Пакистан и военная операция «вместе» коалиционных сил в Афганистане

13 февраля с.г. Международные силы содействия безопасности в Афганистане/МССБ начали крупномасштабную военную операцию под кодовым названием «Вместе»/»Mushtarak» (язык дари) в провинции Гильменд. Первоначально в ней были задействованы около 14 тысяч солдат и офицеров: 4 тысячи британских военнослужащих, 4 тысячи американских морских пехотинцев и свыше 5 тысяч представителей афганских сил безопасности. Наступление сопровождалось мощными авиаударами. В воздух были подняты 60 военных вертолетов. Основная цель операции — освобождение провинции от талибов и дальнейшая передача ее под контроль афганских властей.

«Внушающая доверие» — так характеризует командование МССБ нынешнюю фазу операции. Первые ее результаты были успешными — талибов потеснили на юг провинции, и они начали уходить через границу в соседний Пакистан, в частности, в Белуджистан.

Исламабад как основной союзник МССБ в Афганистане также вносит определенный вклад в реализацию антитеррористической стратегии в регионе. Командование пакистанской армии предприняло ряд превентивных и защитных мер, направленных в первую очередь на обеспечение территориальной целостности страны. На границе с Афганистаном было дополнительно установлено 26 контрольно-пропускных пунктов, их общее число доведено до 286. Пограничные силы Пакистана стремятся, во-первых, «вести постоянное наблюдение за передвижением боевиков Талибана из Афганистана в Пакистан во время продолжающейся военной операции Mushtarak; во-вторых, производить аресты лиц, бежавших из провинции Гильменд и незаконно перешедших границу и передавать их в дальнейшем коалиционных силам НАТО и т.д.»1.

И первые результаты не заставили себя ждать. Во-первых, по заявлению посла Исламской Республики Пакистан/ИРП в Афганистане Мухаммада Садика/ Muhammad Sadiq, за несколько дней после начала операции в Гильменде пакистанские силы безопасности «задержали несколько групп боевиков численностью около 200 человек, которые бежали от натовских сил и пытались перейти в Пакистан»2.

Во-вторых, еще с октября 2009 г. пакистанская армия в результате проведения военной кампании в агентстве Южный Вазиристан Территорий племен федерального административного управления/ТПФУ/FATA держит в этом пограничном с Афганистаном агентстве 30 тысяч военнослужащих и контролирует передвижение боевиков.

В-третьих, силы безопасности Пакистана проводят действия, направленные на поимку лидеров боевиков, как пакистанских, так и афганских, на территории ИРП. В рамках этих мероприятий в Карачи был арестован один из лидеров афганских талибов, А.Г. Барадар.

В-четвертых, силы безопасности Пакистана усилили наступление на пакистанских талибов, действующее в ТПФУ. «Операции прошли в Шин Дханд/ Shin Dhand, Джаваки/ Jawaki, Гандали/Gandiali, Тилкан/Tilkan, Гхоранзай/Ghorazai, Камар/Kamar, Чорлакки/Chorlakki, Накбанд/ Nakband областях и т.д.», сообщают пакистанские СМИ. Марк Седвилл/ Mark Sedwill, официальный гражданский представитель НАТО в Афганистане, оценил «усилия Пакистана в борьбе против боевиков как важные не только для собственной стабильности, но и для установления стабильности в Афганистане». «Страны НАТО признают, что роль Пакистана является решающей для установления мира в Афганистане, — продолжил он. — Пакистан сталкивается с огромными вызовами современности, такими как борьба против движения Талибан Пакистана, против талибов Афганистана, других экстремистских группировок, большого числа членов «Аль-Каиды», действующих на территории Пакистана, и других элементов из различных районов Центральной Азии»3.

Усилия Пакистана в борьбе против боевиков в период проведения операции «Вместе» высоко оценил и генерал МакКристал, командующий МССБ в Афганистане, заявив, что «успех операции в немалой степени зависел от Пакистана» и что «подобная тактика в Гильменде будет применяться в качестве основной модели для будущих операций»4.

Со своей стороны, начальник штаба сухопутных сил Пакистана генерал Ашфаг Первез Кияни, подтвердив позицию Исламабада, направленную на поддержку действий коалиционных сил в Афганистане, подчеркнул, что «сфера его интересов ограничивается защитой территориальной целостности Пакистана». Он ясно дал понять США, что, во-первых, «операция в Гильменде не должна иметь даже опосредованного влияния на Пакистан»; во-вторых, «военные действия, руководимые США, должны проходить на территории Афганистана», и, в-третьих, подчеркнул необходимость «предоставлять пакистанским силам максимальную информацию о передвижении боевиков»5.

Заявления военного командования ИРП можно объяснить несколькими причинами. Как подчеркивают пакистанские СМИ, Исламабад неоднократно заявлял, во-первых, о больших финансовых затратах, обременительных для государственного бюджета, которые выделяются на борьбу с боевиками; во-вторых, о людских потерях, в первую очередь от бомбардировок американскими беспилотными летательными аппаратами населенных пунктов в пограничных с Афганистаном зонах ТПФУ; в-третьих, о затяжном характере военных операций МССБ в афганской провинции Гильменд: «если операция по взятию населенного пункта Марджа заняла практически две недели, — пишет пакистанская газета «The Frontier Post», — то сколько потребуется сил и средств для захвата всех 350 населенных пунктов Афганистана». Пакистан, «приглашенный» США в союзники в борьбе против международного терроризма и экстремизма еще в 2001 г., в настоящее время, как отмечают многие политологи, играет все большую роль в американском проекте АфПак, но в то же время роль пакистанской армии, и в частности ее командования, еще не до конца оценена.

 

1. Dawn 20.02.10.

2. The Nation 22.02.10.

3. The Frontier Post 22.02.10.

4. Там же.

5. The Nation 12.02.10, Dawn 20.02.10.

52.25MB | MySQL:103 | 0,458sec