Иран готовится к санкциям

Накануне судьбоносного решения о введении режима экономических санкций в отношении Ирана, М.Ахмадинежад «со товарищи» активно ищут возможные способы смягчить их последствия. В Тегеране явно ведут «арьергардные бои» в основном с помощью противоречащих друг другу заявлений ( Иран то готов принять условия по обогащению урана за границей, то снова не готов), демонстративных внешнеполитических мероприятий (тот же визит Ахмадинежада в Сирию), а также демаршей разной силы и интенсивности (история с высылкой российских летчиков из страны). Но в иранском руководстве отлично понимают, что такая тактика себя начинает исчерпывать и дело явно идет к «непопулярным решениям». В этой ситуации можно пойти двумя путями. Первый – это продолжить «пускать свою дымовую завесу», выигрывая время непонятно для чего: можно подумать, что иранских физиков от успеха отделяет максимум месяц-два. Эта тактика проигрышная по определению с очень малым «временным люфтом», и иранские стратеги не могут этого не понимать. Второй – действительно пойти на серьезные переговоры, уступая шаг за шагом свои позиции. Этот вариант неприемлем в настоящее время для Тегерана в силу его предельно жестких идеологических установок.

Таким образом, в иранское руководство поручило дипломатам и дальше «надувать щеки» и тянуть время, а более практичным людям – прорабатывать возможность создания экономических лазеек с целью максимального смягчения последствий возможного режима санкций. Если говорить проще, Тегерану необходимо создать инструменты, которые позволят тому же Китаю или Японии продолжить активно сотрудничать в прежнем объеме с Ираном в сфере покупки углеводородов и поставок необходимых технологий, но при этом формально поддержать «режим санкций» и сохранить свое «международное лицо». То же самое абсолютно справедливо и в отношении западноевропейских компаний.

В качестве таких рычагов иранцы пробует задействовать испытанное оружие, т.е. создание «свободных экономических зон». Среди них необходимо отметить свободную экономическую зону «Остров Киш», над созданием которой Тегеран в настоящее время активно работает, при этом особенно сильно эту работу не афишируя.

Исполнительным директором указанной зоны является Асадоллах Карими, который был назначен на эту должность в прошлом году. Фигура довольно примечательная. Ранее возглавлял фирму «Раджа», которая является одной из крупнейших региональных логистических железнодорожных компаний. «Раджа» в частности контролирует большую часть стратегических перевозок между Ираном, Турцией и Сирией. Последнее обстоятельство, по оценке ряда обозревателей, может свидетельствовать о тесных контактах А.Карими с КСИР. Очень возможно, что это и так. Другое дело связи эти, как представляется, должны быть очень глубоко законспирированы. Выбирая человека на должность исполнительного директора СЭЗ «Остров Киш», Тегеран, помимо чисто деловых качеств и весомой репутации в международном бизнес-сообществе, учитывал также и «нейтральность фигуры», что принципиально при введении санкций в отношении того же КСИР.

В начале февраля с.г. А.Карими посетил Италию, где провел консультации с рядом ведущих итальянских компаний на предмет инвестиций в СЭЗ «Остров Киш». По некоторым данным, его предложения нашли положительный отклик. Другим очень важным приоритетом деятельности А.Карими является вовлечение в орбиту своих бизнес-интересов республик Закавказья и Средней Азии, особенно Таджикистана и Казахстана (в последнем, кстати, сконцентрированы большие запасы урана). В ближайшей перспективе создание на базе свободной экономической зоны биржи по торговле нефтепродуктами со своим собственным брендом. В общем-то, с учетом важности этого вопроса для выживания Тегерана – это ключевая задача.

Ближайшим помощником А.Карими является бывший директор по международным связям Торговой палаты Ирана Ф.Энтарази. Это признанный специалист по привлечению зарубежных инвестиций в иранскую экономику в настоящее время активно и успешно «окучивает» потенциальных инвесторов в Азиатском регионе.

Отметим, что два этих хороших специалиста были назначены на свои посты сравнительно недавно, и общий процесс рекрутирования «профи» продолжается ударными темпами, что свидетельствует с одной стороны о важности поставленной задачи, а с другой – стремлением вывести «костяк» лояльной режиму бизнес-элиты из-под режима возможных санкций.

В иранском руководстве проект курирует лично вице-президент Е.Машаи, который по факту является и главным архитектором стратегии на этом направлении. В начале февраля он посетил Щвейцарию, где активно лоббировал привлечение зарубежных инвестиций в СЭЗ «Остров Киш». А если конкретней, то в строительство крупного курортного комплекса. В настоящее время над его проектированием активно работают малазийская «Веритас дизайн» и неназванные австрийские компании.

Но это «попутный газ» и «дымовая завеса». Основная задача все та же: организация нефтяной биржи, которая будет торговать нефтью за евро (!). Интересная идея, очень неприятная для США, и вполне интересная для Европы, чья валюта сейчас переживает не лучшие времена. В этом проекте уже выразил желание участвовать бахрейнский «Футурбанк», который является партнером иранского «Мели банка». Есть очень веские основания полагать, что и китайские финансовые институты и компании в стороне от этого проекта не останутся.

То, что СЭЗ «Остров Киш» будет использоваться для обхода эмбарго, сомневаться не приходится. Собственно первоначальная идея заключалась именно в том, чтобы позволить иностранным компаниям через свободную зону торговать с Ираном продукцией «двойного назначения». Например, в СЭЗ уже имеет представительство ирландская компания «Мак Авиейшн», которая в прошлом году продала Ирану авиационные технологии и оборудование. Там же активно работает компания «Гонконг электроникс», что подтверждает тезис том, что Пекин не ограничится ролью «стороннего наблюдателя». Кстати, по некоторым данным, последняя компания имеет непосредственное отношение к сотрудничеству с КНДР в ядерной области.

И напоследок еще один интересный факт. Во время своего визита в Щвейцарию, Е.Машаи, помимо лоббистской деятельности по продвижению проекта СЭЗ «Остров Киш», провел секретные консультации с американцами в отношении более злободневных для Вашингтона тем, а именно вопроса возможности обогащения иранского урана за рубежом. Несмотря на все публичные резкие заявления, такие переговоры между двумя заклятыми антагонистами не прекращаются и проходят под эгидой Женевы, которая официально представляет интересы американцев в Иране. По тем же данным, в этих консультациях обсуждался и вопрос взаимного обмена задержанных иранцев и американцев. Таким образом, Е. Машаи потихоньку превращается в главного «переговорщика» с иранской стороны. Что и логично: у бизнесменов находить компромисс получается лучше.

52.21MB | MySQL:103 | 0,421sec