Оценки председателя комиссии Бундестага «Уроки Афганистана для будущего сетевого взаимодействия Германии» М.Мюллера промежуточных итогов работы

Чуть более года назад в немецком парламенте начала свою работу специальная исследовательская комиссия под названием «Уроки Афганистана для будущего сетевого взаимодействия Германии». Она была учреждена с целью изучения всего периода афганского присутствия Бундесвера с 2001 по 2021 гг. и включает в себя не только членов Бундестага в количестве 12 человек, но и равный по численности экспертный состав. По поводу промежуточного рубежа в деятельность данной структуры интервью дал ее председатель, депутат от старшей коалиционной партии СДПГ М.Мюллер.

Политик начал свою беседу с журналистами с описания причин, мотивировавших появление указанной комиссии, отметив, что таковых было две.

Первая – тот факт, что «за последние двадцать лет афганская миссия неоднократно занимала Бундестаг», причем не только в контексте регулярного продления мандата на дальнейшее развертывание, но и потому, что депутаты хотели более детально ознакомиться с ситуацией на месте, а также изучить вопросы, связанные с жертвами среди немецких военных. Вторая причина, а точнее, скорее, непосредственный повод – это то, что М.Мюллер охарактеризовал как «ужасные картины, возникшие после вывода международных сил», а непосредственным толчком послужили, в свою очередь, «многие люди, которые, опасаясь за свою жизнь, стремились каким-то образом покинуть Афганистан».

Затем председатель комиссии перешел к описанию ее непосредственной деятельности. Он указал, что за последний год ее члены в целом завершили этап «инвентаризации» и в настоящий момент на основе имеющихся интервью готовят промежуточный документ, который может быть представлен уже в декабре текущего года. По словам М.Мюллера, за 10 публичных слушаний, включавших опрос не только немецких должностных лиц и представителей экспертного сообщества, но и их иностранных коллег, члены комиссии пришли к предварительному выводу, что «международное сообщество поспешно начало миссию в Афганистане после террористических атак 11 сентября 2001 г.» и при этом «в недостаточной степени учитывало культуру и историю страны». Со стороны ФРГ также было допущено, как минимум два просчета. Первый кроется в недостаточно слаженном взаимодействии гражданских и военных ведомства, работавших как на территории Германии, так и на месте развертывания. Второй состоит в отсутствии постоянной «критической оценки того, чего мы на самом деле можем достичь и чего мы хотим достичь».

Также политик обозначил два достижения 20-летнего афганского присутствия Бундесвера. Одно из них, с его точки зрения, сводится к тому, что местное население получило, пусть и временно «лучшую жизнь» в виде расширенного доступа к медицинским услугам и образовательным возможностям, а также развития инфраструктуры. Следующим немецким успехом он счел возросшее «взаимное доверие» и сформированное представление о ФРГ как о «надежном и уважаемом партнере по диалогу». Более того, М.Мюллер склонен полагать, что в будущем данный факт способен послужить «ценным ресурсом». Немаловажно и то, что комиссия или, как минимум, ее председатель, не видят серьезной проблемы для Германии и упомянутого повышения доверия к ней в Афганистане в том, как сложилась судьба местного персонала, работавшего на Бундесвер и Немецкое общество международного сотрудничества. М.Мюллер пояснил, что из 40 тыс. таких лиц Берлин оказал поддержку уже порядка 30 тыс., а помощь оставшимся ведется в рамках обязательств, показывающих, что ФРГ не обманывает того самого доверия к себе.

Наконец, частично М.Мюллер ответил на вопрос о применимости выводов комиссии по Афганистану для планирования миссий за рубежом в целом. Он подчеркнул, что промежуточные итоги работы парламентской структуры востребованы кабинетом министров, Бундесвером и неправительственными организациями для обсуждения ситуации в Мали, Ираке, Косово и странах Балтии. Однако какой конкретно опыт уже был использован, к примеру с учетом недавнего решения коалиции О.Шольца продлить присутствие в Ираке или в контексте вывода военных из Мали, где также встает вопрос об эвакуации местных сотрудников, он не сообщил.

Впрочем, как кажется, существенно большее значение имеют два других вывода комиссии, сделанных по результатам первого года деятельности. Прежде всего, М.Мюллер констатировал сближение в рамках комиссии «правительственных фракций и оппозиции» при «отходе партийной линии на второй план». Таким образом, он, судя по всему, пытался акцентировать внимание на объективности будущих финальных оценок, хотя в реальности сказанное им может быть истолковано и как консенсус действующих политических сил в возложении ответственности за 20-летнее пребывание в Афганистане на представителей прошлых составов правительств без учета их партийной принадлежности. Не менее важно, что, по словам председателя рассматриваемой парламентской структуры, комиссия изучает вопрос о том, как повысить не просто контроль над развертыванием за рубежом, но и степень вовлеченности в него Бундестага. С такой целью, как сообщил М.Мюллер, поднимается вопрос создания постоянно действующего парламентского комитета или временных межведомственных рабочих групп с привлечением депутатов и профильных министерств.

В целом можно говорить о том, что промежуточные выводы, представленные М.Мюллером, нацелены на то, чтобы сгладить ситуацию, что объясняет минимальное упоминание о сохраняющейся проблемной ситуации с эвакуацией афганского персонала и о спорах по поводу ответственности за исход миссии между различными ведомствами. Помимо этого, несмотря на подчеркнутое желание продемонстрировать в качестве основной задачи улучшение планирования зарубежного присутствия Германии в действительности за работой комиссии стоят, как кажется, иные цели. Главная из них заключается в стремлении Бундестага повысить свою вовлеченность в согласование и контроль над развертыванием сил Бундесвера за рубежом. При этом депутаты настаивают, что они не только способны создать эффективные инструменты мониторинга обстановки на местах, но и повысить открытость данного компонента международной деятельности ФРГ для СМИ и общественности. Не исключено, что учреждение некоего постоянно действующего парламентского органа, наделенного подобными полномочиями, будет включено в промежуточный, а затем итоговый отчет, обнародование которого намечено на первую половину 2025 г.

55.97MB | MySQL:116 | 0,666sec