Израиль и Латинская Америка: к итогам визита главы МИД Э.Коэна в Парагвай и Уругвай

На днях глава внешнеполитического ведомства Израиля Э.Коэн завершил небольшое турне по странам Латинской Америки, включавшее посещение Парагвая и Уругвая. Надо сказать, что регион в последнее время отличается заметной поляризацией взглядов на ближневосточное государство, что осложняет работу его дипломатии. Так, во время последней по времени операции израильских сил безопасности в Дженине в июле текущего года, волна осуждения ЦАХАЛа охватила Аргентину, Мексику, Чили и Бразилию. При этом проблемы в отношениях с последней, начавшиеся после  вступления в должность в январе президента Л. да Силвы, пожалуй, наиболее болезненны для Иерусалима, так как курс прежнего главы государства Ж.Болсонару отличался произраильскими позициями в духе экс-лидера США Д.Трампа.

Можно предположить, что одной из основных задач в рамках поездки Э.Коэна стало укрепление позиций Иерусалима в регионе и демонстрация того, что Латинская Америка однозначно не находится в палестинской орбите влияния. Кроме того, параллельно глава израильской дипломатии занимался продвижением двустороннего сотрудничества на наиболее перспективных направлениях. Наконец, центральной темой по итогам визита можно считать деятельность МИД Израиля по укреплению международного статуса Иерусалима как единой и неделимой столицы государства. Важность данного вопроса обусловлена двумя причинами. Первая из них практическая и заключается в подготовке к предстоящей сессии Генеральной Ассамблеи ООН, где палестинцы весьма вероятно затронут вопрос о городе. Вторая причина, как кажется, кроется в необходимости показать эффективность внешней политики действующей коалиции во главе с Б.Нетаньяху. Во многом генеральная линия правительства на международной арене состоит в том, чтобы продолжать начинания, ранее получившие поддержку Д.Трампа, однако один из основных таких процессов – нормализация с умеренными арабскими режимами пока успехом в виде установления сотрудничества с новыми игроками не увенчался.

Основным достижением визита Э.Коэна стало заявление глав Уругвая и Парагвая о планах запустить работу своих дипломатических представительств в Иерусалиме. В случае с первым речь идет о т. н. офисе по сотрудничеству в сфере инноваций. Можно предположить, что политическое решение руководства латиноамериканской страны было поддержано за счет продвижения контактов в области инноваций. Так, израильская венчурная корпорация OurCrowd в конце марта, принимая у себя уругвайского министра промышленности и энергетики, анонсировала запуск совместного бизнес-инкубатора для стартапов в Уругвае. Тогда сообщалось, что подобный шаг призван повысить интерес к Израилю как лидеру инновационного предпринимательства в Латинской Америке. В дополнение к сказанному, как кажется, событие преследовало еще одну цель – показать, что, несмотря на протесты и уход американских компаний, недовольных судебной реформой, израильский высокотехнологичный сектор продолжает развитие, привлекая новых партнеров.

В Парагвае Э.Коэн встретился с президентом С.Пеньей через несколько часов после его официального вступления в должность. Данный факт можно считать весьма символичным, так как отношения двух государств заметно осложнились при его предшественнике, который спустя несколько месяцев после переноса посольства в Иерусалим прошлым лидером денонсировал данный шаг. Новый глава государства по итогам переговоров заявил о перезапуске работы посольства в израильской столице, в ответ на что ближневосточная страна откроет свое в Асунсьоне, ранее прекратившее работу на фоне кризиса. Таким образом, эта часть турне была призвана продемонстрировать преодоление противоречий и старт нового этапа взаимодействия.

Еще одним позитивным сдвигом в отношениях оказался перезапуск кокуса (собрания) сторонников Израиля в парагвайском Конгрессе, состоявшийся за несколько недель до приезда Э.Коэна. Представители сторон полагают, что эта группа позволит укрепить межпарламентское взаимодействие, а значит сделает политический фон отношений более благоприятным, что, в свою очередь, позволяет надеяться на избежаение существенных проблем в будущем. В сфере экономики Э.Коэн обратил внимание на обсуждение вопроса об увеличении импорта уругвайских мясных продуктов, что призвано повысит ассортимент и конкуренцию на израильском рынке, а значит и содействовать работе над снижением стоимости жизни в стране. Последнее является еще одним приоритетом правительства Б.Нетаньяху, причем достичь поставленной задачи кабмин старается во многом за счет стимулирования импорта.

Помимо достижений на двустороннем треке смена руководства Парагвая и начало новой страницы в отношениях с ним способны оказаться существенным подспорьем для дипломатии Б.Нетаньяху, базирующейся в значительной степени на личных контактах. Так, действующий израильский премьер-министр и новый президент латиноамериканской страны познакомились еще в 2017 г., во время турне Б.Нетаньяху в Латинскую Америку С.Пенья тогда занимал пост министра финансов. Более того, ранее, работая в бизнесе, а именно в группе компаний Grupo Cartes под руководством еще одного экс-президента Парагвая О.Картеса, С.Пенья способствовал импорту израильских технологий, чем намерен заняться и сейчас, но уже на государственном уровне. В результате, в и во взаимодействии с этой страной есть шанс продемонстрировать интерес к израильским технологиям вопреки на сопутствующим политическим проблемам в диалоге с Западом.

В целом ввиду разного рода затруднений, сдерживающий европейский вектор израильской дипломатии, отношения Иерусалима и Вашингтона, а также процесс нормализации с умеренными арабскими режимами правительство Б.Нетаньяху старается найти союзников в других регионах, среди которых вниманием пользуется Латинская Америка. На данном направлении с привлечением Уругвая и Парагвая ближневосточное государство рассчитывает, судя по всему, добиться политической поддержки на международной арене, в том числе для закрепления статуса Иерусалима как израильской столицы, сдержать пропалестинскую активность в других странах региона, а также способствовать решению внутренних экономических проблем.

53.2MB | MySQL:103 | 0,521sec