Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (8-14 марта 2010 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили на палестино-израильском направлении и в Ираке. Визит вице-президента США Дж. Байдена на Ближний Восток и его переговоры с руководителями стран региона не привели к началу непрямых мирных переговоров между Израилем и палестинцами. По предварительным данным, на парламентских выборах в Ираке, состоявшихся 7 марта, лидирует коалиция «Государство закона», возглавляемая премьер-министром страны Н. аль-Малики.

В ходе работы отраслевой конференции в Париже, проходившей под эгидой Организации экономического сотрудничества, представители Израиля и Сирии объявили о намерении развивать национальные программы в области атомной энергии с целью обеспечения растущих потребностей двух стран в электроэнергии.

Главной целью посещения вице-президентом США Дж. Байденом стран региона (Израиля, палестинских территорий и Иордании) была подготовка к началу непрямых мирных палестино-израильских переговоров при американском посредничестве. Причем предварительно обе стороны вырази-ли согласие с такой формой диалога. О своей поддержке переговоров заявила Лига арабских государств. Однако 9 марта израильские власти (МВД) объя-вили о планах строительства 1600 единиц нового жилья в Восточном Иеру-салиме, на который претендуют палестинцы. Данное решение вызывало резко негативную реакцию у руководства Палестинской национальной админи-страции. Глава ПНА М. Аббас заявил, что, хотя «палестинцы по-прежнему привержены миру, как стратегическому выбору», они не намерены вести ка-ких-либо переговоров с Израилем до аннулирования решения о строительст-ве нового жилья в Иерусалиме. Поддержку палестинской позиции выразила ЛАГ. Король Иордании Абдалла II заявил, что «провокационные шаги Из-раиля подрывают все миротворческие усилия». Негативно оценили израиль-ские действия Россия, Китай, Евросоюз, Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Действия израильских властей привели к осложнению отношений с США. По словам американского госсекретаря Х. Клинтон, подобного рода шаги являются «глубоко негативным сигналом», препятствующим налажи-ванию мирного процесса на Ближнем Востоке. Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху отдал распоряжение о проведении расследования, почему сооб-щение о новом строительстве было объявлено во время пребывания в стране американского вице-президента Дж. Байдена и призвал «не паниковать» из-за временных трудностей в отношениях с США. Тем не менее, по сообщениям местной прессы, Израиль в ближайшие годы продолжит строительство нового жилья в восточной части Иерусалима.

Как видится, в обозримой перспективе палестино-израильский диалог, даже в случае его возобновления, вряд ли будет плодотворным, т. к. хорошо известные позиции сторон по основным, принципиально важным вопросам урегулирования конфликта коренным образом отличаются друг от друга, а их сближение, учитывая многочисленные причины, прежде всего внутреннего порядка, представляется крайне трудным делом.

В Ираке идет процесс подсчета голосов на состоявшихся 7 марта вы-борах депутатов нижней платы парламента. По предварительным итогам (по состоянию на 14 марта в различных провинциях подсчитано от 10 до 67 проц голосов), лидирует коалиция «Государство закона», которую возглавляет премьер-министр Ирака Н. аль-Малики. Сторонники коалиции имеют успех в 8 из 18 провинций страны, включая Багдад. В основном это южные регионы, населенные преимущественно шиитами. На втором месте находится светская либерально-патриотическая коалиция «Аль-Иракия» во главе с бывшим пре-мьер-министром страны А. Алауи. Его сторонники лидируют в четырех про-винциях с преимущественно суннитским населением в центре, на западе и севере Ирака, в т. ч. в крупнейшем городе севера страны Мосуле. Третье ме-сто занимает Иракский национальный альянс, объединяющий шиитские ре-лигиозные партии и движения. Альянс имеет успех в трех южных провинци-ях. Как и ожидалось, в трех провинциях, входящих в курдскую автономию, уверенно лидирует блок «Курдистан», объединяющий две ведущие курдские партии – Демократическую партию Курдистана и Патриотический союз Кур-дистана. Иракские оппозиционные партии выражают недовольство «медлен-ным и хаотичным» процессом подсчета голосов, высказывают опасения по поводу возможных случаев фальсификации результатов голосования.

