Пакистан и трехсторонний саммит в Стамбуле

25 — 26 января 2010 г. в Стамбуле прошел саммит с участием трех стран, Афганистана — президента Хамида Карзая, Пакистана — президента Асифа Али Зардари и приглашающей стороны — Турции — премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана. Встреча представляла собой очередной, четвертый раунд переговоров, начиная с 2007 г. В конференции принимают участие официальные лица соседних государств — Ирана. Китая, Таджикистана и Туркменистана, а также представители нескольких международных организаций и заинтересованных стран (например, Великобритания — Д.Миллибанд).

Масуд Халили/ Masood Khalili, посол Афганистана в Турции, охарактеризовал основную идею проведения встречи — «укрепить сотрудничество, которое может привести к урегулированию в регионе, так остро нуждающемся в мире».

За лоском дипломатических выражений скрывалась необходимость проведения трехсторонней встречи в преддверии международной конференции в Лондоне, которая диктовалась несколькими причинами: во-первых, «обсудить пути достижения стабильности, безопасности и процветания в Афганистане, раздираемом войной; во-вторых, вопросы борьбы с коррупцией; в третьих, совершенствование местного управления в Афганистане; в- четвертых, выработать общую стратегию в борьбе против террористических группировок, активно действующих по обе стороны границы; в-пятых, выработать тактику примирения с боевиками движения «Талибан»; в-шестых, сгладить усиливающиеся противоречия между Афганистаном и Пакистаном» и т.д.

Турция неоднократно в прошлые годы выступала посредником в урегулировании отношений между двумя странами, что диктовалось рядом субъективных и объективных факторов — во-первых, Турция — единственная мусульманская страна — член Североатлантического альянса, на которую Запад возлагает деликатную миссию ведения переговоров; во-вторых, все три мусульманские страны связаны глубокими историческими узами, имеют давние дипломатические отношения; в-третьих, страна зарекомендовала себя «надежным другом и инвестором» в ряд отраслей народного хозяйства Пакистана.

Тематика саммита, как известно, разработана в русле стратегии АфПак, объявленной президентом США Бараком Обамой 1 декабря 2009 г., целью которой является усиление борьбы против террористических группировок в Афганистане и одновременным началом постепенного вывода войск коалиции НАТО и передачей функций государственного управления правительству Афганистана.

Таким образом, совещание также ставит своей целью с одной стороны «подтолкнуть страны к самостоятельному решению проблем региона, а не полагаться на Запад, а с другой — подчеркнуть необходимость продолжить борьбу против движения «Талибан», сочетая военные операции с социальными и экономическими мерами».

Исламабад, как известно, болезненно относится к комплексу проблем, связанных с борьбой против террористических групп, особенно в зоне пуштунских племен Территорий племен федерального административного управления/ FATA; в частности отрицает возможность начала новых военных операций в регионе, и категорически выступает против авиаударов с американских беспилотных летательных аппаратов. Неоднозначна его позиция в отношении возможных переговоров с отдельными группами движения «Талибан» в Пакистане и т.д.

Кабул со своей стороны, опасается давления со стороны Пакистана, что по его словам «может нанести ущерб афганской стороне».

Отношения между Пакистаном и Афганистаном нельзя назвать добрососедскими; разногласия большую часть текущего десятилетия сменилось определенным потеплением, когда к власти в сентябре 2008 г. пришел гражданский президент Асиф Али Зардари; но и это обстоятельство не устранило все спорные проблемы, одной из которых являются боевики, воюющие против присутствия иностранных войск в Афганистане, и базирующиеся в пограничных горных районах Пакистана.

Афганская сторона утверждает, что, во-первых, «значительная часть бесчинств, чинимых боевиками, включая атаки на американских и натовских военнослужащих, планируется в Пакистане; и обвиняет своего соседа в попустительстве по отношению к боевикам».

Во-вторых, «афганские и американские официальные лица подозревают военные круги Пакистана, которые имеют значительную власть в стране, в спонсировании афганских талибов с целью в дальнейшем, после ухода американских войск из Афганистана, оказать давление на правительство талибов на снижение влияния Индии как супердержавы в регионе».По завершению работы саммита было принято совместное заявление, в котором подчеркивались усилия Афганистана по стабилизации внутриполитической жизни.

Пакистан, также как и другие участники саммита поддержал план президент Афганистана Хамида Карзая по национальному примирению. Исламабад крайне заинтересован в последовательном экономическом возрождении соседней страны, восстановлении функционирования государственных институтов, развитии ряда инфраструктурных проектов, которые в первую очередь направлены на повышение качества уровня жизни местного населения.

Наиболее «чувствительной» темой для Пакистана является урегулирование взаимоотношений с афганского руководства с талибами. Исламабад со своей стороны приветствовал снятие санкций ООН с пятерых бывших афганских министров, в прошлом — представителей радикального движения «Талибан». В то же время у Исламабада еще много вопросов, например, относительно взаимоотношения властей Афганистана с теми представителями движения «Талибан», которые откажутся сложить оружие и продолжат вооруженную борьбу; и как в сложившейся ситуации будут действовать войска Североатлантического альянса — будут ли они «гнать афганских боевиков в сторону пакистанской границы, и если да, то как далеко»

В то же время по завершению работы саммита многие аналитики так и не получили ответы на заявленные вопросы: пойдут ли боевики движения «Талибан» (лидеры, средний уровень, низший уровень) на переговоры с правительством Афганистана, и в целом оправдана ли стратегия США и Международных сил содействия безопасности на урегулирование взаимоотношений с частью талибов с целью последующей передачи полномочий управления афганским властям.

Многие аналитики сходятся во мнении, что и Стамбульский саммит, и предстоящая международная конференция по Афганистану в Лондоне — лишь начальная часть проекта «Примирение» в Афганистане; и значительную роль будут играть не только военные, гражданские, финансовые и т.д. усилия стран НАТО, чьи военные подразделения выполняют миротворческую миссию в Афганистане, но в первую очередь взаимоотношения последнего со странами в регионе.

52.21MB | MySQL:103 | 0,618sec