Причины иранского оптимизма: взгляд из Западной Европы

Мировое сообщество и Иран, дистанцировавшийся от него непримиримой позицией по ядерной программе, пребывают в состоянии ожидания решений Совета Безопасности ООН. СБ ООН готовит к обнародованию четвертую по счету резолюцию, которая должна усилить международную изоляцию режима блоком экономических санкций.

Последняя мера – знак того, что чаша терпения переполнена, ибо ожидание встречных шагов со стороны Ирана не может быть бесконечным, как подчеркнул 19.12.2010, комментируя доклад МАГАТЭ вице-канцлер, шеф немецкого МИДа Гидо Вестервелле. Мировое сообщество, надеясь на диалог с Тегераном и наталкиваясь на отсутствие такового, «не исключает дальнейшие санкции», указал он. Эти крайние меры необходимы для того, чтобы изменить позицию Ирана, склонного либо умалчивать о продвижении иранской ядерной программы, либо намеренно вводя экспертов в заблуждение относительно целей и масштабов таковой. В этой связи ЕС в своем документе «Выводы Евросовета от 10-11.12.2009» заявил, что «Европейский союз будет и впредь подвергать проверке все аспекты иранской ядерной проблемы», и это будет главным и единственным подходом для принятия решений по Ирану. Однако «Иран постоянно нарушает свои международные обязательства и демонстрирует видимое отсутствие интереса к продолжению переговоров, требующих четкого ответа и, не в последнюю очередь, соответствующих мер».

О том, что Иран играет в «кошки-мышки» с Западом, откровенней всего высказались, наблюдая за поведением министра иностранных дел Ирана Манучехра Моттаки на Мюнхенской конференции по безопасности, немецкие журналисты Дитер Беднарц и Эрих Фоллат. В номере der Spiegel 7/2010 они приводят мнения политиков и экспертов разных стран, которые, в принципе, согласны с мнением ядерного эксперта США Дэвида Олбрайта, утверждающего, что Иран обладает технологиями, позволяющими получать ядерное оружие и ему осталось пройти для этого «только одну десятую часть пути». Можно ли в таком случае говорить о том, что предполагаемые санкции отвлекут Иран от избранного направления, тем более, что три предыдущих раунда (имеются в виду предыдущие санкции СБ ООН- авт.) он уже выстоял, причем, без видимого эффекта, сомневаются Дитер Беднарц и Эрих Фоллат.

Созданный в 1979 году Корпус стражей исламской революции – иранский элитный корпус является главной опорой режима . Немецкая пресса зовет их иначе — Die Schattenkrieger — «теневые воины». По словам одного из влиятельнейших иранских деятелей аятоллы Монтазери, «корпус стражей — детище исламской народной революции и является единственным в своем роде органом, обладающим широкими религиозными, политическими и военными полномочиями». Эти полномочия сегодня ярко проявляются, отмечают международные наблюдатели: гвардия иранской революции, провозгласившей своей целью народное благо, сегодня избивает демонстрантов, шпионит за оппозицией и осуществляет контроль за выполнением иранской ядерной программы (ИЯП). Бойцы, представляющие сочетание представителей гражданской тайной полиции и готовые объединяться в штурмовые отряды, с негодованием относятся ко всем критикам режима. Поскольку таких критиков становится все больше, «теневые воины» считают, что весь мир ополчился на завоевания революции в очередной раз, грозя жесткими экономическими санкциями. «Поскольку переговоры невозможны, остаются только санкции» — высказывание министра иностранных дел Франции Бернара Кушнера сегодня могли бы повторить ведущие политики стран Европы, США, Арабского Востока.

Вся деятельность КСИР– организационная структура, число и место заседаний, масштаб операций – окутана тайной. Они считают себя оружием Аллаха, защитниками завоеваний ислама и пронизывают все ключевые отрасли промышленности, в том числе и те, которые связаны с иранской ядерной программой. Они более мощные, чем регулярная армия, и действуют как карающая рука режима – никакой пощады тем, кто посягает на наследие великого аятоллы Хомейни, верховного главнокомандующего КСИР, пишут немецкие журналисты. Западные эксперты оценивают численность корпуса в 125 тысяч человек (треть регулярной армии Ирана), которая способна развернуться в полмиллиона добровольцев, хотя эта армия, метод действия которой – узаконенный террор — начиналась с 500 человек в 1979 году.

