Визит президента Чада И.Деби в Судан

9 февраля с.г. начался исторический визит президента Чада И.Деби в Судан. Встречал его, как и положено по протоколу, суданский коллега О.аль-Башир. Это встреча на самом деле является знаковой, так как еще полгода назад этого нельзя было предположить даже в самых смелых мечтах. Если вспомним тот период времени, то отметим, что уровень отношений между двумя странами ограничивался только нанесением взаимных ракетно-бомбовых ударов и гневными «отповедями». Все это накладывалось на очень сложные межличностные отношения между суданским и чадским лидерами. Это еще раз свидетельствует о том, что «западноевропейские мерки и критерии» по отношению к африканской политике не применимы. Злейшие враги вчера уже сегодня горячо обнимались под светом софитов, и создавалось впечатление, что отец и сын встретились после долгой разлуки.

«Мы полностью перевернули страницу, и с сегодняшнего дня мы начинаем нашу общую борьбу за мир, безопасность и стабильность», — заявил по итогам визита О.аль-Башир, добавив, что «мы решили, что наша граница больше не будет использоваться для переправки оружия, а лишь для развития наших взаимовыгодных торговых отношений». И.Деби полностью поддержал своего коллегу, призвав лидеров Движения за справедливость и равенство (ДСР) сложить оружие и начать мирный диалог с Хартумом. Оба лидера также выразили свою полную поддержку миротворческим усилиям катарских медиаторов на этом направлении. «Доха – это отличное место. Чад приложит все возможные усилия для стимулирования мирного процесса без всяких оговорок», — заявил И.Деби.

Пока остановимся и попробуем сделать первые выводы. А они таковы. Суданское и чадское руководство в лице своих лидеров приняли принципиальное решение отказаться от поддержки оппозиционных повстанческих групп, которые ранее использовались и Нджаменой, и Хартумом для решения своих стратегических задач по отношению друг к другу. Некоторые наблюдатели относятся к этому нынешнему проявлению «добрых чувств» недавних врагов скептически. В частности отмечается, что стороны находятся не совсем в равных условиях. Действительно, О.аль-Башир контролирует античадских оппозиционеров через национальные спецслужбы. Судя по действиям и маневрированиям этих групп, которые четко следуют указаниям из Хартума, последний обладает действенными механизмами воздействия и контроля над ними. Плюс ко всему О. аль-Башир не является этническим загава, что сильно облегчает ему выбор методов и средств для управления повстанцами. У И.Деби возможности для маневра меньше и в силу общей этнической принадлежности с руководством ДСР, и в силу более слабых, чем у повстанцев, вооруженных сил.

Кроме того, ряд экспертов высказывают сомнение в искренности О.аль-Башира, который просто маневрирует перед Западом в преддверии всеобщих выборов в апреле с.г. Еще в декабре прошлого года И.Деби крайне скептически относился к позиции О.аль-Башира, предполагая, что предложенный им вариант отвода античадских повстанцев вглубь суданской территории, вряд ли будет выполнен. Это в Нджамене (и Париже) считалось основным условием начала нормализации двухсторонних отношений. В качестве примера ненадежности заверений О.аль-Башира тогда назывались агрессивные действия Хартума буквально на следующий день после подписания в Дохе в прошлом году «договора о доброй воле» между представителями двух стран.

Нынешний всплеск положительных эмоций, несомненно, связан с тем фактом, что Хартум свою часть уступок сделал. Причем сделал это прозрачно для Нджамены (и Парижа).

Вызывает сомнение, что нынешняя стратегия Хартума вызвана исключительно предвыборными маневрами. Предпочтительной остается версия реального желания суданских властей наладить двухсторонних отношений с Чадом, от которых на 70% зависит успех Дарфурского урегулирования. Умиротворение Дарфура считается одним из основных условий для подготовки и успешного преодоления другого важного этапа: референдума о независимости Юга в 2011 году. Воевать «на два фронта» суданские руководители явно не хотят.

Другой вопрос с И.Деби, который, по его собственному признанию, «сильно натерпелся от Дарфура». Нынешний чадский лидер является заложником сложного расклада сил в верхушке своего родного племени загава, благодаря поддержке которой он собственно и обязан своим постом президента страны. Его соплеменники из ДСР долгое время рассматривались Нджаменой и Парижем как противовес агрессивной попытки Судана установить свой контроль над Чадом. Теперь похоже, эти опасения позади. Франция и США, которые, несомненно, много сил вложили в этот проект, на визит И.Деби отреагировали через спецпредставителя США по Судану С.Грейшена и пресс-атташе МИД Франции Б.Валеро очень бурными положительными публичными заявлениями. При этом из слов С.Грейшена можно сделать совершенно определенный вывод о том, что Хартум для достижения успеха пошел еще на один очень принципиальный шаг: он принял условие Нджамены о невозможности интеграции античадских повстанческих групп в политическую жизнь страны до того времени, пока они официально не сложат оружие. При этом согласие на интеграцию ДСР в политическую жизнь Дарфура О.аль-Башир согласился.

С.Грейшен также приоткрыл завесу над процессами, которые сейчас происходят в Дохе. По его оценке, «с учетом того, что партизаны из ДСР не смогут принять участие в предстоящих выборах, они должны выработать совместно с Хартумом некое соглашение о разделение политической власти в Дарфуре. Но на сегодняшний день партизаны, к сожалению, не готовы к принятию такого решения».

Представляется, что в этом ключ «тупика», в котором сейчас пребывают катарские медиаторы. Глубинная суть противоречий между различными партизанскими группировками, конечно не в личных амбициях «кто кого» возглавит на переговорах, а в том, кто какой административный пост займет в будущем. Эти разногласия по большому счету отражают раскол в племенной верхушке загава в Судане и Чаде, «заложниками» которого сейчас являются и И.Деби. и катарские медиаторы.

Косвенным признаком этого раскола являются некоторые высказывания представителя ДСР на переговорах А.Хуссейна. «Стратегия правительства (Хартума-авт.) заключается в том, чтобы совместить выборы и завершение переговоров в Дохе. Мы никогда не признаем выборы, которыми управляют Партия национального конгресса (ПНК). Мы никогда не признаем итоги переписи населения как приоритет». Касаясь визита И.Деби в Хартум, он добавил, «что ПНК ошибается, если думает, что это может ослабить нас. Хартум больше думает о внесении раскола в ряды партизан, чем о достижении полномасштабного мирного соглашения». Очень знаковые заявления, которые подтверждают борьбу в верхушке загава за будущее места в административных органах Дарфура. И то, что И.Деби в этой борьбе явно не на стороне вожаков ДСР. Также интересен момент в заявлении о «переписи населения», что говорит о том, что ДСР не хочет учитывать явно невыгодный для нее момент пропорционального представления загава в будущих госорганах Дарфура. И теперь пытается шантажировать Хартум, «давя» на самую его «болевую точку» в виде угрозы сорвать выборы.

И еще один момент. Странные события прошлого года, когда Хартум и Нджамена подписали в Дохе «договор о доброй воле», а на следующий день (по инициативе суданской стороны) развязали фактически боевые действия друг против друга, начинают находить свое объяснение. Как мы и предполагали, неожиданные противоречивые действия суданских властей явились последней вспышкой острых противоречий в Хартуме между «радикалами» и «прагматиками», в которых вверх, похоже, одерживают последние. Это подтверждает и нынешний визит И.Деби, и успех миссии Г.С.ат-Табани, и последняя активность вице-президента А.Тахи на внутреннем и внешнеполитических «фронтах».

52.34MB | MySQL:103 | 0,520sec