Об усилении критики в адрес федерального правительства Германии за невыполнение обещаний по приему выходцев из Афганистана

Несмотря на временный перерыв в работе специального следственного комитета и комиссии Бундестага по Афганистану в силу летних парламентских каникул, обсуждение связанной с данной миссией Бундесвера проблематики продолжается. В последнее время обозреватели немецких СМИ фиксируют повышенный интерес депутатов к вопросу приема афганцев, сотрудничавших с военными и гражданскими ведомствами ФРГ, указывая при этом, что правительство О.Шольца не выполнило перед ними изначально данных обещаний, которые были в числе прочего внесены в коалиционное соглашение СДПГ, СвДП и «Зеленых».

На этапе вывода контингента Германии из Афганистана федеральное правительство сообщило о готовности к приему более 40 тыс. выходцев из этой страны, которым угрожает особая опасность. Сюда включались почти 25 тыс. местных сотрудников и членов их семей и еще не менее 15 тыс. т.н. «наиболее уязвимых» категорий. Однако к настоящему моменту эта цель не была достигнута, как по данными правительственных, так и независимых источников, хотя их сведения весьма существенно разнятся. По оценкам некоторых журналистов, в ФРГ прибыло лишь около 11 тыс. человек, в то время как еще порядка 30 тыс. ждут разрешения на выезд. По мнению других источников, въехать в федеральную республику сумели около 25 тыс., в то время как остальные ожидают приема, процедура которого затягивается. Со ссылкой на НКО Международный комитет спасения IRC сообщается, что по состоянию на конец июня текущего года было выдано 330 разрешений на прибытие, но ни один из получивших его в Германии так и не оказался. Немаловажно и то, что указанная цифра существенно отклоняет от первоначального плана давать убежище не менее, чем 1 тыс. человек ежемесячно.

Сами власти дают существенно иную статистику. Так, в соответствии с данными, предоставленными министерством внутренних дел, с мая 2021 г. было принято более 30 тыс. человек, среди которых не менее 19 тыс. – бывшие местные сотрудники Бундесвера и Немецкого общества международного сотрудничества. Оставшиеся, как утверждают правительственные источники, представляют т.н. «особую группу риска», будучи правозащитниками, журналистами, то есть открытыми критиками пришедшего к власти движения «Талибан» (запрещено в РФ). Министерство иностранных дел включает в свои оценки еще 1 тыс. человек, остающихся в Пакистане.

Еще одну острую тему представляют собой отказы во въезде, которые, если верить данным нескольких независимых журналистских расследований, в том числе немецкой Süddeutsche Zeitung и европейского Lighthouse Reports,  стали обычной практикой для местного персонала Немецкого общества международного сотрудничества. Так, порядка 1,5 человек работало по курируемому им, а не Бундесвером проекту поддержки афганских полицейских сил, но к настоящему моменту получить документы на въезд в ФРГ сумели лишь менее 60 человек. Причиной тому предположительно могли послужить неправильно оформленные трудовые отношения, а также то, что заявители не могут доказать факт преследования именно на основании своей работы на немецкий власти, т. к. зачастую являлись персоналом компаний – подрядчиков. Схожая картина обнаруживается и при рассмотрении вопроса о приеме женщин, работавших на местные НКО. Более того, по неофициальным данным, Берлин не принимает лиц, относящихся к национальным меньшинствам, указывая на то, что опасность для них связана именно с данным фактом, а не работой на Германию, а это означает несоответствие критерию упрощенного въезда.

В связи со сложившейся ситуацией на правительство оказывают давление оппозиционные партии. Блок ХДС/ХСС делает ставку на поддержку позиции федеральных земель. Представитель фракции по внутренней политике А.Тром подчеркивает, что «Германия переживает самый большой миграционный кризис за долгое время», который наиболее негативно сказывается на федеральных землях. Последние не в силах справлять с нагрузкой, что усугубляется действиями коалиции «светофор». Ее политик обвиняет в «проталкивании противоречивой программы приема, механизмы которой остаются скрытыми от общественности». В реальности же, как утверждает А.Тром, необходимо сместить приоритеты и отдать предпочтение нуждам местных властей, а значит, сдерживать прибытие беженцев. Призывает прекратить программу приема афганцев и депутат ХДС, член комиссии по Афганистану С.Гюлер.

Полностью противоположную линию проводит «Левая» партия. Лидер ее парламентской группы в Бундестаге Д.Барч упрекает правительство О.Шольца в «безответственном пренебрежении местными силами с тех пор, как талибы пришли к власти», а также в том, что оно «никогда не проявляло реального интереса к народу Афганистана, особенно к тем,  чья жизнь находится в непосредственной опасности из-за их сотрудничества с Западом». Особое разочарование политика вызывает министр иностранных дел А.Бербок, поскольку она «претендует на феминистскую внешнюю политику».

Приведенная риторика «Левых» во многом совпадает с последними заявлениями председателя следственного комитета по Афганистану Р.Штегнера (СДПГ). Он подчеркивает необходимость «быть осторожными, чтобы афганцы не отвернулись» от Германии в пользу ее геополитических противников. Для этого, на его взгляд необходимо сделать выбор, отдавая предпочтение «гуманитарной свободе действий», а не бюрократии. При этом интересно, что представитель старшей коалиционной партии фактически критикует ее линию на поддержку сотрудничества в целях развития. Последнее предполагает оказание помощи на местах для того, чтобы люди не стремились покинуть свои страны, то есть сдерживание таким образом миграции. Более того, именно данную стратегию Берлин рассчитывает применять в Африке.

В целом в отношении вопроса о приеме афганцев, работавших с Бундесвером и Немецким обществом международного сотрудничества, возникло сразу несколько линий разлома. Первая между правительством и правозащитниками, чья статистика весьма существенно разнится. В связи с этим можно говорить о том, эта ситуация – частный случай в рамках более глубоких противоречий, куда также входит недовольство НКО деятельностью ФРГ по поддержке спасения в Средиземноморье. Второй блок разногласий явно заметен между коалицией и оппозицией. При этом и в рядах последних нет единства. Так, если ХДС пытается доказать правильность ограничения миграции, которую продвигал экс-министр внутренних дел Х.Зеехофер в последнем правительстве А.Меркель, то «Левые» наоборот хотят расширить прием беженцев, параллельно упрекая в отходе от базовых принципов некогда близких по духу «Зеленых». При этом партийные расхождения во взглядах распространяются на следственный комитет и комиссию Бундестага по Афганистану, что может осложнить их дальнейшую работу и отразиться на итоговых выводах.

Наконец, намечаются определенные свидетельства кризиса внутри самой коалиции, где часть ее представителей отвергает новый правительственный курс, ориентированный на оказание помощи на местах по линии федерального министерства сотрудничества и развития. Данная стратегия, как уже отмечалось, предполагалась как основа обновленного присутствия в Африке после ухода из Мали, однако теперь сталкивается с трудностями. Причем игнорировать опыт Афганистана в данном случае может оказаться сложно, поскольку одной из целей расследований, проводимых в Бундестаге, как раз является учет прошлых ошибок для более эффективного планирования зарубежного присутствия в будущем.

53MB | MySQL:103 | 0,424sec