Его негласным покровителем считается нынешний президент М.Ахмадинежад, хотя внешне это никак не афишируется, ибо признать это – дать козырные карты оппозиции. Командующий КСИР 52-летний Мохаммад Али Джаафари (Mohammed Ali Dschaafari), указан в решении Евросоюза от 23 июня 2008, а именно в перечне 20 персон, граждан Ирана чей въезд на территорию ЕС и деятельность несут угрозу безопасности континента. Он, как и 19 его соратников, а это причастные к реализации ИЯП высшие офицерские чины, руководители спецслужб, управляющие ядерными объектами — бесспорно, человек, обладающий огромной властью, поскольку подчиняет себе, как минимум, 300 тысяч резервистов – прежде всего, добровольческой милиции «Басидж». Поначалу предполагалось, что их не более 100 тысяч, однако во времена кризиса, в том числе в ходе массовых выступлений оппозиции после президентских выборов, они ясно показали – в их рядах может быть до миллиона человек (по другим источникам, до 10 млн человек). Они повсюду, говорят сами жители Ирана. Это утверждение верно со всех точек зрения, поскольку КСИР – это и автономно действующие сухопутные, и военно-морские и военно-воздушные силы. Но, прежде всего, это «блюстители нравственности», затем — представители боевых формирований, защищающих гигантскую экономическую империю, сердцевина которой – предприятия, работающие на иранскую ядерную программу. Они держат под контролем свыше ста различных компаний, разбросали по миру созданные ими 500 корпоративных офисов, обслуживающих интересы ИЯП.

Согласно информации, полученной der Spiegel, доходы КСИР исчисляются половиной суммы от общего объема импорта и почти третью экспортного объема, и это независимо от их участия в весьма прибыльном нефтяном бизнесе. Годовая прибыль составляет, по разным оценкам, до 8 млрд долларов. КСИР контролирует крупнейший иранский контейнерный порт Бендер-Абас, аэропорт Тегерана, другие транспортные объекты.

Одно из наиболее прибыльных производств контролируемых КСИР – торговые фирмы и индустриальные предприятия строительного концерна Khatam al-Anbia (Зеркало пророка), где трудятся 55 тысяч человек. Концерн, начинавшийся как фирма по прокладке и благоустройству улиц, перешла к военным заказам, получив контракт на возведение армейских казарм и взлетно-посадочных полос для ВВС. Эксперты предполагают, что основная часть строительных работ по сооружению ядерных объектов в Иране выполнена силами Khatam al-Anbia. Эта холдинговая компания использует десятки тысяч иранцев, в том числе ведущих крупные инфраструктурные проекты, участвующих в программах по установке и эксплуатации нефтяных и газовых установок, прокладке автотрасс, железных дорог и метрополитенов, трубопроводов, строительству аэропортов. Немецкие аналитики имеют основания считать, что, в Ливане при строительстве туннеля, в котором организация «Хезболла» скрывает свои ракеты, был использован аналогичный иранский опыт. Khatam al-Anbia участвует и в гражданских программах, однако доля военных заказов в ее портфеле составляет 70%, причем, отмечена тенденция к их увеличению. По этой причине Khatam al-Anbia входит в число тех иранских фирм, против кого направлены с 23 июня 2008 года санкции ЕС. Сегодня концерн, объединяющий более 800 субподрядчиков, достигает ежегодного оборота в 7 млрд долларов. Недавно США продлили прежде установленные санкции по отношению к четырем дочерним фирмам Khatam al-Anbia. Казна КСИР постоянно пополняется и новыми источниками дохода, которые, в частности, идут в результате приобретения контрольных пакетов крупных компаний. The Wall Street Journal в номере от 4 ноября 2009 года опубликовал репортаж «Революционные гвардейцы прибрали к рукам иранские СМИ», указав, в частности: «В октябре бизнес-подразделение гвардии купило у правительства 51% акций иранской Telecommunications Co., фактически получив контроль над всей стационарной телефонной сетью, всеми интернет-провайдерами и двумя компаниями, чьей ведении мобильные телефоны». Иными словами, «теневые воины» держат в руках всю сеть Интернета, все СМИ страны и имеют доступ к телефонным переговорам любого абонента, отслеживая все действия оппозиции.