В целом предварительные итоги парламентских выборов в Ираке сви-детельствуют, что ни одна из участвовавших в них коалиций, вероятнее всего, не сможет преодолеть 50-процентный барьер, необходимый для само-стоятельного формирования нового кабинета министров, а это повлечет за собой длительный и трудный процесс создания правительственной коалиции. Как ожидается, окончательные итоги выборов будут объявлены 18 марта.

Сложная обстановка сохраняется в Афганистане. Боевики движения «Талибан» продолжают активно действовать в различных районах страны. 13 марта они осуществили серию терактов (взрывов) в крупнейшем городе юга страны – Кандагаре, что привело к гибели 35 и ранениям 57 человек. Талибы заявили, что эти теракты являются «предупреждением» войскам США и НА-ТО, которые готовят крупную операцию против боевиков в провинции Кан-дагар. По оценке министра обороны США Р. Гейтса, побывавшего на ми-нувшей неделе в Кабуле, силам западной коалиции, несмотря на происходя-щие в Афганистане «положительные перемены», предстоят еще тяжелые бои. Гейтс обвинил Иран в финансировании талибов и двойной игре – одновре-менной поддержке кабульского правительства и талибских боевиков.

После Р. Гейтса в Кабул с кратким визитом прибыл президент Ирана М. Ахмадинежад, который в очередной раз осудил западное военное присутствие в Афганистане, подчеркнув, что оно «не является решением по установлению мира» в стране. Со своей стороны, президент Х. Карзай отметил помощь Ирана в деле реконструкции страны, в вопросах образования и обеспечения электроэнергией. Карзай выразил надежду на продолжение сотрудничества с Ираном «в деле достижения мира и безопасности в Афганистане». Визит М. Ахмадинежада в Кабул «вызывает беспокойство» американской администрации, заявил Р. Гейтс, хотя в Вашингтоне и считают, что «Афгани-стан должен строить хорошие отношения со всеми соседями», а они, в свою очередь, должны «справедливо обходиться» с кабульским правительством.

Завершив переговоры с М. Ахмадинежадом, Х. Карзай 10 марта напра-вился с двухдневным визитом в Пакистан. В Исламабаде глава афганского государства призвал власти соседней страны к активному взаимодействию в борьбе с экстремизмом и терроризмом, интенсивному развитию двусторон-него экономического партнерства, реализации ряда совместных проектов, в т. ч. в энергетической сфере. Все эти вопросы нашли конкретное отражение в совместной декларации, принятой по итогам визита. Президент Афганистана принял предложение Пакистана об оказании содействия в достижении при-мирения с талибами, но отклонил идею командующего пакистанской армией генерала А. Кияни о помощи в обучении личного состава афганской армии и полиции.

Палата представителей Конгресса США 10 марта подавляющим боль-шинством голосов отвергла проект резолюции с требованием незамедли-тельно начать вывод американских войск из Афганистана.

Президент Афганистана Х. Карзай 13 марта заявил о своем согласии допустить международных наблюдателей на избирательные участки во время предстоящих в стране парламентских выборов.

На минувшей неделе в различных районах Пакистана вновь было со-вершено несколько терактов. Наиболее крупный из них местные талибы осуществили 13 марта в Лахоре, где погибли 57 и получили ранения свыше 140 человек. В результате серии ударов американских беспилотных лета-тельных аппаратов по приграничным районам на северо-западе Пакистана на прошедшей неделе было убито до 20 человек. Всего же за последние месяцы от ударов американских БПЛА погибли свыше 500 человек, в т. ч. несколько видных лидеров талибов.

