О начале работы в Тель-Авиве метро-трамвая, самого большого долгостроя в истории Израиля

Премьер-министр Биньямин Нетаньяху вместе с супругой Сарой, министром транспорта Мири Регев, министром энергетики и инфраструктуры Исраэлем Кацем и министром финансов Бецалелем Смотричем 17 августа торжественно перерезали ленточку и прокатились в вагоне метро-трамвая по «красной линии», которая начала перевозить пассажиров на следующий день.

Так закончилась почти 50-летняя история самого большого долгостроя в истории Израиля.  У метро-трамвая много отцов-основателей. Достаточно сказать, что впервые о выделении средств на эти цели заявила Голда Меир еще в 1973 году. Война Судного дня надолго перечеркнула планы, а реанимировал их Биньямин Нетаньяху во время своей премьерской каденции в 1996 году.

После этого проект прошел через руки 13 министров транспорта, бесчисленного количества руководителей компаний, проектировщиков и пр. Первоначальный бюджет в 2 млрд долларов многократно увеличивался, и сегодня сложно вообще сказать, во сколько налогоплательщику в итоге обойдется строительство метро-трамвая. По официальным данным, только прокладка «красной линии» стоила 18,7 млрд шекелей.

Считается, что наибольшее ускорение проекту дал Исраэль Кац, который в бытность главы Минстроя начал непосредственную реализацию программы (ее отсчет обычно принято считать с демонтажа моста Гешер Маарив в 2015 году).

Естественно, что столь  знаменательный день в истории страны Биньямин Нетаньяху попытался превратить в отчет о своем личном триумфе по продвижении социально-экономической повестки дня.  Однако лидеры протестного движения заранее заявили, что постараются сорвать этот «праздник».

Чтобы обеспечить премьер-министру тихую и комфортную поездку, торжественное открытие провели днем раньше и на девять часов парализовали жизнь в центре Гуш Дан в будний рабочий день. Все улицы, которые пересекал метро-трамвай с высокопоставленными пассажирами, были перекрыты полицией еще с 7:00 утра, чтобы по маршруту поездки не могли собраться толпы протестующих.

В итоге демонстрация состоялась у трамвайного депо в Петах-Тикве и была не такой многочисленной, как могла бы быть, если бы полиция не «зачистила» заблаговременно все прилегающие районы. Несколько сотен протестующих добрались до «стерильной территории» пешком, и в прямых телерепортажах торжества были хорошо слышны голоса демонстрантов, скандировавших «Правительство преступников» и другие речевки, которые весь Израиль уже выучил наизусть.

Премьер-министр Нетаньяху представил открытие метро-трамвая как свое личное достижение, заявив: «На трамвае будут ездить все — и наши сторонники, и наши противники».

Расписание работы новой линии метро-трамвая вызывает много нареканий у жителей Гуш Дана. По пятницам новый транспорт прекращает работу раньше, чем автобусы, — задолго до наступления субботы. Хотя остановка есть у стадиона «Блюмфилд», последний трамвай уходит оттуда раньше окончания спортивных матчей, так что транспортные проблемы болельщиков он не решает. Как и все виды транспорта в Израиле, метро-трамвай в Гуш Дане будет тихоходным — из-за того, что лишь часть «красной линии»  проходит под землей, а остальной маршрут пересекает множество транспортных развязок со светофорами.

«Красная линия» является частью столичного Тель-Авива и, как ожидается, соединит Бат-Ям с Петах-Тиквой. Линия протянулась на 24 километра и проходит через 34 станции, включая оживленные районы Гуш Дана, такие как Рамат-Ган, Гиватаим и Бней-Брак. Кроме того, ожидается, что около 234 000 пассажиров будут передвигаться по «красной линии» ежедневно с интервалом шесть минут. Стоимость одной поездки по «красной линии» составляет 5,5 шекелей за одну поездку, но позже цена может увеличиться. Это связано с отменой повышения цен на общественный транспорт, которое должно было войти в действие с прошлого месяца.

Транспортной революцией в «Большом Тель-Авиве» метро-трамвай не сделает: маршрут длиной в 24 километра этот чудо-транспорт 21 века будет преодолевать за час с небольшим, сообщил корреспондент «Кан» Шарон Идан, совершивший пробную поездку.

При таких скоростях и интервале движения между поездами 6 минут (вместо первоначально обещанных 3) метро-трамвай вряд ли сможет составить конкуренцию другим видам городского транспорта и убедить жителей центра страны отказаться от частных автомобилей — тем более, что новое правительство похоронило план пустить метро-трамвай по субботам.

Вероятно, на периферийных участках «красной линии», в Петах-Тикве и Бат-Яме, вагоны будут ходить полупустыми, а в центре Тель-Авива, где маршрут проходит под землей и поезда могут разгоняться до 55 километров в час, в часы пик неизбежна давка.

По итогам эксплуатации в рамках затянувшихся испытаний транспортники предлагали разделить подземную и наземную часть маршрута с тем, чтобы можно было сократить интервалы между поездами метро в Тель-Авиве, не гоняя пустые вагоны из Петах-Тиквы в Бат-Ям, но эта идея была отвергнута

Скрестив относительно быстрое метро с трамваем-улиткой, ползущей через десятки перекрестков и светофоров, проектировщики обрекли новый транспорт на нерентабельность, об этом неоднократно предупреждали эксперты со страниц израильских СМИ.

Первый день работы долгожданного метро-трамвая ознаменовался акциями протеста против запрета на работу нового вида транспорта по субботам. Министр транспорта Мири Регев категорически заявила, что в шаббат метро-трамвай ходить не будет, несмотря на очевидную экономическую целесообразность работы по субботам для проекта, который обошелся почти  в 20 млрд шекелей.

В интервью 12-м телеканалу на одной из станций она рассказала об обвинениях в свой адрес из-за этого решения: «Государство Израиль — еврейское государство, они сохраняют статус-кво. Непонятно, против чего они протестуют. Демонстрируйте по делу, празднуйте тоже по делу. Вы протестуете против всего, даже публика вам уже не верит».

Первый метро-трамвай отправился в 5:40 утра со станции «Комемиют» в Бат-Яме. «Красная линия» прекратит свою работу примерно за три часа до наступления шаббата и возобновит работу примерно через час после его окончания.

Опрос, проведенный 12-м телеканалом, показал, что большинство израильтян — 60% — считают необходимой работу «красной линии» по субботам. Лишь треть опрошенных противоположного мнения и еще 7% не определились. Среди избирателей Ликуда разрыв не такой большой, но и здесь большинство за субботние трамваи — 49% за и 41% против. Доля колеблющихся среди избирателей Ликуда чуть выше — 10%.

В первый день работы метро-трамвая демонстранты разошлись сами после нескольких часов акций протеста на станциях и в трамвайных вагонах. Однако ясно, что в ближайшие недели, если не месяцы, борьба за работу метро-трамвая в  шаббат продолжится. Лидеры демонстрантов заявили, что будут проводить акции протеста, пока не добьются, чтобы метро-трамвай Большого Тель-Авива обслуживали население всю неделю.

52.31MB | MySQL:103 | 0,609sec