Ситуация в Марокко: январь 2010г.

В начале января завершилась история с пребыванием в Марокко главаря военной хунты в Гвинее — Конакри капитана Мусы Дадиса Камары. 4 декабря Камара, выживший после покушения на него, был доставлен на лечение в Марокко, где ему сделали операцию на черепе. 12 января Камара покинул Марокко и вылетел в Буркина-Фасо. День спустя Рабат, которому, судя по всему, не очень званный гость изрядно поднадоел, «настойчиво потребовал» от Уагадугу принять Камару на своей территории. Буркина-Фасо положительно ответила на это требование. Судя по всему, он там и останется, поскольку США и Франция тут же потребовали, чтобы он ни в коем случае не вернулся в Гвинею, где его возвращение может спровоцировать взрыв народного гнева.

Пока неясно, покинул ли Камара Рабат добровольно, либо ему настойчиво предложили сделать это. Пока что внутренний кризис в Гвинее пытаются разрешить США, Франция и Марокко. Именно с представителями этих стран провел переговоры в начале месяца в Рабате исполнявший обязанности главаря хунты генерал Секуба Конате.

Что касается собственно Марокко, то оно начало 2010 год с того, что разместило на рынках Евросоюза и США заказ на 504 тыс.тонн зерна. В США Рабат намерен закупить 150 тыс.тонн пшеницы твердых сортов и 200 тыс.тонн пшеницы мягких сортов. В Европе — 150 тыс.тонн пшеницы мягких сортов, 4,5 тыс.тонн пшеницы твердых сортов и 100 тыс.тонн ячменя. В 2009 — 2010гг. Марокко импортировало 2,1 млн тонн зерна, что на 500 тыс.тонн меньше показателя предыдущего аналогичного периода. Подобная зависимость от импорта зерна делает Марокко достаточно уязвимым, тем более, что власти путем дотирования поддерживают заниженные цены на зерно и ряд других продуктов первой необходимости на внутреннем рынке.

Однако самой громкой новостью января стала отставка пяти министров, в том числе двух — министра внутренних дел и министра юстиции — решения по которым принимает только король. По данным еженедельника «ТельКель», события на политической «кухне» королевства развивались следующим образом. В воскресенье 10 января в королевском дворце в Марракеше советник монарха Мохаммед Моатассим сначала встретился с премьер-министром Аббасом эль-Фасси, затем — с первым секретарем партии Социалистический союз народных сил /ССНС/ Абдельвахидом Ради. Цель встречи — проинформировать двух политиков о предстоящих изменениях в правительстве. Не вдаваясь в детали, советник монарха сообщил Ради, что он больше не будет министром юстиции. Взамен он предложил ССНС определиться с кандидатурой на пост министра по связям с парламентом.

Уже вечером того же дня политбюро ССНС предложило на этот пост кандидатуру Дриса Лахгара. День спустя о перестановках в кабинете министров было объявлено официально. Мулай Тайеб Шеркауи — в свое время он был первым председателем Верховного суда — сменил Шакиба Бенмусу на ключевом для королевства посту министра внутренних дел. Адвокат Мохаммед Насири, занимавшийся делами большого бизнеса, возглавил минюст. Дрис Лахгар стал министром по связям с парламентом, Саад Алами — министром по модернизации госсектора. На пост министра туризма и ремесел был призван Ясир Знаги. Марокканская пресса тут же назвала последнего «лондонским золотым мальчиком» — по месту его прежней работы и жительства. Знаги сменил на посту министра туризма Мохаммеда Бусаида.

Наблюдатели тут же дали оценку произведенным перестановкам в правительстве, отметив, что они были не техническими, а стратегическими.

На первый взгляд, проигравшими от перестановок являются партии Народное движение /НД/ и Национальное объединение независимых /НОН/. Когда несколько месяцев назад проберберское НД вошло в правительство /лидер партии Моханд Лаенсар стал госминистром без портфеля, его однопартиец Мохаммед Уззин — госсекретарем/, внутри партии поднялась волна недовольства ее относительно малым представительством в кабинете министров. Чтобы успокоить недовольных, Лаенсар пообещал тогда, что это представительство будет увеличено при первых же перестановках в кабинете министров. Этого, однако, не произошло.