10 марта президент США Б. Обама продлил еще на один год односто-ронние экономические санкции против Ирана, введенные в 1995 г., мотиви-руя это тем, что, действия Тегерана по-прежнему представляют «чрезвычай-ную угрозу национальной безопасности, внешней политике и экономике США». Санкции запрещают американским компаниям проводить практически все финансово-экономические операции с Исламской республикой, но при этом разрешается экспортировать в ИРИ продукцию сельского хозяйства и медицинские препараты и импортировать из Ирана икру, фисташковые орехи и ковры. Ранее, 8 марта министерство финансов США сняло запрет на продажу Ирану разработанных американскими фирмами программного обеспечения для компьютеров, позволяющих пользоваться Интернетом, об-мениваться сообщениями, фото- и видеоматериалами. Данное решение наце-лено на то, чтобы иранцы «смогли реализовать свои основополагающие права и свободы, в том числе право на свободу слова и информации». Тем вре-менем ряд крупных западных фирм, в т. ч. англо-голландская «Шелл» пре-кратили продажу Ирану бензина и других продуктов нефтепереработки.

На минувшей неделе министр обороны США Р. Гейтс посетил Саудов-скую Аравию и ОАЭ. Основной темой его переговоров с политическими и военными руководителями аравийских монархий были Иран и его ядерная программа, двустороннее военно-политическое и военно-техническое со-трудничество, ситуация в зоне Персидского залива и Йемене. В Эр-Рияде и Абу-Даби Р. Гейтс стремился заручиться поддержкой арабской стороны в вопросе о введении новых международных санкциях против Ирана в связи с отказом Тегерана выполнять в полной мере требования резолюций Совета Безопасности ООН и МАГАТЭ по ядерной программе ИРИ. По словам Гейт-са, аравийские партнеры США понимают, что «санкции являются неизбежным следующим шагом» в деле предотвращения иранской ядерной угрозы, хотя саудовцы и скептически оценивают их реальную эффективность. Также обсуждались вопросы, связанные с усилением взаимодействия США с КСА и ОАЭ в деле укрепления их ПВО, ПРО и ведения разведки в зоне Залива. В ответ на визит Р. Гейтса в аравийские монархии, президент Ирана М. Ахма-динежад в присущей ему резкой форме осудил «чрезмерную» активность США в регионе.

Король Иордании Абдалла II на прошедшей неделе посетил с визитом Москву. На переговорах с президентом России Д. Медведевым обсуждались положение на Ближнем Востоке, проблемы арабо-израильского урегулирова-ния, реализация совместных проектов в сфере экономики, военно-технического и гуманитарного сотрудничества.

В столице Сомали Могадишо возобновились бои между правительст-венными войсками, которых поддерживают подразделения миротворческих сил Африканского союза, и отрядами радикальной исламистской группировки «Аш-Шабаб». Число жертв среди мирных жителей только в результате боев 11 и 12 марта составило 54 человека убитыми и свыше 140 человек ра-неными. По заявлению представителя временного сомалийского правитель-ства, армия намерена продолжать наступление на мятежников с целью их вытеснения из столицы.

В южных провинциях Йемена, особенно в Ад-Далиа и Абьяне не пре-кращаются выступления сепаратистских сил. В произошедших на минувшей неделе столкновениях сторонников независимости Южного Йемена с силами безопасности с обеих сторон имеются убитые и раненые. 9 марта президент Йемена А. А. Салех предупредил противников йеменского единства, что в случае продолжения их антигосударственных действий, они будут разбиты, но одновременно призвал сепаратистов к диалогу для обсуждения имеющих-ся у них претензий к центральному правительству.

12 марта Турция объявила об отзыве своего посла из Швеции после то-го, как депутаты шведского парламента приняли резолюцию, определяющую массовое убийство армян в османской империи в 1915-1917 гг. как геноцид. Одновременно премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган отменил свой визит в Швецию.

Приложение

 

 

Об алжирско-американских отношениях

 

 

Отношения между Алжиром и Соединенными Штатами на современ-ном этапе, несмотря на имеющиеся трудности и проблемы, характеризуются обоюдным стремлением сторон к их укреплению и развитию в различных сферах.

