Об обеспечении энергетической достаточности Ирака

по материалам  Института исследований внешней политики  (FPRI, США)

В июле этого года Ирак и французская компания TotalEnergies завершили комплексный проект Gas Growth, энергетическую сделку на 27 млрд долларов, направленную на использование природных ресурсов Ирака и улучшение электроснабжения страны. Несмотря на природные богатства Ирака, десятилетия конфликтов и коррупции ограничили инфраструктуру страны, что привело к чрезмерной зависимости от Ирана в поставках энергии. В то время как предыдущие иракские правительства изо всех сил пытались привлечь иностранные инвестиции, сложная политическая система Ирака оказалась устойчивой к кризисам, а нынешнее состояние относительного мира в стране стало катализатором изменений. Поскольку региональные усилия по примирению продолжаются, Ирак находится в центре внимания, так как страна переживает ключевой этап переходного периода и сложных усилий по восстановлению, однако путь к энергетической достаточности остается серьезной проблемой для Ирака даже при наличии региональной помощи. Без внутренних реформ, направленных на устранение коренных причин энергетического кризиса, путь Ирака к достижению энергетической самодостаточности все еще находится на значительном расстоянии.

Сделка с TotalEnergies

Первоначально подписанная в 2021 году сделка с TotalEnergies столкнулась с задержками из-за споров по условиям, но была завершена в апреле, когда Ирак согласился получить меньшую, чем первоначально требовал, долю в проекте в размере 30%. TotalEnergies получила долю в 45%, а QatarEnergy — оставшиеся 25%. Сделка включает развитие инфраструктуры для извлечения сжигаемого в факелах газа с нефтяных месторождений Басры для поставок для электростанций. Она также предусматривает запуск установки по очистке морской воды для обеспечения ее закачки для поддержания давления и увеличения добычи нефти в качестве альтернативы использованию пресной воды. Кроме того, сделка также включает в себя строительство солнечной электростанции мощностью 1 ГВт с помощью саудовской ACWA Power для снабжения электроэнергией региона Басра.

Соглашение в конечном итоге направлено на решение коллективных задач Ирака в области изменения климата, прекращение его зависимости от ненадежных источников энергии и расширения предоставления основных услуг для населения. Согласно заявлению для прессы Государственного департамента США, заключение этой сделки означает быстрое улучшение делового климата, что привлечет иностранные инвестиции, необходимые для создания экономических возможностей, приносящих пользу всем иракцам. Предыдущие правительства Ирака изо всех сил пытались привлечь столь необходимые иностранные инвестиции для усилий по восстановлению экономики страны после десятилетий потрясений. Однако эта сделка отражает новый потенциал для усилий по восстановлению в Ираке.

Предыстория

Инфраструктура электроснабжения в Ираке страдает от ненадлежащего технического обслуживания с 1980-х годов. Перебои в подаче электроэнергии являются частью повседневной жизни в Ираке, но старшие поколения могут вспомнить ушедшую эпоху при предыдущем режиме, когда электроснабжение  было стабильным. До 1980-х годов Ирак мог похвастаться одним из наиболее развитых энергетических секторов в регионе.  После восьмилетней войны с Ираном снижение доходов от продажи нефти привело к сокращению расходов иракского правительства на коммунальные услуги. Война 1990 года в Персидском заливе вкупе с последовавшими санкциями нанесла ущерб государственной инфраструктуре, особенно электрическим и водопроводным сетям. К концу 1990-х у большинства иракцев не было постоянного доступа к электричеству или воде.  Сейчас, спустя два десятилетия после вторжения США в 2003 году, в Ираке не наблюдается улучшений в энергетической инфраструктуре. Хотя несоответствие между спросом и предложением увеличивается из-за роста численности населения и повышения температуры, коррупция остается крупнейшим препятствием для функционирования надежной электросети. Бывший премьер-министр Ирака Мустафа аль-Казыми утверждал, что с 2003 года Ирак потратил более 62 млрд долларов на производство электроэнергии. Парламентский комитет, проводящий расследование в сфере коммунальных услуг, подсчитал, что Ирак с 2005 года инвестировал 81 млрд долларов без существенного улучшения выработки электроэнергии или неэффективности сети.

Население Ирака молодо, около 60% моложе двадцати пяти лет, и эта демографическая группа все больше разочаровывается в правительстве — особенно после протестов Тишрин. Демонстрации были частично вызваны участившимися перебоями в подаче электроэнергии летом. Другие проблемы, вызвавшие широкое недовольство, включали коррупцию, безработицу, неэффективные государственные службы и предполагаемое иностранное вмешательство. Более 600 протестующих были убиты, а расследования смертей не привели к привлечению виновных к ответственности. Сегодня большая часть населения Ирака выросла в системе, которая обещала улучшить качество энергетики, но изменения в уровне жизни редко материализуются.

