О внешней политике Турции при новом главе Министерства иностранных дел Хакане Фидане

В июне 2023 г., когда проходило формирование нового правительства Турции, одним из самых обсуждаемых назначений стал приход в Министерство иностранных дел Хакана Фидана. Фидан считался самым интересным и в то же самое время самым необычным кадровым решением президента Т.Т.Эрдогана. На такую оценку влияли как его опыт работы главой Национальной разведывательной организации (МIT) Турции, так и отсутствие обширной информации о нем. Поэтому большинство экспертов не могли однозначно описать ожидания от назначения Фидана на пост министра иностранных дел.

Как показывает развитие событий, при  Хакане Фидане внешняя политика Турции стала более сбалансированной. Основные нарративы внешнеполитического курса за 4,5 месяца не изменились, но средства реализации стали более тонкими. Особенно хорошо это видно на примере Ближнего Востока. Этот регион остается приоритетом для правительства Эрдогана, однако заметно, что Турция стремится играть в нем роль медиатора, а не быть непосредственной стороной конфликта. В этом смысле позиция Турции по эскалации палестино-израильского конфликта является показательной. Несмотря на наличие конкретного взгляда на вопрос, Анкара стремится найти точки соприкосновения между сторонами для снижения его интенсивности. В этом смысле характерно предложение Фидана о создании системы гарантов для конфликтующих сторон.[i]

В чем выражается особенность этого предложения в контексте внешнеполитического курса при Хакане Фидане? Турция ищет возможность для достижения компромиссов, а не просто останавливается на выражении своей позиции. В предыдущих статьях мы отмечали решение турецкого руководства, связанное с отказом от разрыва двухсторонних отношений с Израилем даже с учетом тотальной поддержки Палестины в турецком обществе. Это делается для поиска выгод в контексте места Турции в системе международных отношений. Предлагая введение института гарантии, Фидан выдвинул претензии Турции на эту роль со стороны Палестины. Интересна аргументация министра иностранных дел Турции. Он подчеркивает важность этого продвижения и для Израиля: «Если не будет гарантирован мир, Государство Израиль и его народ в регионе никогда не смогут чувствовать себя в безопасности. Они будут постоянно чувствовать необходимость угнетать других и совершать насилие, чтобы обеспечивать свою безопасность. Эта спираль будет постоянно вращаться сама по себе».[ii] На лицо желание Анкары сохранить доверительные контакты с Израилем и использовать их для повышения своего авторитета.

Такая ориентация контрастирует с тем, что существовало ранее. Тогда Турция скорее стремилась выразить свою позицию и солидарность с Палестиной, а не была нацелена на выполнение посреднических функций. Особенно хорошо эту полярность видно, если сравнивать позиции Эрдогана и Фидана с высказываниями бывшего министра иностранных дел Турции и архитектором разворота Анкары на Восток Ахмета Давутоглу. Если лидер Партии будущего (GELECEK) однозначно встал на сторону Палестины, то Фидан планирует свои шаги, исходя из прагматических соображений.

Еще одной сферой, в которой наблюдатели заметили изменения, является борьба с терроризмом. После теракта в Анкаре, который произошел 1 октября 2023 г., Хакан Фидан выступил с показательным заявлением. Он отметил следующее: «Все объекты, находящиеся под контролем Рабочей партии Курдистана и Партии демократического единства (сирийская прокурдская партия – авт.), теперь являются законными целями наших сил безопасности. Ответ наших вооруженных сил на эту атаку будет конкретным, и террористическая организация будет очень жалеть о содеянном».[iii]  Журналист Джюнейт Оздемир заметил, что Фидан стал первым главой Министерства иностранных дел, который допустил атаку на инфраструктуру, обеспечивающую существование террористических организаций.[iv] Особое внимание журналист уделил нефтяным месторождениям. Иными словами, здесь подчеркивается ужесточение борьбы с терроризмом. Эту позицию тоже можно назвать прагматичной, так как эта стратегия нацелена на истощение группировок, а не ограничивается физическим уничтожением террористов.

Подытоживая статью, мы подчеркиваем мысль о появлении при Хакане Фидане новых контуров внешней политики Турции. Курс стал более прагматичным и нацеленным на конкретные цели. В случае палестино-израильского конфликта Турция стремится найти возможности для посредничества. Что же касается борьбы с терроризмом, то здесь предлагается не просто наносить удары по лагерям группировок, а поднимается вопрос об уничтожении их потенциала. Иными словами, при Фидане наблюдается пересмотр тактических средств решения задач. Пока сложно оценить их эффективность, но этого достаточно, чтобы можно было говорить об изменении тактики внешней политики.

[i] https://www.kommersant.ru/doc/6281501

[ii] https://interaffairs.ru/news/show/42754

[iii] https://www.trthaber.com/haber/gundem/bakan-fidan-pkkypgnin-kontrolundeki-tum-tesisler-artik-mesru-hedef-800584.html

[iv] https://youtu.be/obdGr67vivY?si=OJ3_aJZM6hskkdYu

56.18MB | MySQL:116 | 1,056sec