Когда силы международной коалиции покинули территорию Афганистана, многие предполагали, что Китай тут же заполнит экономический вакуум, возникший из-за смены правительства в Кабуле. Афганистан обладает огромными, но в основном нетронутыми минеральными и углеводородными ресурсами, включая стратегически ценные металлы, такие как литий. Это предположение было подкреплено в первой половине 2023 года рядом деловых встреч высокого уровня и контрактами между китайскими компаниями и Исламским Эмиратом, в том числе по горнодобывающим проектам. Учитывая опасное состояние экономики Афганистана, крупные инвестиции могут помочь населению, а также дать государству потенциальную возможность стабилизировать экономику. Однако на самом деле участие Китая в афганских проектах все еще носит экспериментальный характер. За первые шесть месяцев 2023 года было заключено несколько контактов между китайскими компаниями и чиновниками движения «Талибан» (запрещено в РФ) в горнодобывающей и других отраслях при поддержке Пекина и посольства КНР в Кабуле. Афганские СМИ широко освещали эти сделки и встречи между представителями талибов и китайскими делегациями. Однако освещение событий в китайских СМИ было заметно менее активным, что указывает на второстепенное место Афганистана в списке приоритетов Пекина. Тем не менее, то, что может показаться «мелкой сошкой» для Китая – всего лишь объездной дорогой в его глобальной инициативе «Один пояс, один путь» – потенциально может принести значительный доход в афганскую экономику и скудную казну Исламского Эмирата. В январе 2023 года талибы заключили крупнейшую экономическую сделку с момента прихода к власти в Афганистане в августе 2021 года. Компания (CAPEIC) подписала контракт на разработку нефтяных и газовых месторождений на севере Афганистана. Присутствие на церемонии посла КНР в Афганистане Ван Юя и первого заместителя министра экономики Исламского Эмирата муллы Абдула Гани Барадара продемонстрировали, что обе стороны придали сделке большое дипломатическое значение. Китайский партнер CAPEIC получил 25-летнюю концессию на бурение трех блоков на территории площадью более 5000 кв. км, от восточной провинции Фарьяб через южные районы Джаузджана до Сари Пуля. Три блока (или концессионные территории) носят названия Кашкари, Базархами и Замарудзай. В афганской части бассейна реки Амударья известно пять месторождений. Сам бассейн представляет собой территорию, которая охватывает Афганистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан и располагает третьими по величине в мире запасами нефти и природного газа после Персидского залива и российской Западной Сибири. Большая часть бассейна (95%) принадлежит северным соседям Афганистана – Туркменистану и Узбекистану. Афганистан эксплуатирует свои газовые ресурсы с середины ХХ века. Тогдашний северный сосед, СССР, оказывал стране технологическую помощь, а также был основным импортером природных ресурсов, но по цене, значительно ниже мировой. Позже, в 2010 году, на севере Афганистана были обнаружены крупные нефтяные месторождения, запасы которых оцениваются в 1,8 млрд баррелей нефти. Концессия CAPEIC в 87 млн баррелей (1 баррель равен 159 литрам), оценивавшаяся на момент подписания контракта в 7 млрд долларов США, покрывает менее одной десятой этих запасов. В рамках сделки CAPEIC обязался инвестировать около 540 млн долларов США в течение первых трех лет и создать 3000 рабочих мест. При этом СМИ сообщали, что, согласно договору, Исламский Эмират получит 20-процентную долю ожидаемых роялти с ее возможным увеличением до 75%. Однако СМИ не предоставили подробностей о том, как была структурирована финансовая сделка. Правовая основа сделки также неясна, нет никаких указаний на то, что проводился тендер, а правовые рамки таких иностранных инвестиций пока не определены. Это важно потому, что руководство талибов неоднократно заявляло о своем намерении отменить все законы, не основанные на шариате, но фактически оно еще не отменило законы республики. Согласно Конституции Афганистана 2004 года (статья 9), находящиеся на его территории минеральные ресурсы принадлежат государству, а «защита, управление и надлежащее использование общественной собственности, а также природных ресурсов регулируются законом». В измененном Законе о полезных ископаемых 2018 года, который также применяется к запасам нефти и газа, не содержится каких-либо конкретных ссылок на требования к иностранным инвестициям в горнодобывающий сектор Афганистана. Статья 17 данного закона предусматривает, что лица, имеющие на это право, должны быть резидентами Афганистана, а юридические лица (компании) должны иметь инвестиционную лицензию. Хотя Закон о внутренних и иностранных частных инвестициях 2005 года допускает стопроцентную иностранную собственность, он делает исключения для «инвестиций в строительство трубопроводов, … нефти и газа, шахт и полезных ископаемых» (статья 25), утверждая, что инвестиции в эти отрасли должны регулироваться отдельным законодательством (предположительно Законом о полезных ископаемых).
О контрактах на разработку полезных ископаемых, заключенных между властями Афганистана и КНР в 2023 году. Часть 1
22 сентября, 2023 | Автор: Шашок Л.А.
| Напечатать эту статью