Природный газ и Иран

Доказанные запасы газа Ирака являются двенадцатыми по величине в мире, но стране не хватает средств для эффективного сбора природного газа и превращения этого ресурса в электроэнергию. В стране сжигается огромное количество метана, связанного с добычей нефти и газа. По данным Всемирного банка, Ирак является одной из семи стран, на долю которых приходится примерно две трети мирового сжигания газа в факелах. В 2022 году Ирак был вторым по величине источником сжигания газа в мире, уступая только России. Сделка с TotalEnergies направлена на то, чтобы помочь Ираку использовать природный газ, выделяемый его нефтяными скважинами, достичь более сбалансированного энергетического портфеля и решить некоторые проблемы с нехваткой электроэнергии внутри страны. Ираку также было бы значительно дешевле использовать собственный газ, чем продолжать выполнение текущего соглашения с Ираном. По словам министра нефти Ирака Ихсана Исмаэля, Ирак платит Ирану 8 долларов за миллион британских тепловых единиц (BTU) за газ. Для сравнения, по оценкам, использование иракского природного газа обошлась бы правительству менее чем в 2 доллара. Несмотря на то, что Ирак является вторым по величине производителем электроэнергии в ОПЕК, почти треть своей электроэнергии Ирак получает из Ирана, хотя в поставках часто случаются перебои. Например, когда Иран сократил поставки газа с 50 млн куб. футов до 8,5 млн куб. футов из-за неоплаченных счетов, в центральной и южной частях страны произошла широкомасштабная нехватка электроэнергии. Ирак тратит около 4 млрд долларов в год на импорт иранского газа и электроэнергии, но испытывает трудности с оплатой этого импорта. Страна задолжала Ирану около 12,1 млрд непогашенных долгов и изо всех сил пытается расплатиться из-за санкций США, которые позволяют Ирану получать доступ к средствам только на товары, не подпадающие под санкции, такие как продукты питания и лекарства. В дальнейшем Ирак намерен обменивать сырую нефть на иранский газ, чтобы погасить задолженность и покончить с проблемой задержек из-за необходимости получения одобрения США. По словам премьер-министра Мухаммеда Шиа ас-Судани, обменивая иракскую нефть на иранский газ, Ирак избежал бы отключения электроэнергии летом, работая над соглашениями по завершению проектов по добыче газа, которые помогли бы сделать страну самодостаточной.

Ирак в переходный период: региональное сотрудничество и прямые иностранные инвестиции

Участие Катара и Саудовской Аравии в инициативе по комплексному проекту Gas Growth уходит корнями в годы реконструкции и развивающиеся отношения. С 2003 года премьер-министры Ирака пытались способствовать укреплению связей со странами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), учитывая географическую близость, экономическое богатство и общее чувство арабской идентичности. Но Ирак добился прорыва в своих отношениях со странами ССАГПЗ только при премьер-министре Хайдере аль-Абади, когда дипломатические отношения с Саудовской Аравией были восстановлены в 2015 году. В 2018 году отношения с Катаром заметно улучшились во время кризиса в Персидском заливе. В 2022 году Ирак также завершил выплату репараций Кувейту за вторжение 1990 года. Хотя Ирак в прошлом выражал желание сотрудничать со странами Персидского залива, его близость к Ирану и внутренняя нестабильность препятствовали притоку инвестиций. Политическая система Ирака, которая существует уже два десятилетия, продемонстрировала свою устойчивость в крупных кризисах, таких как терроризм, сепаратистские движения и крупномасштабные протесты. Государства ССАГПЗ, похоже, наконец признали, что, несмотря на многочисленные проблемы, сложная политическая система Ирака никуда не денется в ближайшее время. Кроме того, укрепление связей с Ираком — это возможность для региона в целом. Сильный, стабильный Ирак может послужить каналом для расширения регионального сотрудничества, поскольку центральное расположение страны многое выигрывает от мирных отношений между соседними странами. Например,  Ирак сыграл ключевую роль в мирных переговорах между Саудовской Аравией и Ираном, и он был готов извлечь существенные выгоды за пределами своего положения посредника. Ожидается, что после мирных переговоров экономическое присутствие  Саудовской Аравии в этой стране с шиитским большинством увеличится. Заслуживающий внимания предстоящий проект предусматривает объединение электросетей между Саудовской Аравией и Ираком, которое, как ожидается, будет завершено к 2024 году. На начальном этапе Саудовская Аравия намерена экспортировать 1 гигаватт электроэнергии в Ирак по 270-мильной линии. Еще одна запланированная энергетическая инициатива направлена на подключение Ирака к электросети ССАГПЗ. Эта инициатива предусматривает поставку 1,8 гигаватт электроэнергии к 2025 году от станции Аль-Вафра в Кувейте до иракской станции Аль-Фао на юге страны. При бюджете в 220 млн долларов, эти проекты  поддерживаются со стороны  Кувейта и Катара, и страны уже подписали соглашение по разделению ответственности. Оба проекта соответствуют стремлению Ирака диверсифицировать источники энергии, уменьшить свою сильную зависимость от иранского газа для производства электроэнергии и удовлетворить растущий спрос.