КСИР держит под контролем другие компании, связанные с нефтедобычей, внедрением новых технологий Oriental Oil Kish, Ghorb Nooh, Sahel Consultant Engineering, Ghorb-e Karbala, Sepasad Engineering Co, Omran Sahel, Нara Company, Gharargahe Sazandegi Ghaem, которые выполняют различные заказы в рамках ИЯП. Политолог из Тегерана Давуд Бованд (Dawud Bowand) называет деятельность КСИР «замедленным военным путчем», который отбрасывает мечты на либерализацию в стране, порожденные реформистскими настроениями бывшего президента Мохаммада Хатами.

В известной степени президент Ахмадинежад – ставленник КСИР, пришедший на высший пост в 2005 году, как главный лоббист Хаменеи. Уже в первое правительство при его президентстве КСИР протежировал % из 21 министра, что немедленно сказалось на получение весьма выгодных заказов, в том числе и контракта по строительству газопровода в Пакистан. В следующем правительстве интересы КСИР представляли 13 шефов ведущих департаментов. Сегодня одна треть иранского парламента меджлиса – члены КСИР. Недавний главный иранский переговорщик и нынешний спикер иранского парламента Али Лариджани, в прошлом высший офицер КСИР. КСИР ведает всеми вопросами ИЯП, от прокладки скрытых туннелей в Куме и формирования элитных войск по охране ядерных объектов до организации деятельности физиков-ядерщиков, в числе которых, как сообщает европейская печать, есть и бывшие советские.

По утверждению командующего ПВО КСИРАмира Али Наджизаде (Amir Ali Hadschisade), если враги захотят атаковать защитные пункты вокруг ядерных иранских объектов, «с помощью ракет класса «земля-земля» мы сможем уничтожить их до того, как они смогут коснуться земли». Но сейчас речь идет о применении к Ирану оружия иного рода. Санкции уже напрямую коснулись КСИР: его ведущие сотрудники занесены во все компьютеры и им запрещен въезд в страны Запада, кроме того, заморожены их личные счета. Дальнейшие санкции приведут к отсутствию инвестиций в нефтяную отрасль и проблемам для банков, обслуживающих ее. Это способно парализовать страну, поскольку инфляция может достичь уже в первые недели после введения санкций 25 процентов, что равносильно общенациональной катастрофе. Словно не представляя этих последствий, президент Махмуд Ахмадинежад сообщает, что «благодаря милости Бога» достигнуто 20-процентное обогащение урана.

Заявленная цель – необходимость урана для исследовательских реакторов, для производства медицинских изотопов. Эта проблема была обозначена не в последние годы, а еще до 80-х годов прошлого века. В ту пору на помощь Тегерану пришли США, которые построили исследовательский центр и даже взяли на себя частичное финансирование его строительства. Но после исламской революции с ее антизападными лозунгами Америка отказалась выполнять дальнейшие обязательства по поставке топлива. Западный мир оказался в заложниках у собственной политики, сделавшей резкий крен, а затем и разворот на 180 градусов: от содействия Ирану в осуществлении его амбициозных планов до решительного эмбарго на приезд ученых, поставку технологий, топлива, отказа от программ по подготовке инженеров.

Но поскольку уже существовала подготовленная группа физиков и инженеров-ядерщиков высокой квалификации, к тому же появилась научная школа в данной отрасли, надобность в консультациях с западным миром отпала. С одной стороны, за Иран можно было бы порадоваться, отмечают эксперты ФРГ. Причем, начиная с 1968 года, когда, как сообщили СМИ страны, каждым четвертым физиком-ядерщиком была женщина. С другой стороны, факт активного участия в ИЯП ученых десяти университетов Ирана – это, по сути, мощнейший мозговой центр на Востоке, — не может не настораживать: речь идет, в конечном счете, о выживании в условиях исключительно амбициозной милитаристской экспансии густонаселенного региона. Сегодня Иран поставил Запад перед дилеммой — если не дадите нам топливо, у нас появится веская причина производить его самим.

