прагматические и геополитические соображения. Сближение двух стран обусловлено двумя факторами.
Во-первых, они не имеют никаких претензий друг к другу и спорных вопросов, но в то же время обладают общим стратегическим противником – Ираном.
Во-вторых, в условиях сложных, а подчас враждебных отношений с соседями ищут стратегических партнеров по всему миру.
Азербайджан наряду с Ираном, Ираком и Бахрейном является одним из немногих государств в мире с преимущественно шиитским населением. В то же время Азербайджан находится с Ираном в отношениях политического и геостратегического соперничества. Этому способствует ряд факторов. Во-первых, на территории Ирана проживает значительное азербайджанское население (минимум 12 млн человек). Иранские азербайджанцы не испытывают притеснений, активно участвуя в экономической и политической жизни страны. Многие их представители входят в состав иранской элиты. На территории Иранского Азербайджана нет сепаратистских организаций, ведущих насильственную борьбу против правительства в Тегеране, какими являются Демократическая партия Иранского Курдистана (ДПИК) или Фронт освобождения Белуджистана. Несмотря на это, среди части иранских азербайджанцев присутствуют националистические настроения, тщательно подогреваемые со стороны Баку. В 1992 году президент Азербайджана националист Абульфаз Эльчибей заявлял о намерениях включить Иранский Азербайджан в состав «Великого Азербайджана» со столицей в Баку. Азербайджанский народ Ирана остался верен своему государству, но эти экспансионистские планы, тем не менее, время от времени всплывают вновь. В ноябре 2022 года президент Ильхам Алиев заявил о необходимости провести военные маневры на границе с ИРИ «для того, чтобы показать, что мы не боимся иранцев и полны решимости защищать азербайджанцев по всему миру, в том числе в Иране».
Вторым фактором разногласий Баку и Тегерана является экспансионистская политика АР в Закавказье. Правящие круги этой страны не ограничились тем, что восстановили территориальную целостность Азербайджана после Второй Карабахской войны. Они пытаются отжать у Армении так называемый Зангезурский коридор. Эти планы крайне негативно воспринимаются в Тегеране. Ведь в таком случае Иран не будет иметь с Арменией общей границы. В то же время Армения является для ИРИ важным рынком экспорта и импорта. Закрытие границы приведет к дополнительной изоляции Ирана, и так находящегося под санкциями.
Специальная военная операция России на Украине ослабила, по мнению автора, внимание Москвы к Украине. В результате влияние турецко-азербайджанского блока в этом регионе ненормально усилилось. В связи с этим наметилось укрепление стратегического партнерства Ирана и Армении. Отношения Ирана и Азербайджана приобрели характер конфронтации, отмеченной периодическими пароксизмами. В ноябре 2022, марте и мае 2023 годов в Азербайджане состоялись аресты ряда лиц, объявленных агентами иранских спецслужб, получившие широкое освещение в СМИ. 27 января с. г. произошло загадочное нападение на азербайджанское посольство в Тегеране. Президент Ильхам Алиев квалифицировал его как террористический акт. В то же время власти Ирана настаивают на том, что нападавший был движим личными мотивами.
Помимо общей враждебности по отношению к Ирану отношения Азербайджанской Республики и Израиля укрепляются общей экономической выгодой. К ней, прежде всего, относится обеспечение Азербайджаном Израиля энергоносителями. В связи с проведением СВО на Украине и драконовскими санкциями, объявленными Евросоюзом Российской Федерацией, российские поставки нефти и газа в Европу резко уменьшились. В качестве одной из альтернатив российских углеводородов рассматривается Азербайджан. В то же время перспектива сближения с АР в экономической сфере вызывает критику со стороны многих европейских политиков и организаций гражданского общества. В Израиле никаких разногласий по поводу сотрудничества с Азербайджаном не существует. Эта беспроблемность объясняется, во-первых, конфиденциальностью отношений, а во-вторых, энергетическое сотрудничество двух государств имеет давнюю историю. Уже в 2013 году Азербайджан стал главным экспортером нефти в Израиль, обеспечивая нужды этой страны в «черном золоте» на 40%.
Если главным интересом в торговле с Азербайджаном для Израиля является нефть, то Баку заинтересован, прежде всего, в израильских вооружениях и военной технике. Ещё в 2009 году на сайте WikiLeaks появилась утечка информации из американского посольства в Азербайджане. 13 января 2009 года советник посольства США в Баку Дональд Лю писал в Госдепартамент: «Военная промышленность Израиля имеет высокую репутацию. Одновременно Израиль неразборчив в выборе клиентов и не испытывает угрызений совести по поводу продажи оружия репрессивным режимам. Исходя из этого, Азербайджан является перспективным клиентом Израиля в данной сфере. Это подкрепляется тем, что США, Евросоюз и Россия вследствие наличия влиятельного армянского лобби не пойдут так легко на продажу современных вооружений в Азербайджан».