Референдум в Судане: что дальше?

Всеобщие выборы в Судане в апреле с.г, помимо прочего, являются первым серьезным экзаменом «на зрелость» для совершенно непредсказуемой для большинства наблюдателей государственной машины Юга. Джуба очень долго затягивала подготовку к выборам, затем «металась» между бойкотированием и участием, отметилась серьезными внутрипартийными разборками внутри Суданского народно-освободительного движения (СНОД), и теперь наконец-то определилась с участием.

Но выборы для южан вопрос второстепенный, основным испытанием для них станет референдум о независимости в 2011 году. Чем ближе срок его проведения, тем закономерней вопрос: А что дальше? Сейчас даже в Хартуме очевидно смирились с мыслью о неизбежном расколе страны. При этом никаких ясных сценариев о том, как этот «развод» будет организован, не имеется. Пока налицо «предвыборная лихорадка» и волнения по вопросу урегулирования в Дарфуре. Создается впечатление, что вопрос создания нового независимого государства на Юге не то что замалчивается, а как-то «оттесняется» на второй план. То есть в практике пока пространные рассуждения, что «нельзя допустить создания нового проблемного африканского государства, но право народа на самоопределение никто не отменял, и будут признаны любые итого референдума». Между тем, согласно Всеобъемлющему мирному соглашению (ВМС) на все вопросы по разделу имущества, долгов, демаркации границ отведено всего полгода. В июле с.г. Джуба и Хартум должны определиться со всеми этими вопросами, и начать жить раздельно. То, что вопросы хотя бы демаркации границы можно решить за полгода, не верится совсем.

Государственные институты на Юге абсолютно не подготовлены к «самостоятельной жизни». Если даже допустить, что все спорные нефтеносные районы Абъея отойдут к Югу, то все равно не совсем понятно, а что с этим всем «добром» будет делать Джуба. Нефтепровод на настоящее время существует один и идет он в Порт-Судан. Большинство месторождений требует дополнительных инвестиций и пока на полную мощность не работают. Существующая инфраструктура не позволяет организовать хоть сколько-нибудь эффективный экспорт другим способом.

При этом необходимо отметит, что нефтяные поля уже раскуплены международными компаниями, которые естественно совершенно не хотят ставить под угрозу свои инвестиции. То, что Юг станет независимым государством, понимают все, но теперь очень важен вопрос, когда и как произойдет «развод» в реальном исполнении.

Рискнем предположить, что это будет не в январе и не в июле 2011 года. Также рискнем утверждать, что заявления Хартума «о признании любых итогов референдума» тоже не являются лишь данью выполнения этапов ВМС. С учетом жарких дискуссий об увеличении гарантированных мест в парламенте для СНОД также становится очевидным, что и Джуба совсем не торопится насладиться «независимостью» уже летом 2011 года.

Для обсуждения выдвинем следующую версию развития событий. В январе с.г. южносуданское население на референдуме радостно проголосует «за независимость». Будет устроена торжественная процедура, салют и т.п. Все будут обниматься на улицах, и «бросать в воздух чепчики». Но реально все останется так, как и было. По крайней мере, до тех пор, пока не будет завершена постройка нового трубопровода до порта Мамбаса. Строить его по последним данным будут японцы. А вот сооружать НПЗ в Кении будут китайцы. Это к вопросу о «непреклонности» Пекина в отстаивании интересов Хартума. По самым скромным данным, займет это от трех до пяти лет. Вот примерно этот срок необходимо отвести на дальнейшее «мирное» и фактически единое, несмотря на все декларации, существование Судана. Кстати, этот тезис активно отстаивает лидер северосуданской партии «Умма» С.аль-Махди. Он вообще полагает, что время «работает» исключительно на интересы сохранения единства Судана. То есть чем дольше «переходный период», тем больше шансов на создание конфедерации.

Рискнем также предположить, что примерно о таком варианте развития событий после наступления часа «Х» «подписанты» ВМС уже договорились, или хотя бы наметили пунктиры. Опять же есть все основания полагать, что с северосуданской стороны над этим вопросом работает второй вице-президент А.Таха, а со стороны Джубы – Р.Машар.

В качестве аргумента в пользу этой версии говорит абсолютная зависимость Джубы от поступающих согласно ВМС нефтедолларов. Сокращение поступлений в прошлом году из-за последствий финансового кризиса и падения цен на нефть привело автоматически к поднятию «градуса» внутренних разборок в самой СНОД. В случае полной независимости в январе 2011 года и одномоментного прекращения действия ВМС это приведет к южносуданской гражданской войне. К этому руководство Юга не готово и воевать больше не желает. Степень внутренних противоречий в СНОД и так «зашкаливает». Например, на последнее выездное заседание южносуданского правительства не были приглашены представители нуэр, что обеспокоило медиаторов и бизнесменов.

В этой ситуации Джубе просто не остается другого выхода, как согласиться на введение некого «переходного периода», в процессе которого будет существовать и общий парламент, и правительство национального единства. Сложилась уникальная ситуация, когда референдум и независимость в большей степени нужны южносуданской «улице», которая очень долго за это воевала, и которую надо «успокоить». Верхушка СНОД к самостоятельному существованию и руководству экономикой явно не готово, в крайнем случае, до строительства альтернативных нефтепроводов.

«Выпустить пар» населения, которое, похоже, начинает понимать куда деваются причитающиеся им нефтедоллары, путем возобновления боевых действий с северянами Джуба конечно может. Но опять же боеспособность южносуданской армии вызывает большие вопросы. Но самое главное, что такой вариант событий сразу же лишает верхушку СНОД потока гарантированных нефтедолларов, к которому она быстро привыкла, как и к всему хорошему. Не будем исключать и резко негативной реакции международных бизнес-кругов, что может резко сказаться на инвестиционном климате на Юге. Да и Хартуму уменьшение и без того сократившегося из-за экономического кризиса экспорта нефти по причине нестабильности на Юге и в Абъее «смерти подобно».

Большой проблемой при реализации такого сценария остается общая политическая наивность стратегов из СНОД. В силу этого они могут совершать абсолютно алогичные действия, которые очень трудно в настоящее время спрогнозировать.

В Хартуме, конечно, собрались более искушенные люди, но и они тоже не вполне предсказуемы в случае начала эскалации конфликта. В частности, по некоторым данным, лидер печально знаменитой группировки «Гнев божий» (LRA) со своими бойцами перебрался из ЦАР в Дарфур. Зачем это надо Хартуму, пока непонятно. Может для того, чтобы надавить на боевиков СОД А.Нура, а может для создания некого рычага давления в случае необходимости на Южный Судан, где бойцы LRA долгое время партизанили.

Несмотря на эти доводы, останемся оптимистами в том, что наиболее вероятным сценарием развитий событий после 2011 года будет все-таки заключение новых рамочных соглашений между Джубой и Хартумом. В всяком случае, это наиболее выгодный для них вариант развития событий.

52.31MB | MySQL:103 | 0,505sec