Алжирское руководство, учитывая роль США в мире, на Ближнем Вос-токе и в Африке, считает важным и необходимым поддерживать сбалансиро-ванные, равноправные и взаимовыгодные отношения с Вашингтоном в поли-тической, экономической и других областях. Усиливающаяся тенденция к глобализации мировой экономики и международных отношений также со-действует сближению двух государств, стимулирует заинтересованность Алжира в развитии связей с США. Американская администрация, принимая во внимание видную роль и место АНДР в Магрибе, Восточном Средизем-номорье, арабском мире и Африке, проводит кур на постепенное внедрение в Алжир, более тесную привязку этой страны к сфере своего влияния в поли-тике, экономике, а в последние годы и в военной области. При этом ключе-выми интересами США в Алжире остаются доступ к нефти, природному газу и сотрудничество в борьбе с терроризмом.

После избрания в 1999 г. А. Бутефлики президентом Алжира отноше-ния с Соединенными Штатами сделались одним из приоритетов внешней по-литики страны и стали развиваться более динамично. В 2001 г. А. Бутефлика посетил США с официальным визитом. В ходе переговоров в Вашингтоне стороны подтвердили обоюдное желание укреплять всесторонние связи, осо-бенно экономические. Американская администрация неоднократно выражала свою поддержку политике алжирского президента по достижению нацио-нального примирения в стране.

По оценке спецпредставителя президента США по Ближнему Востоку Дж. Митчелла, в настоящее время «у Алжира и США существуют отноше-ния, которые длятся уже давно, и это – крепкие, превосходные отношения. Мы надеемся, что сможем их усилить в будущем, чтобы работать вместе на достижение нашей общей цели, особенно в отношении Ближнего Востока, а именно: установлению мира в регионе». Алжир в последние годы регулярно посещают высокопоставленные представители госдепартамента и других американских правительственных ведомств.

Следует отметить, что США развивают отношения с Алжиром не в ущерб давним и прочным связям со своим стратегическим партнером Ма-рокко. В Вашингтоне учитывают сложный характер мароккано-алжирских отношений, многочисленные проблемы и сложности, имеющиеся между двумя соседними странами. Соединенные Штаты выступают за политическое урегулирование мароккано-алжирских противоречий, проведение прямых переговоров между Рабатом и Алжиром, в т. ч. по урегулированию проблемы Западной Сахары. Однако при этом американцы «не являются сторонниками навязывания решения какой-либо из сторон».

Алжир в целом негативно отнесся к созданию американцами специаль-ного Африканского командования ВС США и не желает тесно взаимодейст-вовать с этой структурой, предпочитая выработку коллективных мер безо-пасности в рамках Африканского союза.

Госдепартамент США в своих ежегодных докладах критикует Алжир по вопросам соблюдения прав человека в стране, включая ситуацию со сво-бодой вероисповедания, что вызывает острое раздражение алжирского руко-водства. Еще одним раздражителем в двусторонних отношениях стало внесе-ние американцами Алжира в январе 2010 г. в список «подозрительных» стран, граждане которых подвергаются жесткому предполетному досмотру (фактически обыску) в аэропортах США. Алжир заявил решительный протест в связи с этим решением, назвав его «дискриминационным» и потребовал исключения АНДР из «черного списка». В Вашингтоне пока отказываются сделать это, заявляя, что со временем список стран может быть пересмотрен.

Одно из важнейших мест в отношениях между Алжиром и США зани-мают экономические связи. Америка занимает первое место в алжирском экспорте (в 2008 г. свыше 23 проц, главным образом углеводороды) и пятое место (5,5 проц) в импорте. Годовой товарооборот между двумя странами превышает 11 млрд долларов. Американские компании активно действуют в алжирском нефтегазовом комплексе. До недавнего времени их ежегодные инвестиции в АНДР достигали 500 млн долларов. В 2006 г. Алжир и США заключили контракт на сумму 3 млрд долларов на строительство в средизем-номорском порту Скикда одного из крупнейших в мире заводов по производ-ству сжиженного природного газа (СПГ). Его мощность должна составить 4,4 млн тонн СПГ в год. Вместе с тем, после вступления в силу в Алжире в 2006 г. нового закона по нефтегазовой отрасли, в соответствии с которым доля от-числений иностранных компаний в алжирский бюджет была увеличена, а на-циональной государственной компании СОНТРАК предоставлено преиму-щественное право на разработку 51 проц всех месторождений нефти и при-родного газа на территории страны, активность иностранных, в т. ч. амери-канских компаний на местном нефтегазовом рынке несколько снизилась.

