Судан: подписание рамочного соглашения по Дарфуру

23 февраля с.г. в Дохе состоялось подписание рамочного соглашения между представителем суданского руководства А.Х.Омером и представителем главной оппозиционной дарфурской повстанческой группировки Движение за справедливость и равенство (ДСР) А.Тугудом. Рамочное соглашение включает в себя 12 пунктов, основными из которых является установление временного перемирия и интеграции структур ДСР в государственную и политическую жизнь Судана. Отметим также еще два ключевых момента, по которым еще предстоит договариваться. Это «пропорциональное представление народа Дарфура в структурах исполнительной и законодательной власти страны» и «справедливое распределение национального продукта и имущества».

На торжественной церемонии присутствовали президенты Судана О.аль-Башир, Чада И.Деби, Эритреи И.Афеверки и эмир Катара Х.ат-Тани. Присутствие чадского лидера можно оценить как знаковое. Что же касается президента Эритреи, то теперь с полным основанием можно считать достоверными данные о поддержке ДСР со стороны этого государства.

Как мы и предполагали, катарские медиаторы пошли на сепаратные переговоры с ДСР, отказавшись от идеи объединить всех повстанцев в единую группу. Похоже, что эта практика будет использована медиаторами и в дальнейшем. В крайнем случае, в процессе консультаций объявлено о создании нового альянса повстанцев Освободительное движение за справедливость (ОДС), которое официально заявило о своей готовности перейти «под катарский зонтик» и присоединиться к мирным переговорам с Хартумом. В ОДС вошли: Суданское освободительное движение – революционные силы (СОД-РС), СОД – основное направление (СОД-М), Демократическое движение за освобождение Судана, Демократическое движение за справедливость и равенство. Генеральным секретарем нового альянса стал М.Хуссейн, который заявил о готовности группы начать сепаратные переговоры с Хартумом буквально на днях. При этом четыре группы партизан до сих пор отказываются присоединиться к мирным переговорам. Из них наиболее весомыми являются группы А-А.Шафи и А.Халиля. Отметим на всякий случай, что эти лидеры тесно связаны с представителем США по Судану С.Грейшеном, который в прошлом году объединил их в т.н. «Аддис-Абебскую группу». Судя по всему, мы наблюдаем обыкновенный торг по условиям. Сама идея сепаратных переговоров подразумевает наделение каждой из групп повстанцев своими преференциями в будущем распределении мест в исполнительной власти и экономическом блоке, что усложняет схему переговоров и затягивает время. Плюс однозначно возникнет конфликт интересов между повстанцами, что тоже предстоит решать. Возможно именно этими моментами руководствовались катарские медиаторы, когда долго и безуспешно пытались преодолеть «фрагментарность партизан». В любом случае им еще предстоит запастись терпением, так как «рамочное соглашение» само по себе – это только договор о намерениях. Самое главное, Доха давно уже могла пойти на такие сепаратные переговоры с повстанцами, но заставил ее пойти на пересмотр своих прежних принципов дефицит времени. Для того чтобы остаться «на плаву» в качестве медиаторов, Катару было необходимо обозначить любой более или менее заметный успех до апрельских выборов, что сейчас и достигнуто. В противном случае эта процедура точно затягивалась бы до лета, и в этой ситуации Дж.Бассоле, скорее всего свой пост бы уже оставил. Он и так в последнее время стал объектом мощной критики со стороны своего основного конкурента, бывшего президента ЮАР Т.Мбеки, который стал предпринимать реальные шаги по убеждению африканских лидеров сменить руководство Смешанной Миссии ООН-Афросоюза. Так что собственно на чисто дарфурские дела накладывается и внутриафриканская интрига в борьбе за власть в Афросоюзе. Это совершенно не отменяет продолжения долгой и кропотливой работы в дальнейшем, которая явно не будет очень легкой.

В процессе подписания рамочного соглашения «всплыли» другие, более принципиальные вещи. А именно руководство ДСР настаивало на переносе намеченных на апрель с.г. выборов на более поздний срок. Из-за этих консультаций само подписание было задержано на два часа. Стремление ДСР отложить сроки выборов понятно, его лидеры хотят трансформировать движение в политическую партию и принять участие в выборах уже совершенно ином качестве. Причем, по их мнению, выборы можно отложить чуть ли не на пять лет.

Другое дело, как на это предложение отреагировали другие «основные игроки». Никто не высказал резкого отторжения этой идеи. Причем и О.аль-Башир, и лидеры основных оппозиционных партий высказались в том духе, что эта инициатива имеет право на жизнь, подлежит обсуждению и может «серьезно поспособствует делу мира в Дарфуре». Лидер южан С.Киир вообще высказался определенней и предложил, что «было бы предпочтительней организовывать выборы в зависимости от необходимости установления мира в Дарфуре». Такая позиция и северян и южан объясняется просто: на предстоящих выборах им мало что светит, а С.Киир по их итогам вообще может оказаться не у дел в своей партии. Есть небольшая неожиданность в трансформации позиции О.аль-Башира, но вполне возможно, что отмена референдума о независимости стоит его предстоящей победы на выборах.

Такая инициатива ДСР и положительная реакция основных участников накладывается еще на одно обстоятельство. На следующей неделе Каир начинает свою посредническую миссию по консультациям между основными представителями коалиционного правительства в Судане (ПНК и СНОД) на предмет переноса сроков проведения всеобщих выборов и референдума о независимости в 2011 году. Основным организатором консультаций с египетской стороны выступает «записной» переговорщик, руководитель УОР АРЕ О.Сулейман. Под его эгидой на следующей неделе в Каире соберутся представитель ПНК Нафи Али Нафи и генеральный секретарь СНОД П.Амум. Согласно пресс-релизу египтян, целью предстоящих переговоров «будет обмен мнениями по сохранению единства Судана и достижению стабильности и мира в Дарфуре». Отметим, что и в данном заявлении вопрос мирного урегулирования Дарфура и независимости Юга связаны между собой. В этой связи представляется, что инициатива ДСР не случайна. Для «думающих» медиаторов (прежде всего, имеем ввиду США) эта «связка» идеальный повод вновь попытаться сохранить единство страны в любом качестве, или хотя бы попытаться продлить единое существование двух частей на некий «переходный период». У египтян мотивация успеха этих переговоров запредельная. На «кону» судьба «нильского договора», а это для Египта вопрос жизни и стабильности на ближайшие 20 лет.

Любопытно также, что принципиальные договоренности об организации этих консультаций были достигнуты во время визита в Каир в этом месяце второго вице-президента О.Тахи. По оценке некоторых обозревателей, центральный вопрос предстоящих переговоров будет стоять в плоскости реформирования судебной системы Судана, то есть исключение для южных районов системы шариата. По большому счету это случай беспрецедентный в истории арабского мира.

Похоже, что США и АРЕ начинают «финальный рывок» в рамках попыток сохранить единство Судана. От этого рывка будет зависеть не только будущее Африки, но будущая репутация Египта как мощной региональной державы.

52.3MB | MySQL:103 | 0,587sec