Решение КС ТР об отмене Закона № 5918 и его значение в рамках процесса установления в Турции гражданского контроля над военными

По итогам рассмотрения дела о проверке конституционности Закона № 5918, предусматривающего возможность проведения судебных процессов над военнослужащими в общегражданских судах, Конституционный суд Турецкой Республики (КС ТР) 21 января 2010 г. принял решение о признании ряда положений этого нормативного акта не соответствующими турецкой Конституции и вынес постановление об его отмене и приостановлении. Члены КС ТР рассмотрели дело по существу и решение приняли единогласно.

С ходатайством об отмене и приостановлении Закона № 5918 в КС ТР обратилась главная оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП). По мнению авторов ходатайства, несмотря на то, что в действующей Конституции четко определены полномочия и компетенции военных судов, законодатель, не изменив соответствующие конституционные положения, пытался закрепить новые нормы путем принятия «обычного» закона, что противоречит ст. 145 Конституции ТР.

Закон № 5918 предусматривал, в том числе, изменение ст. 250 Уголовно-процессуального кодекса Турецкой Республики (УПК ТР), и предусматривал рассмотрение судебных разбирательств с участием военных в общегражданских судах в случае совершения ими преступлений, не связанных с их должностными полномочиями и выходящими за пределы военной службы.

Для внесения ясности отметим, что ст. 250 УПК ТР № 5271 предполагает сохранение всех полномочий и компетенций военных судов во время войны и режима чрезвычайного положения. Другими словами, сфера деятельности военных судов, отведенная им в мирное время, остается неизменной и в период чрезвычайных ситуаций. А ст. 7 Закона о внесении изменений в Турецком уголовном кодексе и других соответствующих нормативных актах № 5918 гласит, что военные суды вправе рассматривать преступления против конституционного порядка лишь во время войны и режима чрезвычайного положения, что означает лишение этих судов вышеуказанных полномочий в мирное время. Что касается конституционной нормы, то речь идет о ст. 145 Конституции ТР, регулирующей военное судопроизводство и сферу деятельности военных судов.

Закон № 5918 был принят на последнем перед выходом в отпуск заседании турецкого парламента ночью 26 июня 2009 г. В силу он вступил в июле после завершения соответствующих процедур. В результате вступления в силу этого нормативного акта военные суды были лишены полномочий и компетенции рассматривать преступления против конституционного порядка. Незавершенные дела военнослужащих, причастных к таким преступлениям, были переданы в общегражданские суды.

КС ТР признал, что ограничение положений Конституции законами недопустимо. По мнению членов КС ТР, до тех пор, пока соответствующая конституционная норма в силе, ограничение полномочий и компетенций военных судов невозможно. Однако, по мнению близких к правящей Партии справедливости и развития (ПСР) СМИ, представляется странным, что КС ТР так быстро рассмотрел это дело, не объявив об этом заранее. Обычно КС ТР о своем решении рассмотреть то или иное дело объявляет за неделю до начала заседания на своем официальном интернет-сайте. По мнению сторонников происламской ПСР, существует некая связь между ускоренным рассмотрением и проходящими в стране процессами, такими как проведение расследования по делу о покушении на вице-премьера Турции Бюлента Арынча, а также возможностью начала масштабного расследования по делу о целях и средствах плана военного переворота «Балйоз», к которому, согласно обвинениям, причастны представители военного руководства страны.

По мнению сторонников правящей партии, КС ТР, видимо, считает, что участие в государственном перевороте – это военное преступление, и их рассмотрение должно проходить в военных судах. Эксперты газеты «Заман» утверждают, что если военные суды не вправе рассматривать преступления, определение которых не указано в Процессуальном кодексе военных уголовных судов, то может возникнуть опасная ситуация: преступления против конституционного порядка, совершенные военными, останутся безнаказанными.

Обращает на себя внимание не только недовольство сторонников ПСР позицией КС ТР, но и их критика в адрес высшего суда по поводу его решений о приостановлении исполнения закона, что, по мнению критиков, не входит в его компетенцию. С решением КС ТР возник вопрос о дальнейшей судьбе незавершенных судебных процессов над военными в общегражданских судах. Особый интерес представляет положение военнослужащих, обвиняемых в причастности к операциям подпольной группировки «Эргенекон». О том, что снова возникнет неопределенная и спорная ситуация неоднократно заявлялось и ранее.

КС ТР рассмотрел ходатайство НРП месяц тому назад, но решение принял только 21 января 2010 г. Такое действие КС ТР многие турецкие аналитики связывают с «выжидающей позицией» членов высшего суда, так как решение было вынесено в тот же день, когда был завершен обыск в Командовании специальных сил при Генеральном штабе Турецкой Республики, длившийся 26 дней.

Положение о возможности рассмотрения дел против военных в общегражданских судах было принято в июне 2009 г. Однако за три месяца до этого работники органов гражданской прокуратуры подготовили обвинение, известное как «Эргенекон-2», и обратились в суд общей юрисдикции. Гражданский суд принял дело к рассмотрению, и судебный процесс был запущен. По мнению прокуроров, выступивших с обвинением в адрес военнослужащих, инициативы военных осуществить государственный переворот относится к сфере гражданского судопроизводства. Отмечалось, что в соответствии с военным законодательством и решениями судов высшей инстанции рассмотрение обвинений по ст. 312, 313 и 314 Турецкого уголовного кодекса возможно только в общегражданских судах. Подчеркивалось, что область компетенции военных судов ограничена лишь военными преступлениями и что такое мнение всецело соответствует положениям Военного уголовного кодекса ТР.