Китай

Китай играет ключевую роль в нефтяном ландшафте Ирака, при этом более половины добычи нефти в стране приходится на месторождения, эксплуатируемые китайскими компаниями. Влиятельные энергетические компании Китая, включая Китайскую национальную нефтяную корпорацию (CNPC), присутствуют в Ираке на протяжении многих лет, что знаменует значительную трансформацию международных нефтяных компаний внутри страны. Китайские компании расширили свое оперативное участие в Ираке, в то время как западные международные нефтяные компании консолидировали или сократили свое присутствие. На долю CNPC приходится примерно 30% иракского нефтяного экспорта, что укрепляет ее позиции третьего по величине поставщика в стране и способствует почти 50-процентному увеличению закупок нефти из Ирака в 2022 году. Однако, несмотря на инициативу Китая извлечь выгоду из нерешительности западных инвестиций, Ирак уделяет приоритетное внимание диверсификации своих энергетических партнеров.

Поскольку новое правительство Ирака приняло самый большой бюджет в истории страны, китайские компании имеют хорошие возможности для участия в усилиях по расширению мощностей Ирака, выходящих далеко за рамки торговли нефтью. Государственные энергетические предприятия Китая создали прочную базу на рынках Ирака в верхнем, среднем и нижнем сегментах. Китайская инициатива «Один пояс, один путь» (BRI) с иракским участием также будет развиваться, поскольку Ирак был главной целью BRI Китая в 2021 году. В дополнение к признакам влияния Китая в Ираке, массовая иракская кампания под названием «Народное движение за Шелковый путь» вышла на улицы на юге Ирака, чтобы выступить за тесные экономические связи с Китаем. Пекин усиливает свое влияние  в Ираке, используя свою популярность в южных нефтяных провинциях и пользуясь общими интересами с проиранскими политическими партиями. Значительное присутствие китайских компаний в Ираке побудило администрацию бывшего премьер-министра Мустафы аль-Казыми ввести ограничения на китайские инвестиции в разведку. Это включало в себя срыв Министерством нефти трех перспективных сделок, которые дали бы китайским компаниям бОльший контроль над его нефтяными месторождениями. В 2021 году планы ExxonMobil и российского «Лукойла» по продаже долей китайским компаниям были приостановлены Министерством нефти Ирака. Этот шаг был направлен на сохранения диверсификации среди партнеров по энергетическому сектору. Иракские нефтяные чиновники были открыто обеспокоены тем, что дальнейшая консолидация месторождений в руках китайских компаний ускорит выход западных нефтяных компаний. Нынешнее правительство премьер-министра Мухаммеда Шиа ас-Судани уделяет приоритетное внимание привлечению иностранных компаний в энергетический сектор Ирака, но оно не выделяет китайские компании в качестве эксклюзивных партнеров для новых возможностей для бизнеса. Политические партии Ирака разделились по вопросу о влиянии Китая в стране, требуя от нынешнего правительства балансирования, чтобы успокоить различные группы в его разделенном политическом спектре.

