О мерах ЕС по снижению нелегальной иммиграции из Северной Африки в Европу

Нелегальная иммиграция в Европейский союз выросла на 10% в первой половине 2023 года по сравнению с прошлым годом, сообщило 31 июля пограничное агентство ЕС, при этом большинство прибывающих приходится на средиземноморские маршруты. Frontex сообщила о 132 370 попытках попасть в ЕС вне обычных пунктов пересечения границы с начала года до конца июня, заявив, что это на 10% больше, чем за аналогичный период 2022 года. В нем говорится, что число переходов через Центральное Средиземноморье увеличилось более чем на треть и составило половину от общего числа, поскольку число прибывших из Туниса в Италию выросло. Трафик на всех других маршрутах в ЕС снизился по сравнению с первой половиной 2022 года. Ранее в этом месяце ЕС подписал соглашение с Тунисом о пресечении нелегальной миграции в блок, который полон решимости строго контролировать морское прибытие в преддверии общеевропейских выборов, которые должны состояться через год. ЕС долгое время добивался сокращения нелегальной иммиграции с Ближнего Востока, Африки и Азии, несмотря на критику со стороны правозащитных организаций за то, что он поддерживает правителей с плохими демократическими полномочиями для достижения этой цели. Правозащитный орган ЕС заявил, что изучит сделку с Тунисом и уже изучает, соблюдает ли Frontex обязательства в области прав человека, включая обязанность спасать жизни на море, помогая управлять внешними границами блока из 27 стран.

Европейский союз также передает спорные технологии наблюдения странам Северной Африки и Сахельского региона на аутсорсинг без какой-либо прозрачности или регулирования. Как указывают активисты европейских НПО, финансирование, оборудование и обучение направляются в третьи страны через пакеты помощи, где автократические правительства часто используют это оборудование и методы для наблюдения за местным населением. За пределами Европы передвижения лиц, ищущих убежища, контролируются полицией и в конечном итоге используются для оценки их заявлений о предоставлении убежища. Антонелла Наполитано, автор доклада для правозащитной группы EuroMed Rights, рассказала Middle East Eye, что реализация этих проектов непрозрачна и не учитывает должным образом права гражданских лиц и защиту их данных: «В этих странах недостаточно гарантий. Законов о защите данных не существует. Я думаю, парадокс здесь в том, что экстернализация границ означает усиление нестабильности [в этих странах]. Непрозрачность финансирования позволяет этим государствам проводить операции с гораздо меньшей прозрачностью, подотчетностью или регулированием, чем требовалось бы от ЕС или любого правительства ЕС». Развертывание экспериментальных технологий на границе также в значительной степени никак не регулируется. Хотя ЕС определил регулирование искусственного интеллекта в качестве приоритета, его Закон об искусственном интеллекте не содержит каких-либо строгих положений об использовании технологий для пограничного контроля.

Незаконные с точки зрения норм ЕС методы наблюдения за мигрантами, также применяется внутри Европы. В отчете Privacy International, опубликованном в мае, было установлено, что пять компаний использовали GPS-маркировку лиц, ищущих убежища, для Министерства внутренних дел Великобритании. «За последние пару лет маркировка  была значительно расширена», — заявила Люси Аудиберт, юрисконсульт Privacy International. Для наблюдения за просителями убежища также используются другие, менее ощутимые формы наблюдения.  Министерство внутренних дел стран ЕС часто использует социальные сети … для оценки правдивости заявлений людей в их иммиграционных заявлениях». Согласно отчетам, оборудование для наблюдения и обучение поставляются ЕС третьим странам под видом пакетов помощи в целях развития. К ним относятся Чрезвычайный целевой фонд ЕС для Африки (EUTF for Africa), а теперь и Инструмент соседства, развития и международного сотрудничества. В отчетах ЕС приводятся многочисленные примеры того, как эти инструменты финансирования помогли укрепить правоохранительные органы в Алжире, Египте, Ливии и Тунисе, снабдив их оборудованием и обучив, которые они затем использовали против местного населения. EUTF для Африки выделил 15 млн евро (16,5 млн долларов США) в качестве финансирования этим странам для обучения группы «киберспециалистов» онлайн-наблюдению и извлечению данных с интеллектуальных устройств. Расследование, проведенное Privacy International в отношении роли CEPOL, агентства ЕС по подготовке правоохранительных органов, показало, что оно проводило обучение сотрудников полиции Алжира по вопросам наблюдения в интернете. Расследование подчеркивает потенциальную связь между этой тактикой, которая противоречила собственной политике ЕС в отношении дезинформации, и волной онлайн-дезинформации и цензуры, вызванной поддельными аккаунтами сторонников режима после протестов 2019 года против движения «Хирак» в Алжире. По мнению журналиста Маттиаса Монроя, значительное развитие в области пограничного наблюдения произошло после так называемого миграционного кризиса 2015 года, который способствовал развитию промышленного комплекса по надзору за границей. До этого европейское пограничное агентство Frontex полностью зависело от государств-членов в поставках оборудования. Но после 2015 года агентство может приобрести свое собственное. Первое, что оно сделало: они опубликовали тендеры на самолеты, сначала пилотируемые, а затем беспилотные. И оба тендера находятся в руках частных операторов. Беспилотники Frontex теперь пилотируются британской компанией Airbus.  С 2015 года, с расширением промышленного комплекса пограничного наблюдения, его оцифровка и контроль все больше сосредотачиваются в руках частных субъектов.

53.32MB | MySQL:103 | 0,502sec