В свою очередь НОН считается проигравшим потому, что эта партия потеряла два министерских поста — туризма и модернизации госсектора, не получив ничего взамен. Считается, что это стало следствием внутреннего раскола в партии, где в ожесточенной междоусобице схватились группы Салахеддина Мезуара и Мустафы Мансури. Считается, что дворец ведет дело к удалению из политической игры последнего.

Что касается удаления с министерского поста Ради, то, по мнению наблюдателей, речь идет о простой рокировке в преддверии парламентских выборов 2012 года. Судя по всему, идя к ним, дворец поставил на находящуюся сейчас формально в оппозиции партию «Подлинность и модернизм» /ППМ/, успех которой считается предрешенным. Тем не менее в любом случае ППМ будет нуждаться в сильном союзнике, и этим союзником призван стать ССНС. Главная цель этого союза — воспрепятствовать повышению роли исламистов из Партии справедливости и развития /ПСР/

Чтобы облегчить соответствующую роль, к которой готовят Ради, дворец нейтрализовал Дриса Лахгара, пользующегося репутацией возмутителя спокойствия в ССНС. Теперь у него не будет времени «мутить воду», подбивая социалистов либо к возвращению в оппозицию, либо к союзу с исламистами из ПСР. Показательно, что в коммюнике дворца, в котором сообщалось о перестановках в правительстве, в адрес Ради было высказано пожелание «успехов в его деятельности во главе партии и в его политических и парламентских миссиях на службе высшим интересам нации».

Больше всего вопросов, конечно, вызвала отставка Шакиба Бенмусы с поста главы МВД, на котором он находился с 2004г. К нему формально не было претензий, поскольку в его работе не было видимых промахов. Возможно, он просто устал от огромного объема работы на посту главного «сторожа» режима. По имеющейся информации, в своем ближайшем окружении он неоднократно признавался, что хотел бы покинуть свой пост, чтобы «немного перевести дыхание».

Если действительно монарх прислушался к пожеланию Бенмусы, этой отставкой он достиг двух целей. Первая из них — он показал, что даже всемогущий министр внутренних дел не может вечно занимать свой пост. Вторая цель — он влил «свежую кровь» в министерство, которому отводится решающая роль в реализации проекта регионализации. Что касается Бенмусы, то он, похоже, недолго будет на отдыхе. Предрекают, что его ожидает королевский кабинет, где вакантен пост советника по вопросам безопасности.

В январе новые контуры приобрел амбииозный план строительства в период до 2020 года пяти гигантских солнечных электростанций общей мощностью 2.000 МГВТ, о котором было объявлено в ноябре 2009г. Считается, что реализация проекта позволит уменьшить импорт нефти на 1 млн тонн ежегодно, что позволит сэкономить 500 млн долларов. Однако для его реализации сначала необходимо найти 9 млрд долларов.

Под реализацию этого проекта было сформировано Марокканского агентство по солнечной электроэнергетике /МАСЭН/. Его возглавил Мустафа Баккури, главной задачей которого будет найти необходимые средства. Хотя само агентство пока не имеет ни помещения, ни персонала, ни бюджета. Предполагается, что все организационные вопросы МАСЭН будут решены в первом квартале с.г., поскольку ему необходимо быстро переходить от слов к делу — первая и самая крупная электростанция мощностью 500 МГВТ должна быть построена уже к 2016 году в районе Уарзазата /250 км к юго-востоку от Марракеша/. Поэтому предполагается, что первые тендеры на строительство будут объявлены уже осенью с.г.

В январе стало известно, что около 200 военнослужащих из подразделений специального назначения королевских вооруженных сил в середине декабря отправились в Мавританию, где они оказывают помощь местным военным в поисках трех испанских туристов, похищенных боевиками «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» /АКМ/. Отправка марокканских солдат была осуществлена в ответ на просьбу властей Мавритании.

26 января с ежегодным докладом выступила правозащитная организация «Хьюман Райтс Уотч», согласно которой ситуация с правами человека в Марокко в 2009 году «в целом ухудшилась, хотя в стране сохранилось динамичное гражданское общество и независимая пресса». По данным правозащитников, за ряд нарушений прав человека в Марокко несут ответственность органы юстиции. «Правительство с помощью послушных судов использовало репрессивное законодательство для того, чтобы наказывать и бросать в тюрьмы оппозиционеров /причем не склонных к насилию/, и в частности, тех из них, кто критиковал короля или монархию, тезис о марокканской принадлежности Западной Сахары или ислам».

52.1MB | MySQL:103 | 0,590sec