Первые проблемы рамочного соглашения по Дарфуру

Не успели отшуметь фанфары по поводу подписания рамочного соглашения между Хартумом и Движением за справедливость и равенство (ДСР), как вновь начались проблемы. Руководитель ДСР Ибрагим Халиль категорически отверг возможность подписания нескольких сепаратных мирных договоров. «Мы не примем более чем одного участника как партнера на переговорах с правительством. Это неприемлемо», — заявил лидер повстанцев. Он также заметил, что «мы предлагали другим группам объединится в одну команду без проигравших и выигравших, но ответа не получили».

И.Халиль конечно имеет ввиду новообразованное вчера «Свободное Движение за Справедливость» (СДС), в которое вошло десять более мелких объединений повстанцев. И.Халиль обвинил СДС, в том, что «оно делает бизнес на страданиях народа Дарфура и не имеет никакой поддержки на земле». Особенно досталось новоизбранному лидеру СДС Тигани aль-Сисси, который « никогда не участвовал в вооруженной борьбе дарфурского народа и теперь за его спиной пытается вести сепаратные переговоры».

Кстати эту фигуру не признают еще два более или менее влиятельных полевых командира aль-Шафи и М.Ибрагим, которые теперь вообще оказались «в свободном полете». Отметим, правда, что они имеют репутацию «египетских марионеток», что превращает вопрос их присоединения к мирному процессу в том или ином качестве делом времени.

Позиция Хартума более взвешенная. «Две группы ДСР и СДС. Сепаратные переговоры с ними невозможны, пока они не достигнут договоренности о единой позиции. Предварительные консультации могут закончиться одним или двумя рамочными соглашениями, но мы ожидаем, что финальный договор о мире в Дарфуре будет подписывать единая сторона, и медиаторы должны над этим работать», — заявил главный суданский переговорщик по Дарфуру, советник суданского президента Г.aт-Табани. Эта позиция в принципе понятна. Речь идет о делегировании властных полномочий в Дарфуре и вопрос об этом по ряду причин легче и удобнее вести с одним партнером, нежели с целой линейкой «борцов за справедливость».

В этом плане катарские медиаторы фактически достигли «потолка» своих возможностей, так как им удалось сделать почти невозможное. Основной успех нынешнего этапа был обеспечен изменением ситуации в сфере судано-чадских двухсторонних отношений, а если быть точнее, в сфере межличностных отношений между лидерами этих стран. Заслуг катарских медиаторов в этом улучшении в общем-то не очень много.

В любом случае раньше основной залог успеха и прогресса на переговорах больше лежал в области чисто внутриафриканских дел. Теперь ситуация изменилась, и И.Деби уже не в состоянии реально влиять на весь спектр повстанцев и обеспечивать некий прорыв на всех участках. Он свой потенциал во многом выработал. Теперь его основной задачей – максимум становится организация, если понадобится, давления на своего соплеменника И.Халиля в случае его недостаточного рвения на переговорах. Да и то, это давление надо рассматривать как весьма условное в силу их практически равновесомых позиций в племенной верхушке загава.

Теперь судьба мирных переговоров в Дохе выходит на уровень столкновений интересов США и Франции, и синхронизация этих интересов может занять довольно много времени.

Проясним ряд моментов. Образование СДС является личным проектом специального представителя США по Судану С.Грейшена. Он работал над объединением мелких повстанческих групп весь прошлый год и достиг на этом поприще значительных успехов. Напомним, что генеральной идеей американца является перенос всей тяжести переговоров с повстанцами непосредственно в Дарфур, значительно снизив при этом роль Смешанной миссии ООН – Афросоюза. В этом стремлении его поддерживает давний оппонент Дж.Бассоле лидер «африканских мудрецов» Т.Мбеки.

Избранный лидером СДС Т.ас-Сисси действительно никогда не участвовал в вооруженной борьбе. Он бывший губернатор Дарфура и старейший соратник лидера партии «Умма» С. аль-Махди. Более того, он долгое время являлся «связным» между С.аль-Махди, Триполи и «проливийским» руководством дарфурских повстанческих групп. В прошлом году он был назначен лидером т.н. «Ливийской группы», в которую вошли все группы повстанцев, которые были ориентированы на Триполи. Теперь С.Грейшен «подогнал» к ним часть своей «Аддис-абебской» группы и благословил образование СДС.

Помимо прогресса чисто переговорного, американец преследует и иную цель. Он стремится расколоть «непримиримое движение» А-В.Нура, который крайне скептически в очередной раз прокомментировал нынешний успех в деле мирного урегулирования, назвав его «постановочным». Дело в том, что Т.ас-Сисси представляет ту же самую титульную нацию Дарфура фур, что и А-В.Нур. На базе СДС Хартум и С.Грейшен намереваются создать альтернативу СОД-Нура и представить ее в качестве полномочного представителя народа фур как на переговорах, так и в будущем новом устройстве системы исполнительной власти в Дарфуре. Хартум однозначно тоже участвует в этой комбинации, ведя в настоящее время бои с боевиками СОД в Джабаль Марра и Джабаль Мун, а также нейтрализуя эмиссаров Нура непосредственно в Хартуме. Эту свою часть работы они выполняют пока не очень хорошо, так как выбить повстанцев из их позиций в Дарфуре пока не получается, а похищение и убийство эмиссаров вызывает негодование «мировой прогрессивной общественности». Тем не менее, усилия по расколу СОД будут продолжаться, и переговоры суданского правительства с СДС о заключении отдельного «рамочного соглашения» состоятся в Дохе в ближайшее время. Параллельно С.Грейшену предстоит плотно работать с «непризнающими» пока главенство Т.ас-Сисси, аль-Шафи и М.Ибрагимом.

Все эти попытки пока натыкаются на молчаливое «непонимание» Парижа. МИД Франции, конечно, горячо поприветствовал достижение рамочного соглашения и призвал А-В.Нура присоединиться к мирным переговорам. Но менять его на Т.ас-Сисси он пока явно не готов. А-В.Нур в стратегии Парижа занимает место «запасного козыря» и, в конечном счете, если переговоры Хартума и ДСР пойдут успешно, СОД обязательно к ним присоединится. Для французов это принципиально, так как контролировать приличный район совместной судано-чадской границы в Дарфуре должна подконтрольная им фигура. В этой связи все попытки С.Грейшена вводить на «эту поляну» новых игроков, которые в перспективе могут составить конкуренцию А-В.Нуру, будут натыкаться на неявное противодействие французов. Ровно поэтому Х.Ибрагим, который французам тоже «не чужой», избегает резкой критики в адрес А-В.Нура. В этих геополитических интересах Парижа собственно и кроется загадка «неприступности» А-В.Нура. Его пока «рано выпускать из коробочки», французы не верят до конца в добрые чувства О.аль-Башира.

Последний, кстати, тоже не такой «добрый дядюшка», каким кажется в последнее время. Выполнив вместо 25% все 30% предварительных условий ДСР для начала переговоров и амнистировав 57 боевиков организации, суданский лидер решил пока, что родной брат лидера ДСР еще должен «посидеть» на всякий случай. То есть об абсолютном доверии «высоких договаривающихся сторон» пока говорить рано.

52.36MB | MySQL:103 | 0,535sec