В 2006 г. Алжир и США подписали протокол о сотрудничестве в об-ласти мирного использования атомной энергии, который предусматривает «обмен опытом, технологиями, а также осуществление совместных проек-тов». Пойдя на сотрудничество с АНДР в атомной сфере, США продолжают настаивать на подписании Алжиром Дополнительного протокола к Договору о нераспространении ядерного оружия, что предоставит МАГАТЭ «право проверять, не существует ли какой-либо незадекларированной деятельности на алжирских атомных реакторах».

После терактов на американской территории в сентябре 2001 г. США и Алжир значительно расширили сотрудничество в борьбе с терроризмом. Причем обе страны выражают готовность всячески его усиливать и активи-зировать. По оценке Вашингтона, АНДР «остается одним из лучших партне-ров США в области борьбы с терроризмом». Взаимодействие в данной сфере осуществляется как на двусторонней, так и на многосторонней основе, в ча-стности, в рамках провозглашенной Соединенными Штатами в 2005 г. «Транссахарской контртеррористической инициативы». Причем речь идет преимущественно о борьбе с исламистской террористической группировкой «Аль-Каида в странах исламского Магриба», действующей как на территории Алжира, так и других стран Магриба и Сахеля. Американцы оказывают алжирцам содействие в борьбе с бандформированиями в пустынных районах Сахары, в подготовке специалистов и антитеррористических спецподразде-лений. На территории АНДР даже действовали подразделения американского спецназа. Стороны обмениваются инфрмацией о деятельности террористиче-ских организаций. Значительную помощь американцы оказывают поставками Алжиру специальной техники и снаряжения для борьбы с террористами. Так, алжирцы получили автотранспортные средства, приборы ночного видения, РЛС для наземного наблюдения, снимки со спутников и др. В январе 2010 г. Алжир запросил в США современные системы обнаружения взрывных уст-ройств, созданные на основе опыта действий американских войск в Ираке. В то же время алжирское руководство считает, что сотрудничество с США в борьбе с терроризмом вовсе не означает, что американцы могут получить во-енные базы на территории АНДР.

В последние годы заметное развитие получили связи между двумя странами по военной линии. В 2006 г. начальник штаба Национальной на-родной армии (ННА) Алжира генерал А. С. Гаид посетил с визитом США, став первым алжирским военным такого ранга, побывавшим в Америке. Ал-жир регулярно посещают высокопоставленные представители Пентагона. Продолжается практика направления на учебу в американские военно-учебные заведения алжирских военнослужащих. Действует программа «об-менов и сотрудничества» между флотами двух государств. С 2005 г. перио-дически проводятся совместные учения ВМС АНДР и США, а американские военные корабли регулярно заходят в алжирские порты. Вместе с тем, Со-единенные Штаты пока не вошли в число значимых поставщиков вооружения для ННА. Однако в январе 2010 г. в зарубежных военных СМИ появились сообщения об американо-алжирских переговорах о возможной поставке АНДР ракет класса «земля-воздух», боевых вертолетов АН-64 «Апач», бес-пилотных летательных аппаратов различных типов, другого вооружения. Всего речь идет о предполагаемых контрактах на сумму до 2-х млрд долла-ров.

В целом, как видится, Алжир и США будут поддерживать нынешний уровень двусторонних связей в политической, экономической и других об-ластях, а по возможности развивать и укреплять их. Однако в ближайшем будущем в отношениях между двумя странами вряд ли произойдут какие-либо кардинальные изменения.

52.17MB | MySQL:103 | 0,587sec