Таким образом, у Ирана появились причины и возможности для реализации цели собственными средствами и ресурсами. С этой отправной точки начался процесс по достижению компромисса. При этом иранская позиция осталась неизменна: декларируя неизменно мирный характер ядерной программы и навязывая споры Западу, фактически затягивать кардинальное решение проблемы, чтобы выиграть время для осуществления главной задачи – создание собственной ядерной боеголовки.

Таким образом, Иран выходит на финишную прямую к достижению поставленной цели. Этим объясняется, как отмечает журнал Der Spiegel, «развязный тон последних речей» президента Ахмадинежада. Данное обстоятельство можно было бы квалифицировать как браваду, реакцию на ущемление чести, а порой и обычное бахвальство: ни у кого в мире нет десяти обогатительных установок, в США, Франции, Аргентине и Нидерландах – по одной, максимум, по две. Однако для Ирана это становится вопросом мирового престижа, поскольку он, обладая экономикой, находящейся в тяжелом состоянии, которая ничего не может предложить народу по прошествии тридцати послереволюционных лет, желает, чтобы мир видел его успешным государством. Для этого официальному режиму требуется ядерная кнопка. Она весьма близка, если учесть, что для 90-процентного обогащения урана необходимо около 3 тыс. центрифуг, работающих в течение полугода, а в Натанзе их 8 тыс., но даже действующей сегодня половины достаточно, чтобы через считанные месяцы получить ядерную начинку для боеголовки.

Стремление к ядерному оружию, хотя и уходит корнями в 70-80-е годы, наиболее отчетливо обозначилось во внешнеполитическом курсе страны во время военного противостояния с Ираком, а затем в 2002 году, когда в результате тайных контактов журналиста Сеймура Херша с иранскими диссидентами стало известно, что Иран скрыл от МАГАТЭ ядерные объекты в Натанзе и Араке (это было подтверждено фотографиями спутниковой разведки). Разразился скандал, обличающий иранское руководство в непредоставлении информации о его ядерной программе.

Иранское руководство, как отмечают немецкие эксперты, всегда мстило тем, кто оказывался не глупее его. Причем, всегда, когда Иран оказывался схваченным за руку, у него наготове был новый ответ, который подтверждал прежние международные опасения и порождал новые. Такова в целом причина ответного удара в рамках принятой в рядах КСИР тактики. Тактики террориста, указывают эксперты немецкой разведки BND, ибо известно: в своей деятельности экстремист, будучи хитрым и изобретательным, всегда, хотя бы на один шаг, впереди.

По сути, начиная с 2002 года, Иран искал любой повод для того, чтобы уйти от контроля и ответственности в области управления ядерной энергией, поскольку, как минимум, полвека считает себя вправе обладать полномочиями члена ядерного клуба. Сейчас для него это более чем важно, поскольку ИЯП стала единственной национальной идеей. Она позволяет на фоне тотального ущемления политических свобод, жесткого дефицита финансовых ресурсов и экономики, деградирующей в условиях международной хозяйственной изоляции, сплотить различные слои общества и указать на милитаристскую составляющую, как на единственный способ напомнить о былом величии Персии, ее имперском превосходстве и заявить о великом будущем, которое начинается за ядерной дверью, предварительно указав место каждой из стран и определяя, кому ядерный Иран позволит жить, а кого следует стереть с карты. В этой обстановке международные санкции официальный Иран воспринимает как противодействие национальной идее, ущемление национальных интересов, препятствие будущему страны.

Мнения западных экспертов разделились. Одни считают последствия вероятных санкций успешными, приводя в пример Ливию. Но их действие было довольно продолжительным, и, в ливийском варианте, речь шла об обычных вооружениях. В Ираке же санкции оказали фактически разрушительное действие, пострадали миллионы жителей страны, но вряд ли их можно считать мощным ударом против режима Саддама Хусейна. В каждом отдельном случае следует взвешивать последствия экономических санкций, и в случае с Ираном нельзя основываться только на намерениях режима, поскольку он пострадает лишь во вторую очередь, считает другая группа западных аналитиков, а основная тяжесть удара придется на мирное население, которое и без того уже много лет находится в сложных экономических условиях испытывая недостаток горючего, продуктов питания, электроэнергии. Легко представить себе, как воспринимает иранский обыватель идею нового ужесточения, которое станет последствием санкций, что, в конечном счете, на руку режиму; он сможет получить лишний козырь в борьбе с мировым сообществом, которому – как прокомментирует это официальный Тегеран – важны лишь интересы США и Израиля и безразличны нужды простого иранца.

