Развитие американо-пакистанских отношений как один из факторов в стратегии США в Афганистане

Одним из выводов Лондонской конференции по Афганистану, прошедшей в конце января 2010 г. стал выход конфликта на региональный уровень. В связи с этим обращает на себя внимание ряд заявлений американского военно-политического руководства о возможных значительных переменах в подходах США к развитию и даже «потеплению» отношений с Пакистаном.

Находясь в Исламабаде, министр обороны США Р.Гейтс заявил, что «Вашингтон совершил ряд серьезных ошибок в своей политике по отношению к Пакистану». Он также сообщил о готовности восстановить тесные связи Пентагона с пакистанской армией, «исходя из общих целей и взаимного уважения». По признанию шефа Пентагона, разрыв связей между министерствами обороны Пакистана и США (после ядерных испытаний Исламабада в 1998 г.) является «стратегическим просчетом» в региональной политике Вашингтона, ориентировавшейся в 90-е годы ХХ века на «краткосрочные политические решения+», которые объяснялись по его словам «дефицитом доверия»(забегая вперед отметим, что пакистанцы назвали это «умышленным предательством США прифронтового государства» ). При этом Р.Гейтс заявил о необходимости восстановления партнерских связей в полном масштабе по линии военных ведомств двух стран.

Сталкиваясь с определенным скептицизмом со стороны пакистанской гражданской и военной элиты, министр обороны США поспешил заявить, что его страна не ставить целью «захватить ни дюйма пакистанской земли»; не намерены «разворачивать военные базы»; и американские планы не входит «контроль за ядерным арсеналом Пакистана». Судя по заявлению Р.Гейтса, американцы готовы «оказывать Исламабаду техническую помощь, содействие в подготовке в пакистанских офицерских кадров в США, а также помощь в подготовке подразделений по противодействию радикальным талибским группировкам». С этой целью в последнее время Вашингтон учредил многомиллионный Фонд борьбы с повстанческими группировками/ Counterinsurgency Fund, целью которого является предоставление материалов и оказание помощи в тренировках пакистанских военных; пакистанские и американские военные укрепили сотрудничество при проведении военных операций по обе стороны пакистано-афганской границы; Вашингтонудвоил финансирование для проведения тренировок пакистанских офицеров в тренировочных центрах США. В то же время на данном направлении американо-пакистанского взаимодействия речь может идти об удовлетворении Вашингтоном просьбы Пакистана о выделении в распоряжение пакистанской федеральной армии нескольких единиц беспилотных летательных аппаратов/БПЛА для осуществления воздушной разведки пограничных районов Территорий племен Федерального административного управления/ ТПФУ/FATA. США в ближайшей перспективе могут предоставить Пакистану 12 разведывательных БПЛА типа RQ-7 Shadow, а также провести для пакистанских военных курс подготовки по их эксплуатации. В то же время Р.Гейтс заявил, что «США уже перевели один миллиард долларов в Фонд коалиционной поддержки/ Coalition Support Fund, предназначенный для поставок военного оборудования для борьбы с терроризмом, и указанный пакет помощи включает и пункт о /БПЛА».

Министр обороны США Р.Гейтс немного лукавил, заявляя о военной поддержке Пакистану и одновременно промолчав о желании «подтолкнуть» Исламабад к продолжению военных операций против боевиков. В начале января 2010 г. сенатор Джон МакКейн, призывал к «более активным действиям против боевиков «Талибана», базирующимся в агентстве Северный Вазиристан» в полосе пуштунских племен Пакистана.

Большинство группировок «Талибан», действующих в Афганистане, состоят из собственно афганцев, а также иностранных боевиков ( арабы, узбеки, таджики и т.д.) Основными группировками боевиков являются:

— формирование талибов, базирующихся в Кветте (провинция Белуджистан, Пакистан)/Quetta Shura Taliban);

— сеть Хаккани (Haqqani) — частично базируется в агентстве Северный Вазиристан Территорий племен федерального административного управления Пакистана;

— Хезб-и-Ислами Гульбуддин (Hezb-e Islami Gulbuddin) и другие.