Некоторые турецкие юристы полагают, что отмена закона не предусматривает возвращения к прежним нормам. По их мнению, суд над военнослужащими необходимо продолжить в общегражданских судах. Согласно турецкому законодательству, если в ходе судебного процесса будет принят новый закон, то соответствующие его положения распространяются на все незавершенные процессы. Однако, по мнению этих юристов, в рассматриваемой ситуации речь не идет о принятии нового закона, а лишь об отмене недавно принятого нормативного акта.

Существуют и крайние взгляды, предлагающие полностью упразднить военные суды, так как они не принимают «объективные и независимые» решения. Это, по словам сторонников таких взглядов, неоднократно подчеркивалось Европейским судом по правам человека. Профессор конституционного права Ибрахим Кабоглу считает, что рассмотрение преступлений, не связанных с выполнением своих должностных функций, необходимо проводить в общегражданских судах. Действующая ныне Конституция принята в результате военного переворота и, по мнению И. Кабоглу, предоставила военным широкие судебные полномочия. Расширение области компетенции и полномочий общегражданских судов является, на его взгляд, «важным принципом демократического правового государства». Возможно, что для преодоления барьера, установленного КС ТР, турецкий парламент проведет референдум, так как считается, что высший суд свое решение принял исходя из своих политических предпочтений.

«Преступление против конституционного порядка не может и не должно рассматриваться в качестве военного преступления», – считают многие турецкие эксперты, недовольные постановлением КС ТР. По мнению сторонников ПСР, преступления против конституционного порядка, такие как «терроризм», «организованная преступность», «переворот» и «путч» необходимо рассматривать только в общегражданских судах. И теперь в качестве единственного выхода из сложившейся ситуации сторонники правящей партии предлагают изменить саму Конституцию. На их взгляд, механизм военного судопроизводства в Турции сегодня выполняет функцию не «препятствия попыткам организации переворота», а выступает в роли «покровителя организаторов преступлений против государства».

Однако сторонники оппозиционной НРП считают, что высший суд страны своим справедливым решением «установил баланс в турецкой судебной системе». По их мнению, в последнее время участились попытки происламских СМИ создать давление на военных со стороны общественности. Оппозиция, обвиняя правящую партию в подрыве авторитета Турецких вооруженных сил, утверждает, что нынешнее правительство Турции «специально проводит кампанию по дискредитации военных для того, чтобы держать их на коротком поводке».

Традиционно в турецкой прессе широко освещается позиция Европейского союза по внутриполитическим проблемам Турции. Не осталось без внимания и ситуация вокруг рассмотренного выше постановления КС ТР. Евросоюз относительно решения высшего суда об отмене Закона № 5918 выразил свое беспокойство. Члены Европарламента, оценив такое развитие событий как «вызывающее озабоченность», отметили, что возникшая в Турции обстановка станет серьезным препятствием на пути вступления Турецкой Республики в Европейский союз. Напомним, что в докладах и отчетах Европейской комиссии и Европарламента Закон № 5918 получил положительную оценку. Критика со стороны ЕС была направлена и в адрес главной турецкой оппозиции в лице НРП.

Так, заместитель председателя Смешанной парламентской комиссии Турция-ЕС Мария Элени Коппа (Maria Eleni Koppa) заявила, что по поводу решения КС ТР об отмене Закона № 5918 Евросоюз очень обеспокоен. Представитель группы социалистов в Европарламенте, принимающий участие в подготовке докладов о развитии Турции, Ричард Ховитт (Richard Howitt) раскритиковал решение КС ТР об отмене нормативного акта, принятого в рамках реформ, направленных на соответствие требованиям ЕС. А представитель европейских либералов Баронесса Сара Лудфорд (Baroness Sarah Ludford) заявила, что своим решением КС ТР нанес серьезный удар попыткам Турции избавиться от влияния «глубинного правительства».

Докладчик Европарламента по Турции Риа Оомен Рауйтен (Ria Oomen Ruijten) заявила, что установление гражданского контроля над деятельностью вооруженных сил является обязательным условием для любого европейского государства. Она подчеркнула, что это – необходимость для существования в стране «здоровой демократии». Р. Рауйтен предложила турецкому политическому руководству в ближайшее время пересмотреть положения ныне действующей Конституции ТР. Основные серьезные проблемы Турции, по мнению Р. Рауйтен, можно разрешить только путем принятия адекватной современным международным и внутриполитическим реалиям новой конституции. В противном случае реализация многих реформ, по ее мнению, будет крайне затруднена. Р. Рауйтен заметила, что ходят слухи о возможности принятия новой конституции только после выборов. Это, по словам Р. Рауйтен, беспокоит Евросоюз, так как, по сути, означает, что претворение в жизнь проведенных ранее в Турции реформ будет практически невозможно. По мнению Р. Рауйтен, «решение КС ТР подчеркивает, что пока не будет принята новая конституция, о реформах можно забыть».

Итак, в последние годы темпы евроинтеграции Турции заметно повысились. Турецкое политическое руководство пытается провести в стране кардинальные реформы, среди которых установление гражданского контроля над военными имеет особенное значение. Однако реализация реформ в определенной степени зависит, в том числе, и от оппозиции, способной использовать не только политические, но и правовые, а также административные методы и ресурсы. Это осознается европейскими чиновниками, о чем свидетельствуют их критические заявления в адрес противников проведения в Турции реформ, направленных на приведение государственных структур и общественных институтов в соответствие с требованиями Европейского союза.

62.87MB | MySQL:102 | 0,484sec