Франция

Отношения TotalEnergies с Ираком и регионом не новы для одной из ведущих мировых нефтегазовых компаний. В 1970-х годах TotalEnergies заключила сервисный контракт в Ираке, который привел к открытию и разработке нефтяных месторождений Майсан. В последнее время Ирак стал более приоритетным рынком для нефтегазовой компании, поскольку проекты TotalEnergies в Иране (переговоры велись в конце 1990-х годов) и Сирии (переговоры велись в 2008 году) приостановлены из-за санкций. В 2009 и 2012 годах TotalEnergies хотела вернуться в Ирак, но контракты на обслуживание были ограничены, поэтому она присоединилась к консорциуму Китайской национальной нефтяной корпорации для разработки месторождения Аль-Халфайя. Для Китая, как и для западной компании, это выгодно, поскольку они ранее сотрудничали в Ираке. Что касается регионального партнерства, TotalEnergies имеет прочные экономические и политические связи с большинством соседних с Ираком стран, за исключением Турции, позиционируя себя как надежного партнера в различных региональных начинаниях. Оппозиция Франции выходу США из ядерного соглашения с Ираном получила молчаливое одобрение влиятельных иранских деятелей. Согласие Ирана с Францией также играет ключевую роль в противодействии растущему геостратегическому влиянию Китая в регионе, а отношения Франции с Соединенными Штатами также позволяют ей выступать в качестве потенциального посредника между Ираном и Западом, поскольку Иран добивается отмены разрушительных санкций, которые повлияли на его экономику. Дипломатические связи Франции и ее способность добиться признания как западных, так и иранских заинтересованных сторон делают ее ключевым игроком в формировании будущего Ирака и региональной стабильности, ориентируясь на деликатную региональную динамику.

Энергетический кризис в Ираке

Хотя диверсификация источников энергии в стране важна, она не будет эффективной без решения проблемы восстановления энергетической инфраструктуры, а для этого требуется изменение нынешней структуры политической системы Ирака. Бывший министр электроэнергетики Ирака Луай аль-Хатиб написал в Твиттере в ответ на инвестиции американских технологических компаний в иракскую энергосистему, что передовых технических решений недостаточно для решения проблем сектора. Он считает, что проблемы Ирака с электроэнергетикой проистекают из финансовых и организационных факторов, и что решения требуют политической поддержки любого правительства, готового «отстаивать миссию реформ, чтобы положить конец повсеместной коррупции в Ираке и бесхозяйственности в энергетическом секторе». Аль-Хатиб указывает, что Ирак ежегодно теряет 20 млрд долларов из-за субсидий, расходов на топливо, энергетического пиратства и системы политических квот. Кроме того, ежегодные потери вклада в ВВП составляют 20 млрд долларов из-за нехватки электроэнергии, затрагивающей промышленность и торговлю. Он предупреждает, что без агрессивных реформ национальная энергосистема Ирака выйдет из строя к 2030 году, поставив под угрозу безопасность страны.

Усилия по диверсификации не принесут значительных выгод для электроэнергетического сектора в целом или не стабилизируют финансовое положение, если они не будут сопровождаться модернизацией инфраструктуры и соответствующими регулирующими мерами. Например, сделка с TotalEnergies предполагает строительство солнечной электростанции мощностью 1 гигаватт, но ограничения существующей сети могут создать проблемы. Уязвимость энергосистемы становится очевидной, когда Иран сокращает поставки газа, что приводит к проблемам с напряжением и отклонениям частоты. Более того, усилия TotalEnergies, сосредоточенные на проектах по добыче газа и выработке электроэнергии, нуждаются в энергосистеме, способной обеспечить новые поставки, что требует существенных улучшений инфраструктуры. Сделка по подключению Ирака к энергосистеме стран Персидского залива является многообещающей, но политическое вмешательство в энергетические проекты угрожает затормозить прогресс и продлить эти проблемы. Для дальнейшего развития Ирака ему необходимо наращивать внутренние ресурсы, чтобы внешние инвестиции проявились в полной мере.

Заключение 

Недавно сформированное иракское правительство унаследовало структуру, созданную предыдущими премьер-министрами, которая в настоящее время эффективно привлекает иностранные инвестиции как из региональных, так и из международных источников. Недавнее соглашение о сотрудничестве с участием стран Персидского залива и Франции представляет собой значительный отход от исторической зависимости Ирака от Ирана в области энергетики и растущего влияния Китая на его нефтяные месторождения. Поскольку Ирак вступает в переходную фазу, отмеченную масштабными усилиями по восстановлению, этот деликатный балансирующий акт неприсоединения становится решающим для его прогресса, позволяя стране сохранять свою роль посредника в регионе. Ирак выиграет от укрепления сотрудничества между своими соседями, не будучи использованным в качестве посредника, учитывая его стратегическое географическое положение. Такой подход является наиболее жизнеспособным решением, способным умиротворить светские группировки по всему политическому спектру Ирака. Однако, несмотря на заметные успехи во внешних отношениях, энергетический кризис в Ираке коренится не в какой-либо нехватке природных богатств, а в неспособности Ирака использовать эти богатства из-за коррупции. Для того, чтобы Ирак действительно продвигался вперед, он должен внедрить надежные системы, которые обеспечивают подотчетность правительственных чиновников.

55.97MB | MySQL:116 | 0,638sec