В значительной степени руководство ими осуществляется извне, в том числе, лидерами и полевыми командирами, скрывающимися в пограничных районах Пакистана. С пакистанской же территории боевикам поступает поддержка, осуществляется связь с другими группировками и т.д.

Таким образом, нейтрализация региональной активности боевиков в Пакистане является одним из основных факторов внутренней безопасности для Исламабада, а для возглавляемых Соединенными штатами МССБ — одним из серьезных условий успеха действий сил международной коалиции в борьбе против талибов в Афганистане.

Причины подобных перемен в американо-пакистанских могут носить комплексный характер, выходящий за рамки двусторонних отношений и являться следствием корректировки стратегии действий США в регионе. По признанию многих аналитиков, результативность действий Международных сил по содействию безопасности в Афганистане /МССБ далека от совершенства. Современная ситуация в Афганистане остается сложной, несмотря на восьмилетний период ведения боевых действий силами международной коалиции. Поиски решений и подходов по коренному улучшению обстановки в Исламской Республике Афганистан/ИРА потребовали от США и НАТО проведения всестороннего анализа сложившейся ситуации.

Один из выводов включает в себя признание того, что конфликт в Афганистане уже нельзя рассматривать как локальный, а как имеющий региональный характер. В данный конфликт вовлечены (имеют прямое или косвенное влияние) пять сил — афганское население, созданные при поддержке международных сил правительственные структуры, МССБ, боевики движения «Талибан» и так называемые «внешние факторы».

Современный подход США в регионе Западной Азии, по словам Р.Гейтса, подразумевает «развитие широкого стратегического диалога с Пакистаном, включая взаимодействие между стабильностью в Афганистане и Пакистане и возможной ролью политических решений в отношении боевиков в Афганистане; отношений Пакистана и Индии; угроза регионального экстремизма и вызов, брошенный антиправительственными боевиками в Пакистане».

Картина региональной расстановки сил была бы не полной без учета фактора развития двусторонних отношений между Нью-Дели и Кабулом. Политическое и экономическое влияние Индии на Афганистан возрастает, отмечается рост индийских финансовых инвестиций в инфраструктуру, школы и госпитали Афганистана, а также заявления о возможном проведении тренировок индийскими военными подразделений афганской армии и т.д. Однако, учитывая традиционно проблемные пакистано-индийские отношения, не исключено, что активность Нью -Дели в Афганистане может вызвать раздражение и спровоцировать Исламабад к реализации контрмер по ее ограничению, что способно в свою очередь вызвать обострение региональной обстановки в целом.

С другой стороны, вызывает раздражение Исламабада и усиление военного сотрудничества между Индией и США. В частности «Индия намерена заключить крупнейшую сделку с США по закупке десяти стратегических военно-транспортных самолетов Глобелмастер Ш/ Globemaster-III, стоимость каждого из которых оставляет 220 миллионов долларов. США также предпринимают усилия с целью принять участие в индийском проекте стоимостью в 10,4 миллиарда долларов по приобретению 126 средних многоцелевых боевых самолетов для индийских ВВС. Индия уже заключила несколько сделок с США в сфере оборонных закупок , включая 12 радаров обнаружения огневых точек AN/TPQ-37 стоимостью 190 миллионов долларов, американский военный корабль Трентон/ Trenton стоимостью 92,5 миллионов долларов , 6 палубных вертолетов UH-3H, базирующихся на этом корабле, 6 военно-транспортных самолетов C-130J Супер Геркулес/ C-130J Super Hercules стоимостью 962 миллиона долларов и 8 морских разведывательных самолетов P-8I стоимостью 2,1 миллиарда долларов». Все это дало повод президенту Пакистана Асифу Али Зардари в январе 2010 г. сделать заявление о «недопустимости гонки вооружений, проводимой Индией в регионе». В целом изменение линии Вашингтона в двусторонних отношениях с Пакистаном выглядит как осознанный тактически выверенный шаг по обретению регионального союзника в лице пакистанской армии — реальной силы, способной сдержать распространение влияния движения «Талибан» вне границ Афганистана.

52.24MB | MySQL:103 | 0,508sec