Иран в вопросе о санкциях не может быть уподоблен Ливии и Ираку, говорят эксперты ФРГ: его ядерная программа направлена непосредственно на уничтожение Израиля, как суверенного государства, заботу о существовании и безопасности которого Германия, в силу известны исторических причин, взяла на себя. По этой причине власти ФРГ особо встревожены встречами иранских и сирийских руководителей в Дамаске. Активизация визитов отмечена первыми неделями года: вначале 11 января с.г. состоялся визит шефа иранского МИДа, затем, 25 февраля с.г. – президента Ирана. Причем, в февральских встречах участвовали президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад, президент Сирии Башар Асад и генсек «Хизбаллы» Хасан Насралла. Немецкие эксперты указывают на взаимосвязь между участившимися ирано-сирийскими совещаниями и ожиданием экономических санкций. Не исключено, что в Дамаске, где обговарились детали не только сирийского участия в антиизраильском блоке, который формирует Тегеран, в том числе удары по еврейскому государству, если оно решится уничтожать объекты ИЯП. Как заявил в Дамаске иранский президент, все народы региона, «во главе с Сирией, Ираном, Ливаном и Ираком», выступят против Израиля. Президент Ахмадинежад дает четкий сигнал: объявляется готовность номер один.

В данных условиях, как подчеркивают западные эксперты, все противоборствующие стороны понимают, что израильтяне имеют весьма веские основания для того, чтобы избавиться от угрозы имеющихся или строящихся в Иране ядерных объектов, деятельность которых прямо и непосредственно относится к вопросу о безопасности Израиля. С другой стороны, Иран, осознавая это, не будет «просто сидеть и тихо ждать израильского нападения, если таковое последует», считает Ханс Бликс, 80-летний шведский эксперт по вооружению и безопасности, бывший шефом ряда международных учреждений и комиссий, связанных с использованием атомной энергии.

Однако сложно сказать, насколько могут быть успешны бомбардировки иранских объектов, спрятанных глубоко под землей и к тому же защищенными 42 мощными объектами ПВО. Чтобы поразить хотя бы три объекта в Исфагане, Натанзе и Араке, требуется задействовать одновременно, как минимум, 80 самолетов F-16 и F-15 или 42 ракеты типа Jericho-3, по оценкам экспертов Center for Strategie & International Studies от 14 марта 2009.

Пока дипломаты ряда стран настаивают на том, что иранскую проблему надо решать за столом переговоров, другие (США, Великобритания, Франция) – срочным введением санкций, третьи (ФРГ) дают Ирану еще один шанс начать сотрудничество в МАГАТЭ, а эксперты оценивают, как могут дальше развиваться события, Иран не дремлет; руководитель Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ) Али Акбар Салехи сообщил, что Иран планирует приступить к строительству новых ядерных объектов. Они включены в особый список в рамках ИЯП, согласно которой эксперты ОАЭИ начали подыскивать места для сооружения 10 новых заводов по обогащению урана. Это указание президент Махмуд Ахмадинежад дал еще в конце ноября 2009 года. При выходе всего каскада предприятий на проектную мощность объемы производства ядерного материала будут доведены до 250-300 тонн в год. Главный иранский атомщик уточнил, что на новых предприятиях будут размещаться центрифуги следующего поколения, которые значительно мощнее агрегатов, обогащающих уран в Натанзе, а строительство начнется с наступлением нового года, который начинается в Иране с 21 марта, дня весеннего равноденствия. Так что, не исключено, отмечают немецкие эксперты, что одновременно с четвертой резолюцией Совбеза появятся первые колышки на месте новых заводов– такой ответный удар мировому сообществу на неизбежные санкции запланировали в начале нынешней весны руководители КСИР.

52.31MB | MySQL:103 | 0,477sec